Инна Александровна Тарасова
Использование графики для развития мелкой моторики рук дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время у дошкольников с ОВЗ отмечается недостаточное развитие способностей к анализу, к синтезу, к классификации и, как следствие, затрудняется процесс познания в целом; малая база конкретно-предметных образов, что затрудняет восприятие материала по литературе; несформированность представлений о плоскости, рельефе, объёме, симметрии, асимметрии, что затрудняет понимание многих законов живой и неживой природы.
С другой стороны, преемственность – основное условий существования системы образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе.
Публикация «Использование графики для развития мелкой моторики рук дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Проблема сформированности у дошкольников графическиих навыков занимает особое место в системе подготовки руки ребенка к письму. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе многие cчитают письмо.
По мнению А. В. Антроповой, А. В. Кенеман, М. М. Кольцовой, Т. С. Комаровой, С. О. Филипповой для успешного овладения графикой письма необходимо развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и мелкой моторики.
Графическая деятельность – это исполнительный компонент художественной деятельности. Анализ литературы, посвященной проблеме графической деятельности, свидетельствует о том, что ее эффективное осуществление авторами связывается со сформированностью разных компонентов. Так, С. Л. Рубинштейн и Б. Ф. Ломов обращают внимание на сформированность моторных навыков; И. С. Якиманская и многие другие определяют развитие графической деятельности в зависимости от уровня пространственных представлений. Согласно М. Фростиг, моторная готовность к школе – это способность ребенка воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения. Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду координацию системы “глаз-рука” и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. Поэтому хорошо, если уже до школы ребенок овладел движением руки, кисти и пальцев.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.
Цель статьи – оказать методическую помощь педагогам ДОУ по развитию графических навыков у дошкольников с ОВЗ, в том числе на этапе подготовки детей к школьному обучению.
Теоретические основы использования графики в процессе образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ.
Достоинства графики заключаются в ее лаконизме, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.
Значение графического рисования заключается в том, что дети, изображая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как “нарушение” пропорций, а также цвет, фактуру, форму.
Содержание учебного материала снабжает ребенка большим объемом доступной информации, обогащает его словарный запас терминами и понятиями, побуждает ребенка к рассуждениям, способствуя развитию у него логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы. Система работы построена с учетом последовательности и системности.
Графика – более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, т. к. важным её графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесёнными на неё линиями, точками, штрихами и пятнами.
С этими особенностями графики, ее основными средствами выразительности в создании художественного образа нужно знакомить дошкольников, тогда их работы будут более глубокими, яркими, эмоциональными, а правильно выбранные техники и материалы помогут осуществить и передать задуманное в работе.
Методы работы:
Наглядный
• Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ). Используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда.
• Демонстрационный (рассматривание) – направлен на художественно-эстетическое развитие детей и включает в себя знакомство и рассматривание репродукций картин знаменитых художников, утвари, игрушек, построек, макетов, муляжей.
• Наблюдение – используется для первичного знакомства с объектом, а так же для наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым.
• Показ способов и действий изображения, последовательности выполнения рисунка направлен на приобретение детьми умений и навыков изображения и способов построения композиции.
Словесный
• Чтение, слушание, разучивание (стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок, потешек) – направлен на художественно-эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы.
• Прослушивание музыкальных произведений – направлен на художественно-эстетическое развитие.
• Беседы по представлению, направлен на решение проблемных ситуаций, а так же используется для сравнения, обобщения знаний.
• Исследование предметов, материалов, явлений способов изображения.
Практический
• Экспериментирование – направленно на помощь ребенку в приобретении новых знаний, навыков и умений в экспериментировании с художественными средствами.
• Эвристический – используется для самостоятельного поиска нового, незнакомого, ранее не встречавшегося, что доставляет детям огромное удовольствие, так как дает ощущение первооткрывателя.
• Моделирование – направлен на изменение формы изображаемых предметов и разнообразных вариантов и способов построения композиции.
• Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.
• Метод проектов – направлен на комплексное, более глубокое изучения темы.
Все методы используются в зависимости от темы занятия и возрастных особенностей детей.
Задачи развития детей.
• Поэтапное освоение трансформации графических средств : точки, линии, штриха в изобразительной композиции.
• Упражнять в правильном определении направления линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов узора с учетом ритма, симметрии.
• Развивать способность создавать сюжетные композиции с использованием разных цветов.
• Продолжать развивать координацию системы “рука-глаз”.
• Продолжать развивать чувства ритма, меры, уверенности.
• Продолжать развивать эстетическое и художественное восприятие, образное и творческое мышление.
• Закреплять способы линейного рисования при создании сложных графических композиций.
• Развивать умения и навыки работы над графическими композициями разной степени сложности
• Формирование представлений о плоскости, рельефе и объёме, симметрии и асимметрии.
• Развитие чувства вертикали и горизонтали.
• Укреплять мышечный тонус кисти руки, регуляции нажима на пишущий инструмент. Приобретение навыков координации движений.
Этапы работы:
1 этап. Знакомство.
2 этап. Линия (вертикальные, горизонтальные, наклонные, ломанные, волнистые, дугообразные).
3 этап. Штрих.
4 этап. Силуэт.
Такое использование графического рисования показывает, что образовательная деятельность в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом. При выполнении графических упражнений развивается мелкая моторика рук, самоконтроль и саморегуляция движений руки под контролем зрения, при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений, ориентировка на листе бумаги; развитие координация системы “рука-глаз”; развитие чувства ритма.
Список литературы.
Дудьев В. П. Психомоторика : cловарь-справочник, 2008 г.
Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика, – М., 2000.
Комарова Т. С, Зацепина М. Б. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. -М;2003
Микляева Н. В. Развитие способностей дошкольников средствами комментированного рисования. -М;2010