МААМ-картинки

Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста

Ольга Гущенская
Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста.

Выполнила: Гущенская Ольга Ивановна, воспитатель 1 к. к

МБДОУ д/с 192 комбинированного вида

Ново- Савиновский район, г. Казань 2020г.

Актуальность

Публикация «Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Современный мир меняется стремительно, и человеку все реже удается опереться на типовые поведенческие модели и все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время в дошкольной педагогике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу. И здесь, немаловажную роль играет общение, наличие коммуникативных навыков, умение вести диалог.

В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Основная идея

Изучение научно-методической литературы позволило остановить выбор на технологии детской журналистики, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, его изменение, красоту, его задачи. Поэтому именно эта профессия, как никакая другая, даёт широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов ребёнка.

Мы предполагаем, что обращение к детской журналистике наполнит новым содержанием привычную среду развития детей, специальным образом организованная деятельность будет эффективным фактором развития их речевой и познавательной активности. Помимо этого, посредством организации разнообразных индивидуальных и совместных форм деятельности в журналистскую деятельность будут включены все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители – и социальные партнеры.

Возможность и целесообразность использования детской журналистики в работе с детьми дошкольного возраста подчеркивается многими учеными.

Какова же роль детской журналистики в развитии старших дошкольников?

Во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт;

Во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки учения, способствуют развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины, коммуникации. При этом детскую журналистику, возможно, использовать для реализации любой образовательной области она в полной мере основываться на интегрированном подходе.

Исходя из специфики данной технологии, дидактическими средствами будут являться и средства журналистики. Мы предполагаем, что они позволят обеспечить успешную реализацию поставленной цели. Например, метод интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. А продукты детского «пресс-центра» будут результатом познавательного развития и увлекательной творческой игры.

Цель: развитие умения дошкольников ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.

Задачи:

- развивать интересы детей, любознательность познавательной мотивации;

- поддерживать детскую инициативу и самостоятельность;

- развивать умение использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас;

- формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца;

- воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров;

- вовлекать родителей в образовательную деятельность.

Основными принципами использования журналисткой деятельности являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, учет интересов детей в разных областях познания, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Основополагающие принципы:(вынести на слайд)

- принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи;

- принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов;

- личностный – готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самостоятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их;

- принцип творчества – формирование образного и логического мышления через понимание смысла слова и текста, развитие литературного творчества;

- принцип ответственности – развитие ответственности за порученное дело;

- принцип справедливости – материалы должны быть правдивыми, актуальными и общественно значимыми. «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступали с вами»;

- принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей;

- принцип психологической комфортности – ориентация на добрую информацию и положительные эмоции.

Этапы развития журналисткой деятельности в группе

1. Подготовительный

Мы познакомили детей с профессией журналиста, ее особенностями и разновидностями с помощью рассказов, презентаций, фотографий, проигрывания различных ситуаций журналисткой деятельности.

(слайд с фото)

1. Беседа «Профессия журналиста» Кто такие журналисты?

Чем они занимаются?

Где можно увидеть результаты их труда? Перед проведением беседы дети рассматривают газеты и журналы. Иллюстрации с изображением журналистов, газеты, журналы.

2. Основной

Работа по организации журналисткой деятельности в нашей группе началась с издание поздравительных газет- к «Дню Дошкольного работника», «Дню пожилого человека». Так же были выпущены газеты экологической направленности в рамках городского проекта- «Растем вместе» и международных праздников- «День леса», «Всемирный день защиты животных», «Казань город трудовой доблести!

С помощью метода интервью дети узнавали об особенностях профессиональной деятельности работников детского сада, о важности заботы о старшем поколении, о том, как взрослые и дети относятся к посадке деревьев, как заботиться о животных. Опираясь на собранную информацию, дети придумывали содержание газеты и оформляли ее.

Следующим этапом работы наших журналистов стало создание группового дневника: «Добрые известия». Каждая пятница в нашей группе объявлена днем журналистики. Утренний сбор в нашей группе мы начинаем с выпуска новостей, за которые отвечает дежурная бригада журналистов. Бригады определяются по графику в количестве 5 человек. Дежурные журналисты в течение недели собирают интересную информацию по выбранной ребятами общей теме. Так как мои воспитанники пока не умеют писать, все добрые вести они изображают в виде рисунков, и в конце месяца мы всей группой оформляем в очередной выпуск журнала. Знаменательные события в группе оформлялись в форме фотовыставки, затем фотографии хранятся в архиве группы.

Успешность печатной журналисткой деятельности вдохновило нас на создание студии «Семицветик TV».

• Была создана униформа для журналистов «Добрых известий» и «Семицветик TV».

• Оформлен в группе центр Журналистики.

• Разработаны правила интервьюирования.

• Подобраны темы для репортажей.

Детям интересно узнавать и рассказывать о событиях, происходящих в детском саду и городе, поэтому детскую журналистику можно использовать для реализации программы «Мой любимый город- Казань».

Использование детской журналистики помогает нам :

• знакомить с музеями, библиотеками и другими культурными объектами;

• поощрять попытки детей делиться со взрослыми и сверстниками впечатлениями после посещений музея, выставки, экскурсии и пр. ;

• привлекать детей к созданию развивающей среды детского сада (мини-музеев, мини-библиотек, выставок);

• приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду и городе (выставки, праздники, развлечения, акции).

Участвуя в детской журналисткой деятельности и наблюдая за детьми можно увидеть, что ребенок можем достичь следующих результатов:

- обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и к самому себе;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, радоваться успехам других;

- выражает свои мысли и желания;

- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.

Помимо этого, важным результатом детской журналисткой деятельности является заинтересованность родителей предоставляемой детьми информацией, их включение в совместную подготовку мини- проектов «Мне интересно» и подготовку «Добрых известий».

Мы считаем, что детская журналистская деятельность позволяет осветить жизнь группы, сада, поддерживать интерес к изучению родного города, стимулируя активность и самостоятельность детей группы.

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Педагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенкаПедагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенка Самая важная работа воспитателя - это работа не только с детьми, но и их родителям. Я думаю, что всем родителям бывает интересно узнать.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 6 ноября 2020 в 10:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гущенская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД