Екатерина Шацкая
Использование дидактических игр экологического характера, изготовленных из нетрадиционных материалов
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование дидактических игр
экологического характера, изготовленных из нетрадиционных материалов»
Пояснительная записка.
В наше время экологическое воспитание играет огромную роль в дальнейшем сосуществовании человека и природы. В наше время особенно актуальны проблемы бережного отношения человека к природе. Охрана природы – одна из основных обязанностей каждого гражданина нашего государства. Именно поэтому, привитие любви к природе, бережное отношение к ней в дошкольном возрасте является актуальным вопросом современности.
Публикация «Использование дидактических игр экологического характера, изготовленных из нетрадиционных материалов» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание дошкольников - это одно из приоритетных направлений в нашем саду. С самого младшего возраста воспитываем бережное отношение к природе, формируем личность, осознающую последствия своих действий по отношению к природе. Материал готовим максимально разнообразный и наглядный. Вашему вниманию представляем картотеку дидактических игр экологического характера для детей средней группы «Игры на липучках».
Цель: способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей.
Задачи:
1. Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.
2. Развивать сенсорные способы познания математических свойств и отношений.
3. Способствовать расширению и обогащение словаря, развитию связной речи.
4. Развивать зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие; воображение, пространственное мышление.
5. Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.
6. Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.
7. Создать целостную, различную по степени сложности, многофункциональную развивающую среду.
Для достижения поставленных задач созданы следующие условия:
• учет готовности обучающихся к разным формам сотрудничества;
• эмоционально-стимулирующее общение педагога с детьми и детей друг с другом;
• занимательность процесса.
Ожидаемые результаты:
У детей сформируются:
• экологические знания, экологическая культура;
• осознание важности природоохранных мероприятий;
• навыки правильного поведения в природной среде;
• чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы;
• эстетическое восприятие окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – эстетической деятельности.
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются в совместной образовательной деятельности и в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. В. Эльконин, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Л. А. Венгер, Н. Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С. Т. Шацкий, наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). [10, c. 17]
Человек играющий — это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности.
Социальный аспект проявляется в том, что игра — это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых. Игра, - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность. Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия. Главный мотив игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. [7, c. 167]
Игра в понимании детей - интересное и увлекательное занятие, предполагающее свободу выбора игрушек и действий с ними, свободу, не ограниченную временными рамками. И это, конечно же, так. Но для взрослых игра - универсальный способ обучения и воспитания, особенно применительно к детям раннего возраста.
Дидактическая игра – явление сложное и многоплановое. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.
Преимущества развивающих игр на липучках:
• Первое и самое главное – детям это нравится. Дети могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интересв разы повышает результативность!
• Наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.
• Игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.
• Незаметно для ребёнка происходит развитие моторики, сенсорики, речи, звуковой культуры, фонетики, развитие сенсорных эталонов и речи, математические представления и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.
• Простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.
Эти игры можно использовать в практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявлять воспитываемые у него качества. [2, c. 75]
Игра позволяет привнести эмоциональный эффект в занятие. Методическая разработка «Игры на липучках» представляет собой развивающий альбом для детей, состоящий из различных игр и заданий. Они предназначены для проведения демонстрационных, игровых и развивающих занятий с детьми дошкольного возраста дома или в детском саду. Игры на липучках замечательно подходят для детей среднего дошкольного возраста, так как развивают мелкую моторику кисти, учат ребенка координировать движения и активно стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь. Формирование познавательной активности обучающихся во время занятия происходит при помощи игрового пособия, путем включения заданий и упражнений в образовательный процесс. Такие игры привлекают внимание детей своим разнообразием, красочностью, оригинальностью исполнения, тем самым заинтересовывают и вовлекают ребенка в процесс изучения нового материала. [8, c. 92]
Нетрадиционные развивающие игры на липучках помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться (Приложение 3).
Ниже представлена картотека игр.
1. «Чьи следы? Чем питается?»
Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста о диких животных и птицах, уметь отличать следы диких животных, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей; закрепить знание внешнего вида животных, умение отгадывать загадки.
Материал : игровое поле, карточки с изображением животных, их следов, видов питания.
Ход игры.
Вариант 1. Воспитатель загадывает загадки, а ребенок ищет ответ на картинке
Вариант 2. Дети рассматривают картинки со следами и запоминают кому они принадлежат, в уточняющей беседе закрепляют способы питания животные.
Вариант 3. Можно совместить загадки, картинки со следами, чем питаются и животными.
2. «Найди животное по окрасу»
Цель: развивать умение анализировать, сопоставлять и сравнивать; развивать внимательность, воображение, память и коммуникативные навыки.
Материал : игровое поле, карточки с изображением окраса животных.
Ход игры.
Перед началом игры внимательно рассмотрите вместе с ребенком карточки животных. Обсудите, какое животное как называется, домашнее оно или дикое, как разговаривает, какого цвета у него шерсть. Также обсудите с ребенком разные покровы: шерсть, перья, панцирь.
Вариант 1 (для младшего дошкольного возраста). Попросить ребенка найти шубку к каждого животного, постепенно усложняйте игру, добавляя новых животных.
Вариант 2 (игра для нескольких игроков). Все карточки кладут в центр игрового стола и игроки одновременно ищут и собирают пары (животное - его пятнышки или шерстка). Кто насобирал больше правильных пар - выигрывает.
2. «Найди тень»
Цель: развивать умение детей находить заданные силуэты путем наложения; развивать познавательную деятельность; развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление.
Материал : игровое поле с изображением и карточки с силуэтами животных.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям разложить карточки с силуэтами животных на цветные картинки.
4. «Угадай. Кто это?»
Цель: развитие любознательности и стремления к познанию окружающего мира; развитие смекалки и изобретательности детей.
Материал : карточки изображением животных и частей его тела.
Ход игры.
Перед ребёнком карточка, на которой нарисованы части животного (лапы, хвост, клюв, чем питается). Ребёнку нужно узнать животное, используя как можно меньше карточек.
5. Лото «Дикие и домашние животные»
Цель: обогащать представления детей о животном мире; развить внимание, мышление и речь.
Материал : карточки изображением животных, фишки.
Ход игры.
Карточки раскладываются перед игроками. Входящие в комплект фишки раскладываются на столе так, чтобы их картинки смотрели вниз. Затем ведущий начинает их переворачивать, а игроки – искать на карточках их соответствия. Задача каждого из игроков – быстрей остальных игроков закрыть выигранными фишками все свободные ячейки на карточке.
6. Игра «Гнездо, улей, нора»
Цель: познакомить детей с дикими и домашними животными и местами их обитания.
Материал : карточки изображением животных, игровое поле.
Ход игры:
Картинки с животными раскладываются на карты с изображением соответствующего жилища. Во время занятий педагог знакомит детей со средой обитания и жилищем животных. Ребенок должен иметь представление о том, где зимует медведь и где живет овца, куда несет мед пчела и где выводит потомство скворец.
7. Игра «Пищевые цепочки» (лиса и медведь)
Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях, применять уже имеющиеся знания, учить составлять правильные пищевые цепочки.
Материал : карточки изображением животных, игровое поле.
Ход игры.
Детям раздаются карточки. Дети должны разложить цепочку, кто чем и кем питается.
8. Игра «Угости ёжика яблоками"
Цель: Закреплять счет до 8, развивать внимание, зрительное сосредоточение; развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения.
Материал : карточки, игровое поле.
Ход игры.
У ёжиков на теле нарисованы цифры. Нужно найти соответствующее яблока с нужным количеством точек и прикрепить к ёжику.
9. Игра «Угадай, кто спрятался?»
Цель: тренировка зрительно - пространственного восприятия и зрительной памяти.
Материал : карточки изображением животных, игровое поле.
Ход игры.
Предложите ребенку поиграть в прятки с животными, угадать, какое животное спряталось, найти изображение и назвать его. Таким образом мы расширяем словарь ребенка.
10. Игра «Животные и их детёныши»
Цель: учить детей различать взрослых животных их детёнышей, развивать мышление, речь, словарный запас ребёнка. Расширять представления о внешнем виде, особенностях их поведения. Совершенствовать умения сравнивать, находить сходства и различие.
Материал : карточки изображением животных, игровое поле.
Ход игры.
Детям раздают карточки с изображением животных. Детей просят назвать взрослое животное и найти детеныша. Далее рассматриваем животных, находим сходства и различия.
Большое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Заключение
Подбор и введение в педагогический процесс экологических игр постепенно и последовательно расширяет представления детей о живой природе, учит их использовать имеющиеся знания для решения игровых задач, развивает и совершенствует такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, побуждает познавательный интерес.
Игры помогают неторопливо и бережно ввести ребёнка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям изменениям и многообразию.