Получи документы

Использование дидактических игр для развития грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста

Лена Ханафина
Использование дидактических игр для развития грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем полноценнее происходит его подготовка к обучению в школе.

Темочки:

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из актуальных проблем в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. В процессе овладения речью, ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.

Овладеть грамматическим строем речи – значит научиться правильно употреблять падежные окончания слов, глагольные формы, местоимения, прилагательные, числительные, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, правильно строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

В формировании грамматического строя речи дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые можно использовать не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками (настольно-печатные, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. Дидактические игры закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.

А теперь немного об играх, которые я использую в своей работе :

Одно из направлений грамматического строя - словоизменение

«Один – много»

Цель: развивать умение образовывать множественное число имени существительного

Материал: картинки с разными предметами, картинки по лексическим темам, картинки подобранные на определенный звук, речевой материал (для словесной игры)

Ход игры:

Взрослый говорит (или спрашивает, показывая на картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисован — ежик, а показывая на вторую картинку – спрашивает - А здесь что нарисовано? и т. д.

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число, а детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Игра проводится как на фронтальных занятиях, так и на индивидуальных, для закрепления.

«Что без чего?»

Цель: закрепление формы родительного (кого? чего) падежа существительных

Материал: Предметные картинки с недостающими деталями.

Ход игры: Перед каждым ребенком лежит картинка с изображением и недостающей в ней деталью. Ребёнок должен сказать, какой детали предмета не хватает.

Ведро без - чего? - ручки

«Кому что дадим?»

Цель: закрепление формы дательного (кому? Чему)падежа существительных

Материал: картинки с изображением животных, насекомых, птиц и картинки с изображением различного корма, цветов, овощей.

Ход игры: Ребёнку предлагается сложить попарно картинки (животное – корм, и сказать фразу- я дам кость- кому?- собаке

Дидактическая игра –шутка «Ответь одним словом»

Цель: изменение существительного по падежам.

Материал: предметные картинки

Ход игры: Выбери одну из картинок. Что на ней нарисовано? (Ребёнок отвечает, например: «лопата»).

А теперь я буду задавать тебе вопросы, а ты можешь отвечать на них только этим словом «лопата».

Без чего ты не можешь прожить и дня? (Без лопаты.)-родит. п.

На чем ты любишь кататься? (На лопате.) –п. п

Что ты ел на завтрак? (Лопату.) -имен. п.

Чем ты обычно рисуешь? (Лопатой.)-твор. п.

О чем ты видел сегодня сон? (О лопате).-п. п.

«Маленькие слова»

Цель: закрепление навыка правильного употребления предлогов

Материал: карта лото на определенный предлог, карточки с картинками

Ход игры: Ребенку (или детям) предлагается выбрать карточки с картинками на заданный предлог и описать картинку (составить фразу) используя нужный предлог.

«Посчитай-ка, дружок»

Цель: формирование навыков согласования существительных с числительными, автоматизация звуков

Ход игры: предлагаем посчитать предметы

«Магазин»

Цель: формирование навыков согласования существительных с числительными и прилагательными

Материал: картинки на обобщающие понятия с количеством предметов 1,2,5, карточки-деньги

Ход игры: игра идет по принципу продавец – покупатель, я продавец, дети-покупатели. купюры двух видов - на одной предмет и цвет, на другой предмет и цифра. Если играем на согласование сущ. и прилагательного, то выбираем купюру только с цветной кляксой. Если игра усложняется и уже согласуем сущ, прилагат, и числит. то уже берем сразу 2 купюры.

Следующее направление грамматического строя - словообразование

«Назови ласково»

Цель: развивать умение образовывать слова при помощи уменьшительное - ласкательных суффиксов

Материал: картинки с разными предметами, картинки по лексическим темам, картинки подобранные на определенный звук, речевой материал (для словесной игры)

Ход игры: дети называют слово ласково

«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Чья тень? Чей хвост? Чей след? Чьи вещи?

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: задаётся вопрос (чей? чья? Чьи) ребёнок отвечает. Шарф (чей) — мамин,

«Что из чего сделано?»

Цель: формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных.

Материал: карточки, игровое поле

Ход игры: собираем одно из игровых полей, на заданный материал (стекло).Просим ребенка сказать по образцу, каким будет предмет, сделанный из заданного материала. Пример:-Стакан из стекла - … стеклянный

«Варим суп»

Цель: формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных

Ход игры: Назвать по образцу, какое суп можно сварить из заданного продукта (мясо, рыба, картофель). Суп из мяса- мясной

«Дорога домой»

Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.

Материал: машинка, иллюстрация.

Ход игры: Логопед начинает, ребенок договаривает: «Мы ехали, ехали, к озеру. (подъехали, озеро. (объехал, дальше. (поехали) ,мост. (переехали, камни (объехали) и домой. (приехали).

Еще одно направление –построение фразы (синтаксис)

«Лесенка предложений»

Цель: составить предложение с соответствующим количеством слов.

Ход игры: на доске сюжетная картинка, на которой изображена девочка, сидящая на скамейке. На доске нарисована лесенка, на нижней ступеньки которой два деления, на следующей – три деления и т. д., на последней – пять делений. Предлагается детям придумать предложения с нужным количеством слов.

Девочка сидит.

Девочка сидит на скамейке.

Девочка Даша сидит на скамейке.

Девочка Даша сидит на деревянной скамейке.

Девочка Даша сидит на красивой деревянной скамейке.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Дидактические игры на развитие грамматических форм можно включать в любые занятия, использовать их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а так же необходимо рекомендовать родителям использовать чаще такие игры дома.

Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр для развития грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 декабря 2024 в 11:26
+34Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр для развития грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лена Ханафина (УИ 385568) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД