Наталья Скулкова
Использование игр и упражнений на развитие словаря детей с ОВЗ на занятиях по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
на занятиях по формированию элементарных представлений ведется систематическая работа по развитию речи.
Публикация «Использование игр и упражнений на развитие словаря детей с ОВЗ на занятиях по ФЭМП» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
На занятиях по математике мы формируем у детей специальный словарь – математических терминов и понятий.
Словарь, который усваивается детьми на занятиях по математике складывается из отдельных слов, представленных существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами, и словосочетаний.
А специфическая особенность математики заключается в преобладании таких частей речи, как числительные, прилагательные, наречия, предлоги, которые в обыденном речевом общении детей используются редко и не всегда точно. Развиваем лексический словарь, наполняя его понятиями (красный, желтый, круглый, квадратный, большой, маленький, узкий, широкий и др.)
В процессе обучения дети должны усвоить весь предусмотренный программой речевой материал – слова, связанные с сопоставлением по количеству, форме, величине: сколько, столько, такой, не такой, больше, меньше, поровну, одинаково, одинаковые, разные и т. п. ; все обозначения величин, форм, пространственных отношений, времени, числа, обозначения арифметических действий и т. п. Обязательно усвоение грамматически правильного сочетания числа с названием обозначаемых предметов: два гриба, пять грибов, три куклы, пять кукол.
В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация, внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.
Основные направления работы по формированию элементарных математических представлений:
формирование количественных представлений;
формирование представлений о величине;
формирование представлений о форме предметов и их пространственном расположении;
формирование временных представлений (начиная с третьего года обучения) даем знания о временах года, о частях суток;
формирование элементарных измерительных навыков.
Работая по этим направлениям мы учим детей согласовывать существительные с числительными (порядковыми и количественными) в роде и падеже, тренируем в звуковом анализе слов, учим детей правильно проговаривать падежные окончания слов, а так же развивают связную речь.
В процессе развития математических представлений широко используем игры и упражнения на развития словаря детей.
Игровая форма обучения повышает настроение детей, способствует проведению занятий в эмоциональном ритме, а самое главное - развитию элементарных математических способностей.
Используем игры для расширения словаря детей.
• Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
• Игры с цифрами и числами
• Игры на ориентирование во времени
• Игры на ориентирование в пространстве
• Игры с геометрическими фигурами
• Игры на логическое мышление
Игры на ориентирование во времени служит для знакомства детей с днями недели, временами года, частями суток, названиями месяцев. Это такие игры, как: «Назови время года», «Что сначала, что потом?», «Определи части суток», «Назови приметы времен года», «Назови зимние (весенние, летние, осенние) месяцы». Эти игры способствуют развитию связной речи ребенка, расширению словарного запаса, формированию грамматического строя речи.
Учим детей ориентировке во времени в связи с обсуждением режима дня. Определение времени по часам. Развиваем словарь : Это часы. Циферблат. Стрелки: маленькая, большая, цифры. Который час?
Формируем представления о временах года.
Играем в игры: «Что сначала, что потом». Закрепляем словарь : какое время года? Зима,весна, лето, осень. В игре «Поставь по порядку», закрепляем название деревьев. Зимой дерево без листьев. Весной на дереве появляются почки. Летом листья зелёные. Осенью листья желтые.
Формируем понятия о днях недели. Словарь : закрепляем названия дней недели. Какой сегодня день недели, какой день был вчера, какой день будет завтра? Сколько дней в недели? Семь. Назови их. В неделе 7 дней. Поставь по порядку. С кем ты сегодня пришел (ла) в детский сад? Где ты был вчера? Ты завтра поедешь к дедушке?
Формируем понятия о месяцах. Игра «Назови зимние (весенние, летние, осенние) месяцы». Формируем представления о цвете и форме. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Такие игры способствуют развитию речи, учат ребенка подбирать слова-признаки для заданного предмета (форма, цвет, величина и т. д., а в дальнейшем – составлению рассказов-описаний. Это дидактические игры –, «Разноцветные варежки», «Геометрическая мозаика», «Парные картинки», «Большой – маленький», «Цвет и числа», «Цвет и форма», «Геометрические формы».
Учим ориентировке в пространстве. Используем игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Одной из задач является -обучение детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением обозначать словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Это в дальнейшем пригодится ребенку для оперирования со словом, предложением, поможет ребенку при обучении письму, ориентированию на листе бумаги. Учим детей согласовывать существительные с числительными (порядковыми и количественными) в роде и падеже. Для закрепления порядкового счета помогают такие игры, как «Кто за кем пришел?», «Кто первый, кто последний», «Назови соседей числа».
Играя в такие дидактические игры как «Сосчитай и назови» (грибы, ягоды, фрукты, и т. д., «Количество и счет», «Сколько?», «Один – много», «От одного до десяти», дети учатся оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Для успешного усвоения счётных операций прежде всего необходимо овладеть определённым лингвистическим уровнем. Чтобы воспринимать определения, ребёнок должен овладеть необходимым запасом слов, понять их значения, точно определить характер логико-грамматических связей между словами и предложениями. Сформированность лексико-грамматического строя речи является чрезвычайно важной при решении арифметических задач. Анализируя текст задачи, ребёнок должен установить зависимости между данными задачи, выделить их логические связи.
Необходимым условием успешного овладения математикой является сформированность многих психических функций и процессов. И, несомненно, одной из важнейших предпосылок овладения счетными операциями служит речь.
Физминутки и физкультурные паузы, способствуют более быстрому запоминанию пространственных отношений и развивают словарь. На занятиях по математике наши дети очень любят играть с пальчиками своих рук.
«Кулачок»
Как фасолинки в стручке, наши пальцы в кулачке.
Кулачки мы разгибаем и фасольки рассыпаем.
1, 2, 3, 4, 5 – собираем все опять.
Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять. В домик спрятались опять.
Важную роль играет использование ИКТ на уроках математики. Игры по математике на планшетах дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике и закрепить словарь детей.
Математика предоставляет педагогу большие возможности для обогащения лексики, не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения речью, а также развития грамматического строя речи и связной речи в целом.
Словесные и дидактические игры на занятиях по математике, несомненно, способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствуют произношение детьми звуков, формируют умение строить лексико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом в соответствии с возрастом.
Таким образом, сделаем вывод: обучение детей математике и развитие речи неразрывные и взаимосвязанные процессы, которые помогут ребенку в дальнейшем успешно обучаться в школе.