Айгуль Сахаутдинова
Использование игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Коврограф «Ларчик» В. В. Воскобовича
(Слайд 1) Всем нам давно известно, что каждый дошкольник это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Наша задача- помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для ума.
Образовательная деятельность в нашей группе строится на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогобидзе и др., которая сама по себе несет развивающий характер и предоставляет широкие возможности для использования технологий развивающего обучения.
Публикация «Использование игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного образования» размещена в разделах
Развивающие игры Воскобовича мы используем в подгрупповой и индивидуальной совместной деятельности.
Рассмотрим детально наиболее популярные игры Воскобовича в нашей во второй младшей группе. Сразу хочу предупредить, мой опыт работы по данной технологии не большой.
Немного истории
Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик.
Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. В. В. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы».
Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик развивающих и коррекционных игр.
Я хотела бы познакомить Вас с игровым комплексом «Коврограф Ларчик». Данное универсальное средство обладает рядом особенностей (слайд 2) :
-Многофункциональностью (Средство решает множество образовательных задач)
-Широким возрастным диапазоном участников (От самых маленьких 3-4 года до младших дошкольников)
-Образностью и мотивацией («КЛ» сопровождают неповторимые образы-персонажи, с которыми ребенок «проживает» всю игровую ситуацию. Они являются прекрасными психологическими мотиваторами к выполнению игровых и учебных дествий)
-Образностью и универсальностью (Игровые задания сопровождаются добрыми сказочными образами, что помогает детям постигать математику, логику, начала знакомства со звуками-буквами, осваивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, овладевать образностью речи)
-Сказочностью (Все игровые ситуации сопровождает сказочный сюжет, путешествия, преодоление трудностей, разрешение сложных ситуаций, нахождение верного решения)
-Вариаивностью (Наличие в каждом игровом задании множества вариаций проигрывания ситуаций, возможностью придумывания все новых и новых способов их разрешения)
-Незавершенностью игровых действий (Использование разнообразных игровых заданий,адач, требуюих все новых неоднозначных решений)
-Творческим потенциалом (реализация всех задумок, составление множества образов, соединение их в истории и сказки, обыгрывание
Пособие способствует: (Слайд 3)
-проведению комплексной работы по развитию памяти, внимания, мышления и воображения;
-осуществлению целенапрвленного сенсорного развития;
-логико-математического развития ребенка;
-ознакомлению с окружающим миром;
-совершенствованию речи и обучению чтению;
-развитию ворчества
«Коврограф Ларчик» (Слайд 4)
Ковролиновая основа, жестко крепится на стене, размер 1,25*1,25 м, размер клетки 10*10 см, разработан для детей от 3 до 10 лет.
Это, по сути, альтернатива фланелеграфа. У фланелеграфа есть такой минус - с него падают прикрепленные предметы. У коврографа предусмотрены всевозможные зажимы, карманы, липучки и прочее, для того чтобы все держалось намертво.
«Коврограф Ларчик» содержит:
- сенсорно-конструктивные элементы (веревочки, кружочки, разноцветные квадраты и круговерт) (слайд 5, 6, 7, 8)
- образные элементы (образы букв, образы цифр, 10 цветных гномиков, пространственные карточки Лев-Павлин-Пони-Лань, слоники Лип-лип и Ляп-ляп) (слайд 9, 10, 11, 12, 13)
- знаковые элементы (буквы, цифры, знаки и карточки отрицания на прозрачной основе) (слайд 14)
- вспомогательные элементы (зажимы, кармашки 10, касса) (слайд 15, 16)
(слайд 17)
Игровые ситуации для детей дошкольного возраста по образовательным областям ФГОС
Построение занятия на основе сказочного сюжета является одним из эффективных путей активизации познавательных процессов детей раннего и дошкольного возраста.
Основными сказочными областями являются «Ковровая Поляна». Главные персонажи – «Слон Лип-Лип» и «Слоник Ляп-Ляп». Слон-это крупное животное. Кому, как не Слону, его нести. «Слон Лип-Лип» и «Слоник Ляп-Ляп»-это хранители «Коврографа». К «Коврографу» все липнет, а прикреплять-это страстное увлечение Слона, поэтому его и так назвали «Лип-Лип». У Слоника такая же страсть, но он маленький, и как у всех малышей, не всегда у него все получается идеально прикреплять элементы, бывают «ляпы», оттого и зовут его «Ляп-Ляп». Эти герои любят яркие впечатления, приглашают гостей к себе поиграть.
Ларчик-фольклорный образ, символизирующий бесконечность (как скатерь-самобранка)-достаешь из ларчика всякое-разное, а оно не заканчивается.
Разделение игровых ситуаций на отдельные блоки весьма условное, так как в каждой игровой ситуации прослеживается интеграция всех 5 образовательных областей.
Социально-коммуникативное развитие
«Помоги гномикам найти свой домик» (Слайд 18, 19)
Однажды на небе появилась большая дождевая туча, она закрыла солнышко. На полянке стало темно, и пошел дождь. Гномики Кохле, Желе, Зеле, Селе испугались. Помогите гномикам найти свои домики. Зажгите фонарики над их домиками, чтобы гномики спрятались от дождя каждый в свой домик.
«Помоги грустным гномикам перебраться на левый берег» (Слайд 20, 21)
На Ковровой поляне протекает Радужная река. На правом берегу реки все время была дождливая погода, солнышко пряталось за облаками. А на левом берегу всегда светило солнце, было тепло и радостно. И решили веселые гномики пригласить грустных гномиков к себе на левый берег. (Дети, используя кружочки соответствующего цвета, строят гномикам справа мост, чтобы они могли перебраться к гномикам слева).
-Как вы думаете, почему на правом берегу гномики грустные? Как помочь перебраться гномам с одного берега на другой?
Познавательное развитие
Игровые ситуации для самых маленьких
(дети до 4 лет)
«Лесная полянка» (Слайд 22, 23)
Гномы отправились в лес за ягодами. Кохле собирает только красные ягоды, Желе – желтые, Селе – синие, Зеле – зеленые.
«Слон Лип-Лип собирает ягоды» (Слайд 24, 25)
На игровом поле три веревочки-тропинки (можно пересекающиеся). Вдоль тропинок расположены по 3 ягоды-кружка так, чтобы по набору ягод, указанных в инструкции, можно было найти тропинку. Лип-Лип хочет найти ягоды одного цвета и размера.
Речевое развитие
Игровые ситуации для самых маленьких
(дети до 4 лет)
«Большие и маленькие» (Слайд 26, 27)
Слон Лип-Лип и Слоник Ляп-Ляп гуляли по Ковровой Поляне и увидели высокие и низкие деревья (высокое и низкое из желтых веревочек, высокое и низкое из зеленых веревочек, а вокруг них ветер разбросал много листочков. Решили Слоники украсить заново деревья: Лип-Лип высокое дерево большими листочками, Ляп-Ляп низкое дерево маленькими листочками.
Художественно-эстетическое развитие
Игровые ситуации для самых маленьких
(дети до 4 лет)
«Соберем бусы» (Слайд 28, 29)
Гусеница Фифа начала собирать бусы для своей подружки девочки Дольки.
Какого цвета бусинки она использовала?
Догадайся, какая бусинка следующая.
Давай поможем Фифе собирать бусы.
Физическое развитие
Игровые ситуации для самых маленьких
(дети до 4 лет)
«Искупаем слонят» (Слайд 30, 31)
Однажды Слон Лип-Лип и Слоник Ляп-Ляп решили искупаться, а поблизости воды не было. Давайте поможем большому Слону и маленькому Слоненку. Большого Слона будем поливать большими капельками, а маленького – маленькими.
(Слайд 32)
В заключении хотелось бы сказать, введение нового ФГОС ДО связано с необходимостью стандартизации содержания дошкольного образования, которая призвана обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Во главу угла ставится индивидуальный подход к ребенку и игра, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
Изменяется и способ организации детских видов деятельности: это больше не руководство взрослого, но совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка как наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Данный подход как нельзя лучше отражен в использовании универсальных средств – «Коврографа Ларчик», где раскрывается каждая из областей, происходит их органическая интеграция.
Спасибо за внимание! (Слайд 33)