Приложение МААМ

Дидактическая игра для формирования восприятия формы и цвета у дошкольников с ЗПР в процессе усвоения сенсорных эталонов

Любовь Мелинг
Дидактическая игра для формирования восприятия формы и цвета у дошкольников с ЗПР в процессе усвоения сенсорных эталонов
▼ Скачать + Заказать документы

В данной статье учителем-дефектологом раскрывается технология формирования восприятия формы и цвета у дошкольников с ЗПР в процессе усвоения сенсорных эталонов.

МБДОУ посещают дети с задержкой психического развития (ЗПР). У детей прослеживается ограниченность, фрагментарность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, ее быстрая истощаемость, преобладание игровых интересов, чрезвычайно низкий уровень общей осведомленности, социальной и коммуникативной компетентности. Многие дети испытывали трудности в процессе зрительного восприятия. Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имела низкий уровень развития: дети не умели обследовать предмет, не проявляли выраженной ориентировочной активности. Сенсорный опыт детей долго не закреплялся и не обобщался в слове. Затруднен процесс анализирующего восприятия : дети не могли выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали.

Публикация «Дидактическая игра для формирования восприятия формы и цвета у дошкольников с ЗПР в процессе усвоения сенсорных эталонов» размещена в разделах

В предметах дошкольники замечали не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяло их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

Форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. В своих исследованиях А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, И. Н. Поддъяков и др. установили, что основная линия развития восприятия – это усвоение детьми особого рода социально выработанных средств: сенсорных эталонов и опосредуемых ими перцептивных действий.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс. Задача педагога заключалась в том, чтобы помочь ребенку с ЗПР, упорядочить процессы восприятия и учить воспроизводить предмет целенаправленно.

Дети с ЗПР пассивны и не проявляли желания активно действовать с предметами и игрушками. Поэтому необходимо было постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. В игре формируется произвольность поведения, активизируются познавательные процессы. Этой цели и служат дидактические игры. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ЗПР, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребенку получить собственный опыт.

Дети оперировали имеющими знаниями о цвете, форме которые в ходе игры усваивались, систематизировались, обогащались. С помощью игры ребёнок получал новые знания о том или ином цвете и форме предметов. Важным условием результативного использования дидактической игры в обучении являлось соблюдение последовательности в подборе игр. Формирование представлений о цвете и форме - длительный процесс, поэтому, определив исходный уровень сенсорного развития ребенка, составила коррекционную программу, разбив ее на несколько этапов.

Первый этап подготовительный, с него начиналась работа с детьми. На этом этапе основной целью являлось формирование способности фиксировать внимание на объекте, прослеживать его передвижение в пространстве, выполнять простейшие предметные действия, прибегая к примериванию и пробам. Ребенок учился устанавливать тождество предметов, подбирал парные картинки и игрушки. («Построим башенку такого цвета», «Найди такой же кубик», Рамки и вкладыши Монтессори, доска Сегена, «Почтовый ящик»).

На втором этапе внимание ребенка привлекалось к какому-либо конкретному свойству предмета - цвету или форме. Опираясь на восприятие данного свойства, ребенок учился находить идентичные предметы, соотносил цвет или форму предмета с образцом-эталоном (игра «Найди предмет», «Найди такую же фигуру»). Постепенно задача усложнялась.

На третьем этапе ребенок выполнял задания на идентификацию предметов с образцом-эталоном, а педагог комментировал его действия, постоянно называл цвет предметов, направлял процесс обучения ребенка на устойчивое закрепление эталонной системы в его сознании («Что бывает такой формы, цвета).

На четвертом этапе изменялась словесная инструкция взрослого. Если на предыдущих этапах педагог показывал предмет и сам называл его цвет или форму, то теперь он ставил перед ребенком задачу подобрать предмет определенного цвета или формы. Слово способствует актуализации пред-ставлений о цвете и форме. («Построй домик», «Найди форму в предмете»).

Главной задачей следующего, пятого этапа работы являлось формирование умения словесно обозначать цвет или форму предметов (игра «Назови, какого цвета, формы»). В этот период важно, чтобы весь прежний опыт восприятия соединился со словом, закрепился в слове. Для ребенка с недоразвитием речи этот этап является наиболее трудным. Поэтому приходилось в ходе совместной деятельности проявлять терпение и настойчивость. Для реализации задач данного этапа был подобран комплекс дидактических игр и упражнений, изготовлены карточки-эталоны, состоящие из трех квадратов: в первом квадрате изображается бесформенное цветовое пятно, во втором квадрате - предмет, цвет которого является постоянным его свойством, а третья часть остается пустой: по заданию ребенок выкладывает предметы, подходящие по цвету. На шестом этапе основное внимание уделялось формированию умения группировать предметы по какому-либо сенсорному признаку. Ребенку предлагались задачи на классификацию по цвету или по форме, на исключение лишнего предмета, на сравнение двух предметов. Результаты мыслительной деятельности отражались в словесном описании ребенка о выполненных действиях («Найди лишнюю фигурку»).

На седьмом этапе закреплялось умение ребенка видеть цвет и форму предметов, передавать их в продуктивной деятельности. Расширялся словарь признаков, ребенок самостоятельно называл основные, промежуточные цвета, их оттенки, форму предметов и их частей («Сделай фигурку», «Геометрический поезд», «Воздушные фигуры»).

В процессе деятельности была подобрана система игр и занятий с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей усвоения сенсорных эталонов.

В условиях организованной образовательной деятельности дошкольники постепенно научились более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, внимательнее выслушивать то, что им говорят. Дети более успешно стали классифицировать предметы по наглядным признакам (цвет, форма). У дошкольников усложнились перцептивные действия.

Таким образом, доказана эффективность практического применения дидактических игр по развитию восприятия у дошкольников в процессе усвоения сенсорных эталонов.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Дидактическая игра «Книжка-малышка «Цвета и формы»Дидактическая игра «Книжка-малышка «Цвета и формы» Дидактическая игра "Цвета и формы" Когда подошло время познакомить наших деток с разнообразием цветов и форм в нашей группе появилась.

Дидактическая игра «Цветная гусеница» для развития мелкой моторики рук и сенсорных эталонов цвета у детей младшего возрастаДидактическая игра «Цветная гусеница» для развития мелкой моторики рук и сенсорных эталонов цвета у детей младшего возраста В дошкольном возрасте игра становится основным видом деятельности детей, отвечающим главной его потребности – войти в мир взрослых, вступить.

Дидактическая игра на липучках «Я знаю формы и цвета»Дидактическая игра на липучках «Я знаю формы и цвета» Дидактическая игра на липучках «Я знаю формы и цвета». «Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую.

Дидактическая игра для развития восприятия цвета и формы «Наряди матрешку»Дидактическая игра для развития восприятия цвета и формы «Наряди матрешку» Дидактическая игра на развитие восприятия цвета и формы «Наряди матрешку» Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах.

Дидактическая игра для развития восприятия цвета «Разноцветное угощение для мышки»Дидактическая игра для развития восприятия цвета «Разноцветное угощение для мышки» Цель: Научить ребенка различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. Для этого ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра для формирования восприятия формы и цвета у дошкольников с ЗПР в процессе усвоения сенсорных эталонов
Опубликовано: 29 августа 2024 в 20:08
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра для формирования восприятия формы и цвета у дошкольников с ЗПР в процессе усвоения сенсорных эталонов» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Мелинг (УИ 446180) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД