Получи документы

Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с музыкальными профессиями

Важенина Татьяна
Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с музыкальными профессиями
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к профессиям. Формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Главное - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещ в дошкольном детстве. Традиционно выделяют несколько этапов и подэтапов этого процесса:

Публикация «Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с музыкальными профессиями» размещена в разделах

I этап. Развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий.

II этап. Профессиональное самопознание.

III этап. Собственно профессиональное самоопределение.

Главная цель допрофессионального самоопределения задатся взрослым и заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребнка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего профессионального развития. Периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития : этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребнка должна сформироваться определнная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещ трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных

образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, истории.

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Еще 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого не достаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. Одной из задач музыкальных педагогов является знакомство детей с музыкальными профессиями. Казалось бы, профессий связанных с музыкой не так уж и много, но на самом деле профессиональных музыкантов в обществе довольно много. Это и не удивительно, ведь музыку слушают сотни миллионов людей на планете, а музыка должна откуда-то браться. Если раньше, всего-то лет 200 назад, профессиональный музыкант должен был быть универсальным, то есть уметь играть сразу на нескольких музыкальных инструментах, сочинять музыку и импровизировать, продвигать собственные сочинения для исполнения их на сцене, то сейчас все эти функции разделяются между разными специалистами-музыкантами. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» знакомит в основном с распространенными профессиями музыкантов. Это композиторы, музыканты - исполнители и певцы. Новое время, диктует новые профессии. Так какие же существуют профессии, связанные с музыкой? Назовём самые распространённые музыкальные профессии.

Создатели музыки – композиторы и аранжировщики.

Исполнители музыки – певцы, инструменталисты и дирижёры.

Музыканты-педагоги — учителя музыки и музыкальные руководители.

Диджей - человек, который сводит несколько музыкальных композиций и изменяет их с помощью специальной техники и программ.

Звукорежиссер - создает с помощью специального оборудования звуковые художественные образы в фильмах, передачах, спектаклях и т. дт.

Музыкальные организаторы и пиарщики - люди, которые занимаются продвижением музыкальных проектов.

Продюсеры –люди, которые вкладывают деньги в музыкальные проекты и помогают с дальнейшим развитием.

Арт- менеджеры, музыкальные агенты, импресарио- люди решающие бытовые и организационные проблемы.

Конферансье – ведущие концертов и тематических вечеров.

Ведущий теле- и радиопередач - ведет программы связанные с музыкой. Это могут быть различные хит- парады, ток- шоу или же образовательные программы о музыке.

Музыкальный критик дает экспертную оценку музыкальным произведениям.

Музыковед изучает музыку с точки зрения ее особенностей, закономерностей и связи с другими сферами искусства, он поясняет то, что содержится в композициях.

Прикладной характер носят такие музыкальные профессии, как настройщик пианино и роялей, мастер изготовления и ремонта музыкальных инструментов, создатели компьютерных музыкальных программ и т. д.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остатся за пределами понимания ребнка. Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания: - словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); - наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций); - практический (экспериментирование с разными материа-лами, опыт хозяйственно-бытового труда); - игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации). Словесный метод включает в себя использование народных сказок на занятиях, при знакомстве с музыкальными профессиями. В них рассказывается о влиянии волшебной силы музыки на человека.

В работе с детьми по ознакомлению с профессиями ведущая роль принадлежит наглядным методам обучения, так как у детей - дошкольников мышление наглядно - образное. Для проведения занятий использую техни-ческие средства обучения, это : музыкальный цент, компьютер, мультимедийная установка. Благодаря им, дети узнают о современных профессиях, связанных с музыкой. Так же в детском саду мы практикуем встречи с творческими людьми нашего города (военно-духовой оркестр под руководством Львова В. В., народный хор «Калинушка» социального центра Калининского района, солисты театра оперы и балета, заслуженные артисты чувашской республики Жанна Гурьева и Олеся Сурикова исполняющие чувашские народные песни, и соседних республик (музыкант- исполнитель народной музыки Гаяз Габидулин) приглашаем детей из школы искусств, бывших своих выпускников с небольшими концертами. В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Несколько лет, на базе детского сада я вела кружок по обучению детей игры на фортепиано, в результате многие ребята поступили в музыкальную школу. Совместно с коллегой был создан оркестр детских инструментов, который часто выступал на различных мероприятиях не только нашего детского сада, но и социального центра Калининского района.

Наиболее близок детям игровой метод. В работе с детьми по ознакомлению с профессиями я использую следующие игры, в которые ребята с удовольствием играют. Игры с музыкальными инструментами : «Оркестр», «Кто скорей ударит в бубен?», «Чей кружок быстрее соберется?», «Угадай,на чем играю?» и т. д.

Игровые ситуации использую из книги «1000 и 1 игра с музыкальными инструментами». С удовольствием дети играют и в дидактические игры. Настольно-печатные игры: 1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»; 2) подбор картинок по общему признаку «Четвертый лишний»(Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определнной трудовой деятельности;) 3) составление разрезных картинок на профессиональную тему. Словесные игры: «Добавь слово» (первый участник называет музыкальный инструмент, следующий повторяет его и добавляет свое название и т. д, «Отгадай профессию по описанию», помогают пополнить словарный запас ребнка понятиями из профессиональной сферы. Сюжетно-ролевая игра –ведущая деятельность дошкольника. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребнка опыт, посредством которого эти знания ребнком присваиваются.

Важная роль в профориентации музыкальных профессий принадлежит и работе с родителями. Для них проводятся не только консультации о значении музыкального воспитания на становление личности, но и тематические викторины (о театре, о музыкальных жанрах) и совместные выходы в театр («Бременские музыканты», «Буратино»). Были организованы совместно с детьми вокальные и инструментальные музыкальные номера (хор и оркестр). Ребята, да и взрослые с большим удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях, что в свою очередь способствует сближению между детьми и взрослыми.

Формы работы с детьми.

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трм основным линиям: - приближение детей к труду взрослых; - приближение работы взрослых к детям; - совместная деятельность детей и взрослых.

Приближение детей к труду взрослых. Это направление работы осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей музыкальных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого. Здесь мы знакомим с симфоническим оркестром, с оркестром народных инструментов. Используем карточки с иллюстрацией инструментов и при помощи их знакомим детей с названиями профессий музыкантов- исполнителей.

Приближение работы взрослых к детям. К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. С экскурсиями мы выходили в кукольный театр, где после спектакля детей знакомили с артистами –кукловодами, ходили в школу- искусств, где ребята узнали о музыкальных инструментах и их звучании, увидели выступление юных музыкантов. Входят в традицию и тематические встречи с людьми, связанными с музыкой. Частыми гостями в нашем детском саду стал хор ветеранов «Калинушка» социального центра, благодаря им ребята наглядно увидели что такое хор, солист, дует, трио, увидели работу дирижера.

Совместная деятельность взрослого и ребенка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребнка. Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий. Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребнка опыт, посредством которого эти знания ребнком присваиваются. Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить профориентационный характер.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно- развивающей среды. Формирование представлений дошкольников о труде взрослых- это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что, труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Список использованной литературы.

1. Диалоги о воспитании /Под ред. В. Н. Столетова. -М. : Педагогика,1985.

2. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. –М., 1988.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения Р н/Д,1996.

4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно- методическое пособие. -Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

5. Логинова В. И. Формирование представлений о труде взрослых/В. И. Логинова, Л. А. Мишарина //Дошкольное воспитание. -1978.-№10.

6. Лугарев А. П. Профессии 21 века//Клепа. -2013.- №3.-С. 4-5.

7. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. -М. : Педагогика, 1987.

8. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»./ Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формы и методы организации детей при реализации образовательной области «Художественно–эстетическое развитие» Содержание образовательной области «Художественное –эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической.

Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду Формы и методы работ в детском саду с детьми с ОВЗ. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив,.

Презентация «Формы и методы работы с родителями» Семья и детский сад – два социальных института, каждый из которых дает ребенку определенный социальный опыт только во взаимодействии друг.

Коллаж как средство формирования творчества детей дошкольного возраста при ознакомлении со сказкой (из опыта работы)Коллаж как средство формирования творчества детей дошкольного возраста при ознакомлении со сказкой (из опыта работы) Коллаж (наклеивание) – это такой прием в изобразительном искусстве, когда на основу наклеиваются материалы, отличающиеся от неё по цвету.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.

Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении родным городом» Введение Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Проблемы патриотического воспитания.

Опыт работы по воспитанию гражданской позиции у детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с ближайшим окружением В настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной.

Презентация «Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ» Слайд 1 МБДОУ «Детский сад № 9 г. Льгова» «Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ» Подготовила: Одинцова Татьяна Ивановна.

Развивающие формы и методы оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста через подвижные игры На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем в дошкольном образовании является проблема здоровья детей и реальное ухудшение их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с музыкальными профессиями
Опубликовано: 7 января 2018 в 22:51
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с музыкальными профессиями» (включая файлы) размещена пользователем Важенина Татьяна (УИ 1399245) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД