Надежда Хомутникова
Использование игр и экспериментов для развития звукового восприятия и артикуляции
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игр и экспериментов для развития звукового восприятия и артикуляции.
Одной из главных целей обучения родному языку является формирование у детей речи, которая была бы грамматически правильной, богатой лексикой и четко выговариваемой. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия играет важную роль в овладении навыками чтения и письма, способствует развитию всей речевой системы дошкольника и создает основу для успешного обучения в школе. Планомерная работа по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия помогает детям лучше понимать и различать окончания слов, приставки, общие суффиксы, а также выделять предлоги в предложении и т. д., что имеет важное значение для формирования навыков чтения и письма.
Публикация «Использование игр и экспериментов для развития звукового восприятия и артикуляции» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поскольку основой обучения грамоте является речевой слух, фонематическое восприятие и навыки анализа звуков, важно выявлять недостатки фонематического слуха у детей в более раннем возрасте и организовывать систематическую работу по его развитию. Дети в возрасте от 3 до 5 лет обладают повышенной чувствительностью к звуковой стороне речи, которая позднее может утратиться.
Начинать эту работу можно с развития слухового внимания и слуховой памяти, используя неречевые звуки. Для заинтересовывания детей звучащими словами и звуками необходимо со звуками играть. Дидактическая игра со звуками стимулирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогает им преодолевать трудности, тренировать свои силы и развивать способности и умения.
Использование звуков, как речевых, так и неречевых, открывает возможности не только для игр, но и для экспериментов. Например, детям можно предложить роль звукорежиссера или волшебника, способного придать звук любому предмету, или же роль экспертов, разбирающихся в различных звуках.
1. Сначала важно научиться различать звуки. Детям предлагается послушать запись и определить, какие звуки они услышали (мычание коровы, кукование кукушки, крик петуха, топот коня и т. д.). Кроме того, дети должны обобщить, где можно услышать все эти звуки.
2. Каждый звукорежиссер должен уметь выделять лишние звуки. Детям можно дать задание: послушать звуки и определить, какой из них лишний (например, петух, кукушка, соловей, шмель; вода в пещере, льющаяся вода, вода наливается в стакан, огонь в камине).
3. По мере усложнения заданий детям можно предложить использовать свой голос для имитации звуков, производимых предметами, изображенными на картинках : кукушка, кипящая каша, капля воды, падающая на асфальт, капля воды, падающая в ведро с водой, закрывающаяся дверь, дверь, захлопнутая рассерженным человеком, человек, дрожащий от холода, колокольчик.
4. Говоря об экспериментировании со звуками, можно объяснить детям, что звуки можно создавать не только с помощью голоса, но и различных материалов. Например, можно показать опыт с линейкой, которая сама по себе не издает звук. Прижимая один конец линейки к столу и заставляя другой конец двигаться, мы создаем вибрацию, которая производит звук. Точно так же работает натянутая резинка, если мы приведем ее в движение. Это поможет детям понять, что основа звука - это вибрация. Также можно провести опыт, прижав ладонь к шее и почувствовав вибрацию голосовых связок при разговоре.
5. В процессе изучения гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков, полезно провести игру под названием «Звук заблудился». Дети очень любят такие шутливые задания и с радостью их выполняют.
6. Занимательно составлять «Волшебные цепочки – превращения слов», ведь в процессе этой игры дети чувствуют себя почти как ученые-экспериментаторы или волшебники, способные получить новое слово, просто изменив один звук :
- измените первый звук в слове «бок», чтобы получилось новое слово (кок, док, сок, ток, шок)
- измените второй звук в этом же слове «бок» (бак, бык, бук)
- измените третий звук в этом слове (боб, бог, бор, бой, бот).
Эта игра помогает различать звуки и проводить звуковой анализ.
7. Можно предложить игру-эксперимент по замене звука в слове, когда не указывается, какой именно звук нужно заменить.
Замените один звук и получите новое слово:
роль (соль, ром, рок, моль, руль)
норка (корка, норма)
8. Интересны так называемые «Добавлялки», когда нужно добавить звук к слову, чтобы получилось новое слово:
кол (укол)
лень (олень)
лев (хлев)
мех (смех)
кол (укол)
лён (клён)
В таких играх дети также учатся различать звуки и проводить звуковой анализ.
Игра «Послушай и доскажи» предполагает добавление целого слова:
Са-са-са — в лесу бегает ….(лиса)
Со-со-со — у Вовы ….(колесо)
Усь-усь-усь — на лугу пасется ….(гусь)
Та-та-та — у нас дома ….(тахта)
Ты-ты-ты — сметану съели всю ….(коты)
9. Детям можно предложить игру, в которой звук является сигналом к действию. «Сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, в котором есть звук [к], нарисуете каплю дождя. Узнаем, кто самый внимательный, у кого будет самый сильный дождь».
10. Экспериментирование «Твёрдый – мягкий звук» позволяет детям не только слышать и определять твёрдость и мягкость согласного звука, но и анализировать, что получится, если произвести замену твёрдого звука мягким и наоборот. Например, замените первый (либо последний) звук в слове, если он мягкий, твё рдым и наоборот:
мышка (мишка)
угол (уголь)
мыл (мил)
ел (ель)
люк (лук)
брат (брать)
Это упрощенный вариант игры для работы с детьми, который помогает им различать звуки и проводить звуковой анализ.
11. Для развития способности различать звуки можно использовать следующие игры :
«Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук [А]»
«Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук [П]»
Каждому ребенку важно увидеть свой результат наглядно. Поэтому лучше проводить игру так: мы берем корзину и в неё «складываем» наши слова. Нужно набрать полную корзинку слов со звуком. В роли слов могут выступать детали конструктора, фишки, камешки и другие мелкие предметы.
Если начать играть с детьми в подобные игры задолго до того, как с ребятами начнёт работать логопед, то можно заметить, что дети становятся гораздо более чувствительными и внимательными к звукам. Интерес детей к звукам делает работу по подготовке к обучению грамоте более продуктивной.
Используемая литература :
1. Быкова И. А. «Обучение детей грамоте в игровой форме» : Методическое пособие. – СПб. : Детство-Пресс, 2016.
2. Дурова Н. В. «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у дошкольников: книга для воспитателей и родителей» – М. : Школьная Пресса, 2015.
3. Дурова Н. В. «Обучение дошкольников грамоте» – М. : Школьная Пресса, 2016.
4. Дьякова Н. И. «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников» – М. : ТЦ Сфера, 2014.
5. Журова Л. Е. «Обучение грамоте детей в детском саду» – М. : Академия, 2015.
6. Журова Л. Е. «Обучение грамоте детей в детском саду. Дидактические материалы для занятий с детьми 4-7 лет» – М. : Вентана-Граф, 2013.
7. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» – М. : Педагогика, 2016.