Ольга Трибушная
Мастер-класс для родителей «Использование дидактического синквейна в речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из эффективных и интересных приемов, который способствует совершенствованию мыслительных и познавательных способностей детей, а так же развитию лексико-грамматического строя и связной речи у дошкольников, является Синквейн.
Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является эффективным приёмом развития речи. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Синквейн - короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему, состоящее из пяти строк, пишется оно по определённому плану и на разные темы.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Использование дидактического синквейна в речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Одна из целей при составлении синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления», – писал известный психолог Л. С. Выготский.
Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст, составить рассказ и выразить свои мысли.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
1-я строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2-я строка – два слова (прилагательных, описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами;
3-я строка – три слова (глаголы, действия предмета, относящиеся к теме;
4-я строка – четыре слова связанные в предложение, фраза, которая показывает отношение автора синквейна к теме (афоризм, крылатое выражение, цитата, пословица);
5-я строка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, обобщение, которое выражает личное отношение автора синквейна к теме в первой строчке, обычно это существительное.
Схема составления
Например:
Что это? Апельсин.
Какой он? Круглый, оранжевый.
Что делает? Висит, растёт, зреет.
Предложение. Я люблю апельсиновый сок.
Ассоциация. Фрукт
Синквейн по картинкам, предметам,
Кукла.
Красивая, любимая
Стоит, сидит, улыбается
Моя кукла самая красивая.
Игрушка.
Синквейн - загадка.
.
Серый, колючий.
Фыркает, спит, сворачивается.
Охотится по ночам.
Лес.
Педагогическая ценность синквейна.
- обогащает словарный запас.
- учит формулировать идею (ключевую фразу).
- позволяет почувствовать себя творцом.
- получается у всех.
- активизирует и развивает мыслительную деятельность.
Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного мини-творчества, полёт мысли, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, обобщать, вычленять, объединять, делать выводы и заключения, и кратко излагать своё мнение.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!