Мария Нагорная
Использование игрового материала и оборудования на занятиях по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами своими исследованиями по использованию игрового занимательного материала по ФЭМП у дошкольников.
Слайд №2
Математика – наука
Хороша и всем нужна
Без нее прожить нам трудно
Без нее нам жизнь сложна.
Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Публикация «Использование игрового материала и оборудования на занятиях по ФЭМП» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Никто не сомневается и не оспаривает роли математики в развитии человечества. Однако математика в школе продолжает оставаться одним из наиболее трудоемких предметов. Как же быть? Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить переход от дошкольного обучения к школьному образованию?
Слайд №3
По данной теме, я ознакомилась с существующими ныне методиками по ФЭМП.
Это работы таких авторов как: Леушина, Ерофеева, Колесникова, Новикова, Соловьева, Петерсон.
Конечно же все они отличаются как по содержанию, так и по форме подачи материала, однако общее, что определяет все эти методики то, что все вышеперечисленные авторы делают упор на игру, как на средство, метод и форму организации учебно-воспитательной деятельности дошкольников.
Значит мы, воспитатели не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит цель воспитателя - научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят, что их чему – то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей.
Начиная работу с новой группой детей, я стараюсь изучить эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом мне помогает проективная беседа, которая проводится индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.
Слайд №4
Один из тестов предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Воспитатель показывает ребенку таблицу с изображением пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:
1. «Математический домик» - украшен цифрами
2. Домик для грамоты – буквами
3. Карандаши и краски на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.
4. Книги – здесь можно послушать сказки.
5. Игрушки – здесь можно играть.
Воспитатель спрашивает ребенка:
«Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом – учиться читать, в пятом – играть. В каком домике тебе будет интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?»
Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремиться «посетить» этот домик.
Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики.
Это естественно, потому что игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. В сказке также много привлекательного для малыша – и сюжет, и персонажи, и счастливый конец, которому ребенок бывает очень рад. Слушая сказку, он хочет повлиять на события, помочь героям преодолеть преграды, соучаствовать в происходящем.
Эту особенность сказки можно использовать в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемно – познавательные ситуации. Помогая сказочному герою, дошкольник вовлекается в решение задач на сообразительность, где необходимо применять математические знания.
Слайд №5
Итак, учитывая интерес ребенка к игре и сказке, можно применить ряд занятий, объединенных под общим названием: «Математические сказки».
«Поможем Золушке»
«Буратино ждет гостей»
«В плену у Снежной Королевы» и др.
Например, занятие «Поможем Золушке. В его основу положен сюжет знакомой сказки Ш. Перро.
Для того чтобы попасть на бал, Золушка должна справиться с заданиями, которые дала ей мачеха. Одной ей, конечно, не справиться и ребята помогают Золушке приготовить обед, залатать ковер, вышить узором полотенца. Казалось бы, ничего общего с математикой, но на протяжении 30 минут дети, помогая сказочному персонажу, решают задачи, считают, сравнивают числа, решают разного рода логические головоломки.
В занятии «В плену у Снежной Королевы» дети помогают Герде склеить волшебное зеркало, то есть выполняют упражнение «Сложи квадрат».
Дети обычно с большим интересом включаются в работу и с удовольствием помогают сказочным персонажам справиться с заданием.
Слайд №6
Развитие речи детей так же является важным этапом подготовки детей к школе, поэтому на своих занятиях я широко использую разного рода речевой материал – стихи, считалки, загадки, задачки в стихотворной форме, которые помогают оживить занятие, наполнить его эмоциональным содержанием.
Задание «Дорисуй фигуру» в сказке «Буратино ждет гостей» Буратино нарисовал портрет Пьеро, но как всегда впопыхах допустил много ошибок.
Задание звучит следующим образом:
Знания ваши нужны мне сейчас
Очень надеюсь, ребята на вас
Вот тут нарисован неверный портрет
Каких на портрете деталей нет?
Попутно дети закрепляют знания о геометрических фигурах.
В сказке «Гуси – лебеди» дети прячутся от Бабы Яги под яблонькой, но ведь в наших сказках все связано с математикой и значит яблонька тоже необыкновенная – загадочная. Чтобы сорвать яблочко нужно ответить на вопрос или решить задачку.
Причем попутно закрепляем знания цифр. Задаю вопросы: «Сорви яблоко с цифрой 7» или «Сорви любое яблоко. Какая цифра на нем изображена?»
Кроме того, помогают активизировать интерес детей к занятию и разного рода физкультминутки, пальчиковые игры, которые ребята выполняют вместе с героями сказок.
Слайд №7
Так же необходимо использование дидактических игр и упражнений.
Любая логическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
В начале предлагается использование самых простых игр : игры с разборными башенками, бочонками, упражнения с конструктором и цветными логическими блоками, целью которых освоение свойств, и обозначение их словами «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине: «Найди все фигуры (блоки, детали, как эта» по цвету (по размеру, форме). «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по форме, размеру). «Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. В игре «Цепочка» от произвольно выбранной фигуры детям нужно построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера); чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур; чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы.
Слайд №8
Аналогично организуется игра с разноцветными фигурами «Раздели фигуры» : детям предлагается разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Более сложный вариант этой игры: разделить фигуры так, чтобы у мишки оказались все красные, а у зайки все квадратные.
Слайд №9
Для прочного усвоения знаний детей нужно заинтересовать действиями с математическим материалом. Для этого в игре используются привлекательные наглядные пособия, занимательный разговор с математическими шутками, создается хороший эмоциональный фон. В качестве иллюстративного материала используются игрушки, предметы быта, постепенно включается деятельность с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, простейшими схемами. Далее целью использования лего-конструктора и логических блоков, геометрических фигур в играх становится научить решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Слайд №10
В работе увеличивается доля словесного занимательного материала – задачки-шутки, считалки, игровые задания, словесные игры и упражнения, в основе которых действия по представлению («Кто быстрее назовёт», «Что длиннее, что короче?», «Как по-другому?», «Найди и назови»). Для поддержания интереса постоянно вносятся элементы занимательности, соревнования. Предлагаются задания, в которых тренируются произвольное внимание и память (игровые упражнения «Что изменилось?», «Кто запомнит?», «Молчанка»).
Широко используется занимательный материал, направленный на упражнение детей в счете и отсчете предметов, в группировке предметов по разным признакам. Изучение количественных отношений, определение большего и меньшего числа сочетается с игровыми упражнениями в счете с участием различных анализаторов (игры на счет звуков, движений, предметов путем обследования).
Слайд №11
Учитывая, что дети должны ориентироваться в пространстве, в практику работы могут быть логические игры и лабиринты.
Слайд №12
Создание развивающей среды в группе
Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, организационную, коммуникативную функции.
Важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. Развивающая среда открытая, динамично изменяемая, меняется в зависимости от темы, задач на данный период.
Математический уголок наполнен раздаточным счетным материалом,
занимательным и познавательным математическим материалом, логико-математическими играми, наборами геометрических фигур, познавательными книгами, развивающими тетрадями.
Это и игры «Подбери по цвету (по нескольким цветам, по форме)», «Подбери заплатку», «Направо – налево», «Геометрическое лото», и логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизинера, кубики Никитина, альбомы для игр с ними, и т. д.
Слайд №13
Особое место отведено геометрическим головоломкам «Танграм», «Собери фигуру», мозаике, конструкторам.
Слайд №14
Сотрудничество с родителями
Наилучших успехов можно добиться только совместно с родителями. С ними проводятся различные мероприятия: групповые родительские собрания, консультации, конкурсы и др.
В родительском уголке выставляется материал по обучению детей математике в процессе игр дома, на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы). Тем самым перед родителями раскрывается содержание работы с детьми по обучению началам математики в соответствии с возрастом. В результате проводимая работа направлена на то, чтобы родители увидели важность и необходимость игровых приемов в развитии ребенка.
Слайд №15.