Эльмира Исатова
Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 название
Слайд 2
экологическое воспитание детей – предполагает воспитание гуманного отношение к природе, к живым организмам и природным материалам. Формирование элементарных экологических навыков –непростой и длительный процесс. ребенок с самого рождения жадно тянется ко всему живому, и мышление разрушителя экосистемы у него абсолютно отсутствует. Крайне необходимо не разрушить это хрупкое создание единства с природой
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Экология, природа. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» сентябрь 2020
Элементарные экологические навыки уже в младшем возрасте обладают уникальным развивающим эффектом. Они способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Как известно основными задачами в развитии элементарных экологических способностей в младшей группе является умение детей определять:
Слайд 3
- Знакомить детей с доступными явлениями природы.
Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных: медведя, зайца, лису и т. д. и называть их.
-Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка, за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.
-Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) и фрукты (яблоко, груша и т. п.).
-Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
Сезонные наблюдения
Осень. Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).
Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки,
Воспитывать бережное отношение к животным.
-Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения
цветут растения.
Ход работы
Я работаю в группе раннего возраста, по примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы».
За время работы и обучения детей я пришла к выводу, что в развитии элементарных экологических способностей дошкольников большую роль играют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие.
Игры на развитие элементарных экологических способностей рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных экологических представлений.
Чтобы повысить показатели по формированию элементарных
экологических представлений детей, я поставила перед собой цель,
разработала задачи. Изучив необходимую литературу, я узнала о своеобразии дидактических игр, их структуре, классификации. Дидактическая игра возбуждает у детей приятные Чувства и эмоции и направляют а познавательную деятельность.
Дидактические игры которыми пользуюсь я в своей работе я, осуществляю в двух направлениях на играх-занятиях и в повседневной жизни. Знания, полученные на занятиях закрепляю в свободное время. Используемые мной игры соответствуют задачам изучаемой программы.
Слайд 4
В своей работе я использую такие принципы экологического обучения как : научность, доступность, безопасность.
Все дидактические игры провожу по правилам- если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от игры. Стремясь предупредить возможные ошибки, я детально разъясняю правила игры. При этом мои объяснения предельно четкие, ясные, конкретные, доступные восприятию маленького ребенка. Потому что если я буду говорить торопливо, то дети перестанут меня понимать и начнут опять отвлекаются. По такому принципу я провожу игры
Слайд 5
«Во саду ли, в огороде?»
Цель: Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.
Оборудование: изображения дерева и грядки, ИЗОБРАЖЕНИЯ яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.
Ход: я объясняю, что яблоки, груши и апельсины – вкусные, сладкие. Это – фрукты. Фрукты растут на дереве. Картофель, капуста, лук не сладкие, но очень полезные. Это – овощи. Овощи растут на грядке. Затем предлагаю ребенку фрукты поместить на дереве, а овощи на грядке. Воспитанники выполняют задание, а я активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? (яблоко). Яблоко – это фрукт. Повтори. Где растут фрукты? (на дереве)» и т. п.
Слайд 6
«Чей малыш?»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о животных и их детёнышей.
Игровое действие. Подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.
Оборудование. Картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы и их детенышей
Ход игры. Я показываю детям картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы. Воспитанник называет животных, Затем я предлагаю детям, подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей
Слайд 7
«Когда это бывает?»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.
Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.
Ход игры:
Игра проводится по типу лото, сначала предлагаю для рассматривания сюжетные картинки с изображением различных времен года, обсуждаем природные явления характерные для данного времени года и далее предлагаю воспитанникам те же картинки только уже в меньшем размере с пустыми полями и карточками предлагая собрать картинки соответствующему времени года.
Слайд 8
Дидактическая игра «Разрезные картинки» с домашними животными позволяет мне формировать у детей представления о целостном образе предмета и его частях, кроме того, развивать внимание и восприятие. Для создания целенаправленной мотивации детей на деятельность, говорю детям, что у них должна получиться волшебная картинка для Мишки или Зайчика.
Слайд 9
Дид. игра «Фруктовый чай» -
предлагаю изображения чашек на которых нарисованы ягоды фрукты и аналогичные чайные пакетики с такими же изображениями и предлагаю воспитанникам попить чаю только сначала нам надо его заварить. Воспитанники подбирают подходящие пакетики к чашкам
Слайд 10
Д/и «Варим компот, делаем соленья»
Цель - расширять и уточнять знания детей о фруктах,овощах
Материал: Плоскостные изображения банок и маленьких фруктов овощей для того чтобы собирать их в банки.
Еще одна игра для закрепления знаний об овощах и фруктах, воспитанникам предлагаю картинки с изображением баночек, и предлагаю собрать отдельно фрукты овощи
Слайд 11
«Заполни аквариумы»
Дидактическая задача. Закреплять умения различать цвета, находить предмет нужного цвета, воспитывать доброжелательное отношение к живым объектам.
Игровое действие. Рассадить рыбок в аквариумы, украсить аквариум по своему желанию.
Ход игры. Я показывает детям аквариум и предлагаю детям подобрать рыбок в аквариум и украсить его.
На выбор предложены рыбки разных цветов, растения и др. украшения для аквариума. В конце игры провожу беседу о бережном отношении к живым объектам
Слайд 12
Что в тарелочке лежит?»
Цель: Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества.
Оборудование: плоскостные морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие. Ход: Воспитатель по одному достает из корзины овощи и фрукты и описывает их, например: «Это яблоко. Оно круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. В какую тарелочку мы его положим? И т. д
Слайд 13
Д/и «Куда села бабочка?» -
Учить детей узнавать и называть растения (дерево, трава, цветок, кустарник)
Материал : изображение плоскостное бабочки плоскостные изображения
деревьев травы цветов кустарников.
На столе раскладываю раздаточный материал изображения травы с цветами, травы, кустов, предлагаю воспитанникам посадить бабочку в какое то конкретное место, после того как воспитанник выполняет задание закрепляем признаки по которым дерево отличается от кустарника и т. д.
СЛАЙД 14
Д/И «Овощи-фрукты
СЛАЙД 15
«Кто что ест»
Говорю воспитанникам что у каждого животного есть свое любимое лакомство например зайчику нравится морковка а ежику грибы, предлагаю посмотреть внимательно на картинки и подумать кто из зверей например питается малиной и т. п а как только воспитанники догадываются то надо покормить это животное положив лакомство положив лакомство рядом с животным.
Слайд 16
Экологическая работа не должна ограничиваться рамками детского сада. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей. Так как работа с семьей является неотъемлемой частью моей работы по формированию у детей экологических навыков. Воспитания в работе с родителями провожу на эти темы род. Собрания беседы консультации и педагогические ширмы в которых даю четкие конкретные практические советы по данной теме
Слайд 17
Так же с родителями периодически организовываю выставки экологических поделок
Слайд 18
Результативность. Используя такой подход к работе в формировании ФЭМП в течении года я замечаю, что мои воспитанники проявляют высокую активность, в экологических навыков. Воспитанники задают много разнообразных вопросов об окружающем мире.
Слайд 19
Сейчас я планирую еще пополнить свою группу новым дидактическим материалом, но уже можно сказать, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных экологических представлений у дошкольников.
Дидактические игры дают действительно большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить элементарные экологические навыки. В мае я проведу диагностику по данной теме. Надеюсь, что результаты значительно улучшатся по сравнению с началом года. И тогда поставленные задачи будут выполнены, цель достигнута.
Обучая маленьких детей через игру, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к познанию.
СЛАЙД 20
Спасибо за внимание