Важенина Татьяна
Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с музыкальными профессиями
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к профессиям. Формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Главное - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещ в дошкольном детстве. Традиционно выделяют несколько этапов и подэтапов этого процесса:
Публикация «Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с музыкальными профессиями» размещена в разделах
I этап. Развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий.
II этап. Профессиональное самопознание.
III этап. Собственно профессиональное самоопределение.
Главная цель допрофессионального самоопределения задатся взрослым и заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребнка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего профессионального развития. Периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития : этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребнка должна сформироваться определнная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещ трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных
образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, истории.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Еще 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого не достаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. Одной из задач музыкальных педагогов является знакомство детей с музыкальными профессиями. Казалось бы, профессий связанных с музыкой не так уж и много, но на самом деле профессиональных музыкантов в обществе довольно много. Это и не удивительно, ведь музыку слушают сотни миллионов людей на планете, а музыка должна откуда-то браться. Если раньше, всего-то лет 200 назад, профессиональный музыкант должен был быть универсальным, то есть уметь играть сразу на нескольких музыкальных инструментах, сочинять музыку и импровизировать, продвигать собственные сочинения для исполнения их на сцене, то сейчас все эти функции разделяются между разными специалистами-музыкантами. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» знакомит в основном с распространенными профессиями музыкантов. Это композиторы, музыканты - исполнители и певцы. Новое время, диктует новые профессии. Так какие же существуют профессии, связанные с музыкой? Назовём самые распространённые музыкальные профессии.
Создатели музыки – композиторы и аранжировщики.
Исполнители музыки – певцы, инструменталисты и дирижёры.
Музыканты-педагоги — учителя музыки и музыкальные руководители.
Диджей - человек, который сводит несколько музыкальных композиций и изменяет их с помощью специальной техники и программ.
Звукорежиссер - создает с помощью специального оборудования звуковые художественные образы в фильмах, передачах, спектаклях и т. дт.
Музыкальные организаторы и пиарщики - люди, которые занимаются продвижением музыкальных проектов.
Продюсеры –люди, которые вкладывают деньги в музыкальные проекты и помогают с дальнейшим развитием.
Арт- менеджеры, музыкальные агенты, импресарио- люди решающие бытовые и организационные проблемы.
Конферансье – ведущие концертов и тематических вечеров.
Ведущий теле- и радиопередач - ведет программы связанные с музыкой. Это могут быть различные хит- парады, ток- шоу или же образовательные программы о музыке.
Музыкальный критик дает экспертную оценку музыкальным произведениям.
Музыковед изучает музыку с точки зрения ее особенностей, закономерностей и связи с другими сферами искусства, он поясняет то, что содержится в композициях.
Прикладной характер носят такие музыкальные профессии, как настройщик пианино и роялей, мастер изготовления и ремонта музыкальных инструментов, создатели компьютерных музыкальных программ и т. д.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остатся за пределами понимания ребнка. Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания: - словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); - наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций); - практический (экспериментирование с разными материа-лами, опыт хозяйственно-бытового труда); - игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации). Словесный метод включает в себя использование народных сказок на занятиях, при знакомстве с музыкальными профессиями. В них рассказывается о влиянии волшебной силы музыки на человека.
В работе с детьми по ознакомлению с профессиями ведущая роль принадлежит наглядным методам обучения, так как у детей - дошкольников мышление наглядно - образное. Для проведения занятий использую техни-ческие средства обучения, это : музыкальный цент, компьютер, мультимедийная установка. Благодаря им, дети узнают о современных профессиях, связанных с музыкой. Так же в детском саду мы практикуем встречи с творческими людьми нашего города (военно-духовой оркестр под руководством Львова В. В., народный хор «Калинушка» социального центра Калининского района, солисты театра оперы и балета, заслуженные артисты чувашской республики Жанна Гурьева и Олеся Сурикова исполняющие чувашские народные песни, и соседних республик (музыкант- исполнитель народной музыки Гаяз Габидулин) приглашаем детей из школы искусств, бывших своих выпускников с небольшими концертами. В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Несколько лет, на базе детского сада я вела кружок по обучению детей игры на фортепиано, в результате многие ребята поступили в музыкальную школу. Совместно с коллегой был создан оркестр детских инструментов, который часто выступал на различных мероприятиях не только нашего детского сада, но и социального центра Калининского района.
Наиболее близок детям игровой метод. В работе с детьми по ознакомлению с профессиями я использую следующие игры, в которые ребята с удовольствием играют. Игры с музыкальными инструментами : «Оркестр», «Кто скорей ударит в бубен?», «Чей кружок быстрее соберется?», «Угадай,на чем играю?» и т. д.
Игровые ситуации использую из книги «1000 и 1 игра с музыкальными инструментами». С удовольствием дети играют и в дидактические игры. Настольно-печатные игры: 1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»; 2) подбор картинок по общему признаку «Четвертый лишний»(Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определнной трудовой деятельности;) 3) составление разрезных картинок на профессиональную тему. Словесные игры: «Добавь слово» (первый участник называет музыкальный инструмент, следующий повторяет его и добавляет свое название и т. д, «Отгадай профессию по описанию», помогают пополнить словарный запас ребнка понятиями из профессиональной сферы. Сюжетно-ролевая игра –ведущая деятельность дошкольника. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребнка опыт, посредством которого эти знания ребнком присваиваются.
Важная роль в профориентации музыкальных профессий принадлежит и работе с родителями. Для них проводятся не только консультации о значении музыкального воспитания на становление личности, но и тематические викторины (о театре, о музыкальных жанрах) и совместные выходы в театр («Бременские музыканты», «Буратино»). Были организованы совместно с детьми вокальные и инструментальные музыкальные номера (хор и оркестр). Ребята, да и взрослые с большим удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях, что в свою очередь способствует сближению между детьми и взрослыми.
Формы работы с детьми.
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трм основным линиям: - приближение детей к труду взрослых; - приближение работы взрослых к детям; - совместная деятельность детей и взрослых.
Приближение детей к труду взрослых. Это направление работы осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей музыкальных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого. Здесь мы знакомим с симфоническим оркестром, с оркестром народных инструментов. Используем карточки с иллюстрацией инструментов и при помощи их знакомим детей с названиями профессий музыкантов- исполнителей.
Приближение работы взрослых к детям. К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. С экскурсиями мы выходили в кукольный театр, где после спектакля детей знакомили с артистами –кукловодами, ходили в школу- искусств, где ребята узнали о музыкальных инструментах и их звучании, увидели выступление юных музыкантов. Входят в традицию и тематические встречи с людьми, связанными с музыкой. Частыми гостями в нашем детском саду стал хор ветеранов «Калинушка» социального центра, благодаря им ребята наглядно увидели что такое хор, солист, дует, трио, увидели работу дирижера.
Совместная деятельность взрослого и ребенка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребнка. Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий. Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребнка опыт, посредством которого эти знания ребнком присваиваются. Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить профориентационный характер.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно- развивающей среды. Формирование представлений дошкольников о труде взрослых- это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что, труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Список использованной литературы.
1. Диалоги о воспитании /Под ред. В. Н. Столетова. -М. : Педагогика,1985.
2. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. –М., 1988.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения Р н/Д,1996.
4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно- методическое пособие. -Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
5. Логинова В. И. Формирование представлений о труде взрослых/В. И. Логинова, Л. А. Мишарина //Дошкольное воспитание. -1978.-№10.
6. Лугарев А. П. Профессии 21 века//Клепа. -2013.- №3.-С. 4-5.
7. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. -М. : Педагогика, 1987.
8. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»./ Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.