оксана васютина
Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича для всестороннего развития дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича для всестороннего развития дошкольников.
Авторы: Малиновская Е. А., Васютина О. Н.
Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, период для развития многих психических процессов. Именно в этом возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Все это создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка внимания, памяти, мыслительных операций, речи, воображения. Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, так как им предстоит учиться в школе. Всестороннее развитие повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. На сегодняшний день вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста остается актуальным. Такие дети легче учатся, уверенны в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке, быстрее запоминают материал.
Публикация «Использование игровой технологии „Сказочные лабиринты игры“ В, В, Воскобовича для всестороннего развития дошкольников» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Наше дошкольное учреждение стало участником региональной инновационной площадки по проблеме «Апробация игровой технологии интеллектуально- творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры»
В. В. Воскобовича в дошкольных образовательных организациях Белгородской области» нами была определена технология В. В. Воскобовича, основанную на игровой деятельности.
Игровая деятельность может осуществить всестороннее развитие детей, в процессе которой у ребёнка формируется воображение и приобретается опыт общения со сверстниками, символическая функция сознания, дети познают правила поведения в обществе и постигают нравственные ценности. В условиях реализации ФГОС ДО развивающие игры стали очень востребованы так как как они являются главным звеном в обучении, развитии и воспитания каждого ребенка.
В чем особенность игр В. В. Воскобовича?
1. Конструктивность элементов. Игры включают отдельные элементы, которые являются средствами конструирования. К примеру, в «Геоконте» - динамичная «резинка» как средство конструирования, в «Квадрате Воскобовича» - жесткость и гибкость одновременно.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр. Одна и та же игра привлекательна для детей и трех, и семи лет, и даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
3. Многофункциональность. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. В отличие от других дидактических разработок, материал изложен так просто, что им могут воспользоваться родители, педагоги и воспитатели без дополнительного обучения.
4. Сказочная «огранка». Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения.
Внедрение технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» происходит в несколько этапов.
На первом этапе дети знакомятся с персонажами сказок, жителями «Фиолетового леса». Для каждого ребенка подбираются игровые задания, опираясь на индивидуальные особенности, способности и интересы. В процессе игры ребенок становится действующим лицом сказочных приключений и событий, преодолевает вместе с главным героем препятствия, приходит к долгожданной победе.
Технология решает следующие задачи:
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал. _
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений.
6. Построение педагогического процесса, способствующего интеллектульно-творческому развитию детей в игре.
Суть данной технологии в игре, которая заставляет ребенка нестандартно мыслить, не понимая того что он обучается.
Единое сказочное пространство (Фиолетовый Лес, Коврограф «Ларчик») и сквозные персонажи (Ворон Метр, Малыш Гео, Незримка Всюсь, Радужные гномы) – характерная особенность всех сказок и игр данной технологии.
Особенно большой интерес дети проявляют к коврографу «Ларчик», используют его оборудование во всех видах деятельности.
Сказочные персонажи «Лопушок», «Гусеница Фифа», «Гномы», «Шуты – акробаты», «Зверята – цифрята», помогают детям развивать внимание, память, мышление, воображение, знакомят с цифрами, с составом числа. На коврографе дети учатся решать задачи, составлять равенство и неравенство, решать арифметические примеры, проводить графические диктанты, закреплять геометрические фигуры и понятия, выполнять сложные глазомерные действия. Ориентироваться в пространстве и на плоскости помогали животные «Лев» - левый верхний угол, «Лань»- левый нижний угол, «Пони» - правый нижний угол, и птица «Павлин» - правый верхний угол.
В игровой и занимательной форме проводится подготовка детей к обучению грамоте, формируются первоначальные навыки чтения.
На втором этапе дети осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки дизайна, а затем выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации.
Благодаря игре «Геоконт», дети погружаются в мир геометрии, знакомятся с основными понятиями: «прямая», «горизонтальная, вертикальная, наклонная линия».
Освоив эти понятия, дети переходят к конструированию простых геометрических фигур: большой и маленький квадрат, узкий или широкий прямоугольник и дети учились давать характеристику геометрическим фигурам. В начале задания выполняются по готовым схемам и только тогда, когда дети стали воображать и придумывать фигуры сами, их подводят к выполнению заданий по собственному замыслу.
На третьем этапе появляется соревновательный момент: у детей развивается умение действовать согласованно, соблюдать очерёдность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству: «Домино», «Геоконт», «Игровизор», «Ларчик», «Копилка цифр», «Волшебная восьмёрка».
Развивающий эффект технологии заключается в новом способе приобретения детьми знаний, позволяющем ребенку самостоятельно, под руководством педагога, который в этом увлекательном процессе становится партнером ребенка, и с помощью определенных правил в игровой интегрированной деятельности в форме дружеской поддержки передает ему свой опыт. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают ребёнка к мышлению, развитию и творчеству.
Система работы с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича это один из эффективных способов интеллектуально-творческого, коммуникативного и личностного развития ребёнка.
Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича предусматривает скоординированную поддержку развития воображения и других творческих способностей ребенка, использование всей многообразной «палитры» детских деятельностей, куда входят и игра, и изобразительное творчество, и конструирование, и восприятие сказок, и учение, и общение, и многое другое. Это предполагается осуществлять в рамках всех направлений образовательной работы с дошкольниками, от физкультурно-оздоровительного до художественно-эстетического. Такой подход является залогом обеспечения полноценного психического развития ребенка.
Список литературы:
1. Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. - СПб. ,2000. 5. Столяр А. А. Давайте поиграем. - М., 1991.
2. Воскобович В. В., Харько Г. Г., Балацкая Т. И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».- СПб. : Гириконт, 2000.
3. Развивающие игры Воскобовича. Сборник методических материалов / под ред. Воскобовича В. В., Вакуленко Л. С. – М. : ТЦ Сфера, 2015.