Ольга Гущенская
Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста.
Выполнила: Гущенская Ольга Ивановна, воспитатель 1 к. к
МБДОУ д/с 192 комбинированного вида
Ново- Савиновский район, г. Казань 2020г.
Актуальность
Публикация «Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Современный мир меняется стремительно, и человеку все реже удается опереться на типовые поведенческие модели и все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время в дошкольной педагогике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу. И здесь, немаловажную роль играет общение, наличие коммуникативных навыков, умение вести диалог.
В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Основная идея
Изучение научно-методической литературы позволило остановить выбор на технологии детской журналистики, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, его изменение, красоту, его задачи. Поэтому именно эта профессия, как никакая другая, даёт широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов ребёнка.
Мы предполагаем, что обращение к детской журналистике наполнит новым содержанием привычную среду развития детей, специальным образом организованная деятельность будет эффективным фактором развития их речевой и познавательной активности. Помимо этого, посредством организации разнообразных индивидуальных и совместных форм деятельности в журналистскую деятельность будут включены все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители – и социальные партнеры.
Возможность и целесообразность использования детской журналистики в работе с детьми дошкольного возраста подчеркивается многими учеными.
Какова же роль детской журналистики в развитии старших дошкольников?
Во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт;
Во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки учения, способствуют развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины, коммуникации. При этом детскую журналистику, возможно, использовать для реализации любой образовательной области она в полной мере основываться на интегрированном подходе.
Исходя из специфики данной технологии, дидактическими средствами будут являться и средства журналистики. Мы предполагаем, что они позволят обеспечить успешную реализацию поставленной цели. Например, метод интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. А продукты детского «пресс-центра» будут результатом познавательного развития и увлекательной творческой игры.
Цель: развитие умения дошкольников ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
Задачи:
- развивать интересы детей, любознательность познавательной мотивации;
- поддерживать детскую инициативу и самостоятельность;
- развивать умение использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас;
- формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца;
- воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров;
- вовлекать родителей в образовательную деятельность.
Основными принципами использования журналисткой деятельности являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, учет интересов детей в разных областях познания, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Основополагающие принципы:(вынести на слайд)
- принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи;
- принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов;
- личностный – готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самостоятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их;
- принцип творчества – формирование образного и логического мышления через понимание смысла слова и текста, развитие литературного творчества;
- принцип ответственности – развитие ответственности за порученное дело;
- принцип справедливости – материалы должны быть правдивыми, актуальными и общественно значимыми. «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступали с вами»;
- принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей;
- принцип психологической комфортности – ориентация на добрую информацию и положительные эмоции.
Этапы развития журналисткой деятельности в группе
1. Подготовительный
Мы познакомили детей с профессией журналиста, ее особенностями и разновидностями с помощью рассказов, презентаций, фотографий, проигрывания различных ситуаций журналисткой деятельности.
(слайд с фото)
1. Беседа «Профессия журналиста» Кто такие журналисты?
Чем они занимаются?
Где можно увидеть результаты их труда? Перед проведением беседы дети рассматривают газеты и журналы. Иллюстрации с изображением журналистов, газеты, журналы.
2. Основной
Работа по организации журналисткой деятельности в нашей группе началась с издание поздравительных газет- к «Дню Дошкольного работника», «Дню пожилого человека». Так же были выпущены газеты экологической направленности в рамках городского проекта- «Растем вместе» и международных праздников- «День леса», «Всемирный день защиты животных», «Казань город трудовой доблести!
С помощью метода интервью дети узнавали об особенностях профессиональной деятельности работников детского сада, о важности заботы о старшем поколении, о том, как взрослые и дети относятся к посадке деревьев, как заботиться о животных. Опираясь на собранную информацию, дети придумывали содержание газеты и оформляли ее.
Следующим этапом работы наших журналистов стало создание группового дневника: «Добрые известия». Каждая пятница в нашей группе объявлена днем журналистики. Утренний сбор в нашей группе мы начинаем с выпуска новостей, за которые отвечает дежурная бригада журналистов. Бригады определяются по графику в количестве 5 человек. Дежурные журналисты в течение недели собирают интересную информацию по выбранной ребятами общей теме. Так как мои воспитанники пока не умеют писать, все добрые вести они изображают в виде рисунков, и в конце месяца мы всей группой оформляем в очередной выпуск журнала. Знаменательные события в группе оформлялись в форме фотовыставки, затем фотографии хранятся в архиве группы.
Успешность печатной журналисткой деятельности вдохновило нас на создание студии «Семицветик TV».
• Была создана униформа для журналистов «Добрых известий» и «Семицветик TV».
• Оформлен в группе центр Журналистики.
• Разработаны правила интервьюирования.
• Подобраны темы для репортажей.
Детям интересно узнавать и рассказывать о событиях, происходящих в детском саду и городе, поэтому детскую журналистику можно использовать для реализации программы «Мой любимый город- Казань».
Использование детской журналистики помогает нам :
• знакомить с музеями, библиотеками и другими культурными объектами;
• поощрять попытки детей делиться со взрослыми и сверстниками впечатлениями после посещений музея, выставки, экскурсии и пр. ;
• привлекать детей к созданию развивающей среды детского сада (мини-музеев, мини-библиотек, выставок);
• приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду и городе (выставки, праздники, развлечения, акции).
Участвуя в детской журналисткой деятельности и наблюдая за детьми можно увидеть, что ребенок можем достичь следующих результатов:
- обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и к самому себе;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, радоваться успехам других;
- выражает свои мысли и желания;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.
Помимо этого, важным результатом детской журналисткой деятельности является заинтересованность родителей предоставляемой детьми информацией, их включение в совместную подготовку мини- проектов «Мне интересно» и подготовку «Добрых известий».
Мы считаем, что детская журналистская деятельность позволяет осветить жизнь группы, сада, поддерживать интерес к изучению родного города, стимулируя активность и самостоятельность детей группы.
Благодарю за внимание!