Ольга Вишнякова
Использование дидактических игр для сенсорного развития детей
Использование дидактических игр для сенсорного развития детей
С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровье сберегающие образовательные технологии, которые являются неотъемлемой частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. В условиях современного общества воспитанник, несомненно, должен быть активным и обладать высоким уровнем развития интеллекта, который раскроет свои потенциальные возможности во взрослой жизни. Ребенок — мобильный, творческий и коммуникативный всегда добьется в жизни большего, чем все остальные.
Публикация «Использование дидактических игр для сенсорного развития детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Значение сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве нельзя недооценить. Благодаря сенсорному развитию ребенок раннего возраста познает жизнь. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования всей деятельности, накопления представлений об окружающем мире. Чем меньше возраст ребенка, тем большее значение в его жизни имеет опыт, который оставит отпечаток на всю его жизнь.
Психологами нашего времени доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности ребенка. Для ребёнка раннего возраста такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В каждой группе образовательного учреждение существует многообразие дидактических игр. В дошкольной педагогике дидактические игры всегда считались основным средством сенсорного воспитания.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей.
Основная особенность дидактических игр — обучающая. Все родители хотят, чтоб их дети были самыми успешными и образованными. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность педагогу более планомерно и своевременно использовать эти игры для развития познавательной сферы младших дошкольников. Их используют в разном возрасте ребенка. Они создаются педагогами в целях воспитания и обучения младших дошкольников, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развития эмоционально-волевой сферы.
Дидактическую игру нужно использовать не только в непосредственной образовательной деятельности, но и во всей жизни ребенка. Основными методами деятельности педагога с детьми являются: показ способа действий, игровые приемы, использование элементов поощрения. Когда детям предлагаются дидактические игры, они достаточно активно и с интересом принимают участие, все новое всегда интересно. Для поддержания интереса вводится соревновательный и поощрительный элемент. У нас в группах созданы доски успеха с фотографией, где каждый ребенок может стать звездой сегодняшнего дня.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений, выполнением в ней игровых правил и контролируется действиями ребенка или взрослого. Воспитание игровых действий зависит от выдумки и творческого подхода педагога к своей работе. В непосредственно образовательную деятельность необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия, мышления, воображения ребенка, что помогает обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов, и окружающем мире в целом.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Определяя дидактическую задачу, прежде всего надо иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.)
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста нужно опираться на следующие задачи:
• развивать восприятие и воображение детей в различных видах деятельности.
• закрепить умение выделять форму, цвет, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам : величине, форме, цвету;
• обогащать чувственный опыт детей через дидактические игры;
• развивать и закреплять образные представления о мире в целом.
В дидактических играх происходит не только усвоение знаний о сенсорных эталонах, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.
Дидактические игры и занятия дадут хороший результат, если педагог ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий на ступени раннего развития ребенка. Занятия должны создавать у детей хорошее настроение и установку на позитив. Большое внимание нужно уделять детям с низким уровнем развития личности. Для них использовать игры с более упрощенным вариантом или имеющих одно действие. Иногда нужно играть в определенную игру несколько раз подряд, прежде чем ребенок сможет самостоятельно это делать. При этом педагог должен постоянно обновлять или менять дидактические игры, чтоб дети не потеряли интереса к игре. Для удобства в работе педагогам можно создать картотеку дидактических игр по темам недели.
Игра «Геометрическая мозаика».
Создание игры: вырезаем геометрические фигуры из картона и находим различные картинки предметов.
Цель игры: формировать умение сопоставлять геометрическую фигуру и похожий предмет.
Ход игры: Показываем детям геометрическую фигуру и просим их найти предмет (можно в группе, похожий на фигуру.
Игра «Кактус».
Создание игры: рисуем кактус. Так же можно взять готовые картинки. Подбираем бельевые прищепки синего, красного, зеленого и желтого цвета. Каждый цвет определяет иголки кактуса.
Цель игры: Закреплять знания о разном цвете. Развивать мелкую моторику рук. Упражнять в умении различать и правильно называть цвета.
Ход игры: На кактус прищипываются прищепки разного цвета в разном порядке. Детям дается задание посмотреть и найти неправильные иголки. Предложить убрать лишние иголки, при этом называя цвет иголки, который убирают.
Игра «Пуговицы».
Создание игры: рисуем фрукты и овощи, с прорезями для пуговиц. Подбираем пуговицы разных цветов.
Цель игры: Развивать мелкую моторику рук. Упражнять в умении различать и правильно называть цвета. Закреплять знания о разном цвете.
Ход игры: Каждый фрукт или овощ имеет свой цвет. Детям нужно подобрать к цвету фрукта или овоща цвет пуговиц.
Игра «Найди пару».
Создание игры: вяжем шапочки и шарфики разного цвета.
Ход игры: детям демонстрируются красная шапочка к красному шарфику и т. д. Педагог говорит: «Ребята, помогите куклам одеться! У них все перемешалось. Посмотрите внимательно и выберите для каждой куколки нужные шапочку и шарфик». Дети сортируют по цвету. Так каждая кукла будет у нас одета и ей не будет холодно.
Работа с родителями.
Консультация для родителей «Умственное развитие ребенка по сенсорному воспитанию», стенд для родителей «Игры дома», папка-передвижка «Работа с родителями при решении задач по сенсорному воспитанию», выставка «Сенсорные игры своими руками». На неделе открытых дверей был проведен мастер-класс «сенсорные игры своими руками».
С помощью использования дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, формируются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети, играя, получают новые знания, закрепляют свои действия, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Коменский Я.