юлия белоусова
Использование дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников в условиях логопункта.
Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слов, это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии в последствии у школьников. У детей наблюдаются пропуски гласных и согласных букв – «он» – слон, «кассета»- конфета; перестановки и выпадение слогов – «ходиник»- холодильник, «скородова» – сковорода; появление лишних букв или слогов в слове – «птипца» – птица, «апстобус»- автобус.
Публикация «Использование дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Слог. Слоговая структура речи
- Слоги. Игры со слогами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Изучением слоговой структуры слова посвящены работы многих ученых, специалистов в области дошкольной логопедии: Агронович З. Е., Гвоздев А. Н., Левина Р. Е., Маркова А. К., Усанова О. Н. и др.
Эффективность коррекционной работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова определяется соблюдением некоторых принципов:
• Работа проводится поэтапно «от простого к сложному»;
• Одновременное развитие речедвигательного и речеслухового навыка;
• Учет индивидуального дефекта нарушения слоговой структуры слова;
• Взаимосвязь в работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова логопеда, воспитателя и родителей.
Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слова проводится работа над звуко- наполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Данная работа должна вестись с учетом ведущего вида деятельности детей - игры и, следовательно с применением наглядности. Формирование слоговой структуры слова- долгий процесс и ребенку каждое занятие должно быть интересно.
Поэтому проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.
Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала, который, в свою очередь, занимает много рабочего пространства в небольшом кабинете.
Предлагаю вниманию коллег универсальные дидактические пособия, предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова, так и для автоматизации звуков:
1. «Лягушка- путешественница»
Оборудование: лист цветного картона 21х30 см. Из отдельного листа вырезаются листики -«кувшинки» 5-6 шт. Игрушка «лягушка» из киндер-сюрприза.
Игровые задания:
- передвигай лягушку по кувшинкам и пой песенку (с изменением силы и высоты голоса, по заданному ритмическому рисунку);
- размести лягушку в верхнем правом углу (левом, в центре).
- сколько слогов в слове- столько прыжков должна сделать лягушка;
2. «Солнышко»
Оборудование: на листе картона изображение солнца с лучами. Карточки из звуковой кассы.
Игровые задания:
- повтори за логопедом слоги (ис- ес- ыс)
- повтори правильно (са-са-са- летит оса; со-со-со- катим колесо)
- подбери слово на заданный первый звук (с- умка, с-алат, с-ок)
- раздели на слоги слова; в центре «Солнышка» размещаем предметную картинку, по лучам- цифры по количеству слогов.
3. «Паро
воз»[/h4]
Оборудование: вырезанный из картона рисунок поезда, прорезные «окна» для размещения карточек с различными заданиями. Можно приготовить дополнительно карточки без рисунка «шторки», для придания игре элемента неожиданности. Ребенок не будет знать- какое задании его ожидает.
Игровые задания:
- упражнения на развитие слухового и зрительного внимания (по карточкам)- повтори за мной, исправь ошибку и т. п. ;
- упражнения для развития дыхания и силы голоса;
- раздели слова на слоги и размести по вагонам;
- задания на формирование понятий: («начало», «середина», «конец»;
«перед», «за», «после», «между»;«последний», «первый»).
4. «Колобок»
Оборудование: Мячик для тенниса, надрезанный и разрисованный под веселого человечка, карточки из звуковой кассы; предметные картинки.
Игровые задания:
- угадай, какой слог получился;
- повтори за логопедом правильно;
- подбери слово на заданный первый звук;
- раздели на слоги слова, открывая и закрывая ротик «веселого колобка»;
5. «Звуковая линейка»
Оборудование: скрепленные, на общей основе с прорезями, две линейки; предметные картинки, картинки с изображением цифр и букв.
Игровые задания:
- прочитай, какой слог получился;
- повтори за логопедом правильно;
- подбери слово на заданный первый звук;
- раздели на слоги слово и поставь нужную цифру
- посчитай правильно (три коровы)
6. «Разрезные картинки»
Оборудование: картинки из детской разукрашки разрезать на три часть (слова из трех слогов, двухсложные – на де части)
Игровое задание:
- собери картинку, и назови количество слогов в слове.
В своих разработках большое внимание уделила иллюстративному материалу, который способствует привлечению внимания детей и увеличивает объем запоминания. А также при соотнесении слова с картинкой у ребенка развивается наглядно- образное мышление, которое стимулирует познавательную активность ребенка.
Таким образом, применение разнообразных универсальных дидактических пособий в коррекционной работе способствует повышению мотивации к логопедическим занятиям, сокращению периода ввода поставленных звуков в речь, развитию интереса к словообразованию, словоизменению и к различным действиям со звучащим словом.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Лебедева Л. В. Игры и упражнения с родственными словами: Учеб. - метод. пособие. М., 2009.
2. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Развитие языковой способности у детей 4-5 лет с ОНР. М., 2012.
3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2004.
4. Холопова Н. В. Использование игр и пособий для обеспечения психологического комфорта детей с речевыми нарушениями // Логопед. 2010. №6.