Алёна Киселёва
Использование игровых приемов в процессе обучения детей 4–5 лет конструированию из деталей конструкторов
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых приемов в процессе обучения детей 4–5 лет конструированию из деталей конструкторов
Киселева Алёна Александровна
Воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №90 «Подсолнушек»,
НМР РТ
Статья на тему: Использование игровых приемов в процессе обучения детей 4-5 лет конструированию из деталей конструкторов
Публикация «Использование игровых приемов в процессе обучения детей 4–5 лет конструированию из деталей конструкторов» размещена в разделах
Современные дети живут в эпоху активной компьютеризации и робототехники. Сегодня государству нужны высококвалифицированные специалисты, обладающие высокими интеллектуальными способностями. Причем начинать обучение будущих специалистов следует не в вузах, а гораздо раньше – в дошкольном возрасте, когда детей особенно интересует техническое творчество. Необходимо развивать технический вид мышления, аналитический ум и другие личностные качества.
Конструирование всегда было в детском саду, но если раньше ставили приоритеты на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь нужен новый подход в соответствии с новыми стандартами. Конструирование в детском саду осуществляется с детьми всех возрастов в виде доступных игр, от простого к сложному.
Конструирование с детьми в игровой познавательной форме позволяет узнать много важного и интересного, а также развивает необходимые в дальнейшей жизни навыки. В силу своей универсальности конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.
В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Обучающиеся учатся работать c предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Кроме этого, применение конструктора на занятиях в рамках дополнительного образования помогает развитию творческих cпособностей и коммуникативных навыков - так как предполагает не только обcуждение и cравнение индивидуально cозданных моделей, но и cовместное их уcовершенствование, и преобразование для последующей игры.
Ко всему прочему, игры c конcтруктором – это лучшая возможность научить ребенка выдержке, внимательности и усидчивости.
Значение конструирования в формировании личности ребенка очень велико:развиваются технические навыки детей; наблюдательность, сосредоточенность, настойчивость и внимание; формируются эмоциональные и волевые качества личности – дети учатся чувствовать удовлетворение от полученного результата; они стремятся завершить строительство до конца; возникает интерес к совместному строительству и обыгрыванию того, что было построено вместе; развивается мышление, память и способность творить самостоятельно.
Все игровые приемы в процессе обучения детей конструированию условно можно разделить на две большие группы: игровые ситуации по типу режиссерских игр; сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Игровые приемы в обучении детей конструированию позволяют воспитателю анализировать и оценивать их ярко, убедительно и интересно. При этом крайне важно, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к продукту деятельности, но и раскрывали ее преимущества и недостатки, а также помогали выявить причины неудач и успехов.
Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приёмы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра на занятии должна быть похожа на настоящую игру. Игровыми приемами обучения детей 4-5 лет конструированию из деталей конструктора являются : игровая задача, сюжетно-ролевой замысел, игровые действия и способы их выполнения; обыгрывание постройки; обыгрывание незаконченной постройки.
Возможности дошкольного возраста в развитии навыков конструирования в настоящее время воспитателями используются недостаточно. Развитие навыков конструирования можно развить у детей 4-5 лет с помощью деталей конструкторов. Актуальность обучения детей конструированию из деталей конструктора с использованием игровых приемов значимо для дошкольного образования, так как является средством интеллектуального развития детей, развивает познавательные способности, мышление, воображение; позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
Цель проекта – развитие навыков конструирования у детей 4-5 лет с использованием игровых приемов.
Исследование проходило в три этапа: констатирующий этап эксперимента, на котором проведено первичное исследование навыков конструирования у детей 4-5 лет; формирующий этап эксперимента, на котором разработан и реализован проект по конструированию из деталей конструктора с использованием игровых приемов для детей 4-5 лет; контрольный этап эксперимента, на котором проведено повторное исследование навыков конструирования у детей 4-5 лет.
Исследование навыков конструирования у детей 4-5 лет проходило по методике «Методика диагностики сформированности конструкторских способностей посредством наблюдения»В. П. Дубровой.
Данная методика позволяет выявить навыки конструирования по образцу и по замыслу.
Оценка результатов навыков конструирования по образцу :
Высокий уровень: ребенок может самостоятельно сделать постройку, без ошибок расположения деталей конструктора, воспроизводит поделку правильно, без помощи взрослого.
Средний уровень: ребенок самостоятельно строит постройку по образцу, но делает незначительные ошибки, правильно выбирает детали конструктора, но затрудняется определить их пространственное расположение, однако путем проб и ошибок может самостоятельно закончить постройку.
Низкий уровень: ребенок не может прочитать образец постройки, ошибается в выборе деталей, не правильно располагает детали, готовая постройка не похожа на образец, требуется постоянная помощь взрослого.
Оценка результатов навыков конструирования по замыслу :
Высокий уровень: ребенок может самостоятельно задумать замысел поделки, рассказать о своем замысле, придумать название; может создать развернутый замысел конструкции, может описать ожидаемый результат постройки, знает некоторые способы конструирования, самостоятельно реализует свой замысел без помощи взрослого.
Средний уровень: ребенок может определить замысел постройки, способ конструирования находит практическим путем, но все же требует помощи у взрослого; постройка может получиться условной, затрудняется рассказать о своем замысле, может его реализовать частично.
Низкий уровень: ребенок не может придумать замысла постройки, если придумывает, то тема меняется в процессе конструирования; создаваемая конструкция нечеткая; ребенок не может объяснить особенности своей постройки, начиная создавать одну конструкцию, получает совсем другую.
Результаты реализации проекта по конструированию из деталей конструктора с использованием игровых приемов для детей 4-5 лет показали положительные результаты. Дети экспериментальной группы стали знать способы конструирования из деталей конструктора, стали воспроизводить постройки по образцу, придумывать и воспроизводить постройки по замыслу. У дошкольников повысился уровень наблюдательности, мышления, фантазии и воображения. Будем продолжать вести педагогическую работу в данном направлении.
Список литературы:
1. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Планы и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 569 c.
2. Лыкова, И. А. Конструирование в детском саду. Средняя группа / И. А. Лыкова. - М. : Цветной мир, 2015. - 144 c.
3. Лыкова, И. А. Конструирование в детском саду. ФГОС ДО / И. А. Лыкова. - М. : Цветной мир, 2017. - 410 c.
4. Малышева, А. Н. Конструирование в детском саду. В помощь воспитателям и родителям / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. - М. : Академия Развития, Академия Холдинг, 2017. - 144 c.