Екатерина Печникова
Статья «Использование цвета в коррекции речевых нарушений»
▼ Скачать
В результате диагностики было выявлено, что наиболее эффективный путь коррекции речевых нарушений это использование цветовой игротерапии.
• Задачи, решаемые с использованием цвета :
1. Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов;
2. Осознание себя как личности;
3. Приятие себя и понимание собственной ценности как человека;
4. Осознание взаимосвязей с миром и своего места в нём;
5. Творческую самореализацию.
Публикация «Статья „Использование цвета в коррекции речевых нарушений“» размещена в разделах
• Решить многие задачи помогает знакомство с цветом, в результате дети начинают полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, у низ развивается наблюдательность,мышление, речь.
• Учёные выявили, что благотворно влияют на развитие ребёнка цвета близкие к тепловой части спектра: красный тонизирует, розовый облегчает подавленное состояние, жёлтый, цвет радости и покоя, нейтрализует внешние негативные последствия.
• На индивидуальных логопедических занятиях цвет используется для автоматизации звуков: дети берут в руки предметы и игрушки определённого цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуацию, обговаривают все действия.
Также можно использовать цвет и на поздних этапах автоматизации, когда ребёнок уже хорошо произносит поставленный звук в словах.
Очень хорошо использовать цвет и для дифференциации звуков ( например: звуки «ж-з» жёлтая змея, жёлтый зонтик, жёлтый зайчик, жёлтая звезда).
• Педагог - психолог на своих занятиях погружается вместе с детьми в мир цвета, что помогает детям осознать свои цветовые пристрастия, расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.
На этих занятиях дети:
1. Реализуют себя в рисовании;
2. Реализуют в ролевых играх;
3. В упражнениях на координацию голоса с движением рук и тела;
4. Дети учатся расслабляться.
• Какие индивидуальные логопедические занятия можно провести с детьми:
«Волшебные очки Гудвина»
Цель: расширить представления о зелёном цвете, упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными, количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов, употребление предлогов, развивать мелкую моторику,автоматизировать звуки «з и л «в словосочетаниях и предложениях.
Материал: предметы зелёного цвета, объёмные и плоскостные, домик из картона, лист картона зелёного цвета с разноцветными пронумерованными кругами, счётные палочки зелёного цвета.
«Приключения в Стране шахмат»
Цель: учить дифференцировать звуки «р и л» в словосочетаниях и предложениях, продолжать упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными, количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов, формировать умение ясно и чётко излагать свои мысли, строить полные предложения, развивать пространственную ориентировку, наблюдательность, активировать творческое мышление, воображение и фантазию.
Материал: шахматная доска, шахматы белого и чёрного цвета, предметы белого и чёрного цвета.
Групповые занятия с психологом и логопедом.
«Красный цвет».
Цель: : расширить представления о красном цвете, развивать способность тонко чувствовать цвет и подбирать прилагательные для его описания, упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цвет с существительными, развивать фразовую речь при ответах на вопросы, умение ясно и чётко излагать свои мысли и составлять описательные рассказы; формировать обонятельные, вкусовые и тактильные образы; умение плавно и длительно выдыхать; развивать мелкую моторику рук, фантазию и творческое воображение.
Материал: предметы красного цвета, ягоды и цветы из бумаги, игрушки, ткани, бусы, нитки, клубок, коробочка, пуговицы, карандаши, фломастеры, пластилин, кукла в одежде красного цвета, натуральные овощи, фрукты и ягоды.
«Жёлтый цвет»
Цель: расширить представления о жёлтом цвете, развивать способность тонко чувствовать цвет и подбирать прилагательные для его описания, упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цвет с существительными, обогащать словарь, развивать фразовую речь при ответах на вопросы, умение ясно и чётко излагать свои мысли, умение плавно и длительно выдыхать, развивать слуховое и зрительное внимание, развивать мелкую моторику рук и двигательную координацию, контрастное напряжение и расслабление кистей, формировать умение выполнять движения под музыку, чувствовать ритм и темп данной мелодии, автоматизировать произнесение звука «ж» в словосочетаниях и предложениях.
Материал: предметы жёлтого цвета, листья и цветы из бумаги, лента, бант, игрушки, ткани, шарик, брусок, нитки, клубки, солнце из бумаги, пуговицы карандаш, пластилин, свеча…
Групповые занятия с психологом.
«Синий цвет»
Цель: : расширить представления о синем цвете, развивать способность тонко чувствовать цвет и подбирать прилагательные для его описания,, упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цвет с существительными, развивать наблюдательность и зрительную память, мелкую моторику рук и двигательную координацию, формировать представления об эмоциях, активные личностные установки, навыки целенаправленной деятельности, эстетические чувства, активировать творческое мышление, воображение и фантазию.
Материал: предметы синего цвета, бруски, кубики, лоскуты, ленты, нитки, клубочки, цветы, сливы, пуговицы, игрушки, шарик, бант, птица.