Эрика Ромашова
Использование бросового материала с детьми коррекционных групп через занимательные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Введение:
Что такое ОВЗ? Это ограниченные возможности. У детей с таким диагнозом частично или полностью нарушены психические процессы. В таких случаях детей с ОВЗ выручит игровая деятельность. Играя, ребенок учится действовать с предметами, которые становятся опорой для мышления, а ролевая игра развивает воображение, знакомит с поведением взрослых людей. Играя, ребенок развивает и другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Наша задача научить детей играть. За основу берем дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание детям предлагается в игровой форме. Играя дети с ОВЗ получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.
Публикация «Использование бросового материала с детьми коррекционных групп через занимательные игры» размещена в разделах
Еще Ушинский сказал: Сделать серьезное занятие для
ребенка занимательным – вот
задача первоначального обучения.
К. Д Ушинский.
Дети с ОВЗ не всегда обращают внимание на дорогие игрушки, иногда их внимание больше привлекают обыкновенные крышечки.
Поэтому хочу предложить вам накопить побольше крышек и дать их детям. Это потрясающая возможность для детей с ОВЗ проявить свои творческие способности, найти необычные применения для таких крышек, и поработать над воображением. Обычные игрушки не дают ребёнку пофантазировать, т. к. сюжет таких игр ограничен их создателем. А из крышек ребёнок может творить сам, строить что-то, выкладывать рисунки, буквы и делать многое другое. Для помощи детям с ОВЗ были разработаны данные игры.
Эти игры предназначены для обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста. Это многофункциональные пособия, которые могут быть использованы, как в различных видах непосредственно образовательной деятельности (математика, развитие речи, сенсорное развитие, так и в индивидуальной работе с детьми.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ С КРЫШКАМИ.
Для данных игр были взяты остатки пенополистирола. Предварительно вырезать фигурки с круглыми отверстиями, в которые в дальнейшем будут вставляться крышки. Детям с ОВЗ будет интересно проявлять фантазию, выбирая нужную крышечку. В процессе игровой деятельности одновременно можно разучивать стихи. Это обогащает и активизирует словарь ребенка, а также развивает память и внимание.
Цветочек
Замечательны цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Солнышко
Светит солнышко в окошко,
Мы похлопаем в ладошки -
Рады солнышку сова и большая стрекоза.
Яблоня
Вот какая яблонька
Выросла у нас
Яблоками красными
Дразнит она нас.
Самолет
В самолет взобрались сами
Понеслись мы над лесами
А потом вернулись к маме
Домик
Мы построим большой дом
Будем жить дружной семьей
Математическое развитие. Игры с пробками.
Из бросового материала (крышки) были созданы дидактические игры. Дети с ОВЗ легче усваивают состав числа, если это происходит в игровой форме.
«По порядку»
Цель: Закрепить порядковый счет, уметь выкладывать цифры в любом расположении (по кругу, врассыпную, прямой, «змейкой», и т. д.)
«Какой цифры не хватает»
Цель: Уметь найти цифру, которой не хватает в ряду и т. д
«Состав числа»
Цель: Учить составлять числа до 10. Пример, 6 состоит из 3 и 3, 7 состоит из 4 и 3, и т. д.
«Найди соседнее число»
Цель: Учить детей называть число находящее рядом. Учить понимать вопрос – «какой по счёту?»
Оборудование для игры : Крышечки с цифрами от 1 до 10.
Правила игры : Ребё нок собирает крышечки по порядку в Усложнение:
- Посчитай в обратном порядке;
- Назови соседние числа.
Игровой пальцевой тренинг с детьми с ОВЗ.
Пальцевой тренинг развивает мелкую моторику. Для этого были
разработаны игры из бросового материала (пластмассовые крышечки). Дети с ОВЗ с удовольствием выполняют предложенные упражнения.
«Украшение для мамы»
Нанизывание бус (крышечек) на шнурок укрепляет пальцы, успокаивает нервы.
Закрепление счета крышек «бус» на шнурке, в прямом и обратном порядке.
Раз, два, три, четыре, пять.
Буду бусы я считать.
Досчитай ты до десяти
И опять считать начни.
«Разноцветные крышечки» - в крышки поочередно вставлять пальчики (подушечки). На ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
Щенок.
На полу лежал щенок
С места сдвинуться не мог
Почему лежал щенок?
Обмотал его клубок.
«Ходилки по крышкам» - для этого раскладываем крышечки в любой последовательности. Ходим указательными и средними пальцами по крышечкам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Можно «переставлять» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно и одновременно.
Мне не страшен сильный дождь,
Мне не страшен ветер.
Я под зонтиком иду
И сухой домой приду.
«Лыжная эстафета» - «вставать» пальцами в углубления крышек. делая по шагу указательным и средним пальцами на каждый ударный слог стиха.
1. Папа лыжи мне купил.
Я их очень полюбил.
Буду мчаться я с горы,
Холода мне не страшны.
2. Я лечу с горы крутой.
Ног от радости не чуя.
Провалиться не боюсь.
Весь от радости трясусь.
«Пианисты» - сначала нажимать пальцем левой руки, потом правой и пальцами обеих рук вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными крышками, во время игры можно произносить слоги, звуки, слов, стихов, чистоговорок на отрабатываемый звук.
Слоги:
Жа-жо-жу-жи
Аж-ож-уж-иж
Пжа-пжо-пжу-пжи
Чистоговорки:
Жа-жа-жа - увидали мы стрижа
Жу-жу-жу – подойдем к стрижу
Жи-жи-жи – полетели стрижи
Стихотворение:
Я пришел на бережок,
У меня в руке флажок.
Рядышком сидел Дружок,
Кушал вкусный пирожок.
«Рисование» - рисовать «цветы» крышками от (пластмассовых бутылок)
ДОЖДЬ
Дождь стучит ко мне в окошко.
Поиграй со мной немножко.
Играть с тобой не буду я,
Спать ложиться мне пора.
Игры - драматизации с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
Также крышки легко применять в разыгрывание сценок с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста. Крышки способствуют развитию мелкой моторики, хорошо развивают творческое мышление. Ребенок с ОВЗ глубже воспринимает произведения, когда его воспроизводит, а также пополняется активный словарь.
На пробки наклеиваем картинки с изображение животных, птиц и т. д.
Двое детей воспроизводят диалог персонажей, замещая их пробками с изображением персонажей. Использовать в работе можно следующие тексты:
Кит и кот
Жили-были КОТ и КИТ.
КОТ — огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел.
Лиса и кот
Встретил кот лису в бору,
Стало завидно ему:
«Во, разъелась, погляди,
Ей сусеки не скрести!
Видно, день сегодня мой,
Подружиться мне б с тобой.
Петух и кот
Говорит петух коту:
"Спозаранку я встаю,
Но, а ты ленивый кот,
Весь день дремлешь у ворот".
Кот в ответ лишь потянулся
И калачиком свернулся.
Мышь и кот.
Мышка с котиком играла,
Мышка котика догнала.
Котик мышку подманил,
Мышку в клетку посадил.
Утка и цыплята.
Утка крякала в пруду,
Звала детки на лугу.
Цыплята в воду не идут,
Червячков они клюют.
Улитка и пес.
Говорит улитке пес:
"Целую ночь, я службу нес"
А она ответила:
"Я и не заметила"
Кот и петух.
Кот спросил у петуха:
"Что ты делаешь с утра?"
А в ответ ку-ка-ре-ку
Я бужу всех по утру.
Сенсорно - игровые упражнения с использование крышек для детей с ОВЗ.
Возьмем крышки от (пластиковых бутылок) разного цвета. Приготовим карточки с рисунками, предложим детям выложить крышечками этот рисунок.
После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунка. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал)
Игра «Ходьба на лыжах»
Цель: Развивать мелкую моторику рук пальцев и память с помощью стихов.
Ход игры:
Берем две крышечки от пластиковых бутылок, кладем резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Лыжи папа мне купил.
Я помчался с горки.
Не страшны мне холода
Здравствуй зимушка-зима.
Для этой игры подойдут любые стихи.
Игра «Мамино украшение»
Цель: учить сличать крышечки по цвету, достраивать ряд в нужной последовательности.
Ход игры
Берем картинку с изображением бус, следующих друг за другом в определенной последовательности ( например: желтая — красная, желтая — красная). И просим ребенка продолжить цепочку.
Игра "Украсим зеленую елочку"
Материал : елочки из пенополестерола, крышечки разных цветов.
Цель: закрепить основные цвета, геометрическую фигуру: круг; развивать координацию движений рук.
Ход игры
1 вариант: украшаем елочку двумя основными цветами.
2 вариант: украшаем елочку четырьмя основными цветами.
3 вариант: украшаем елочку дополнительными цветами.
Разыгрываем различные ситуации: «Украсим елочку на праздник". Украшение шарами (крышечками)». Задаются вопросы: «Какая это форма? Какой цвет крышечки?»
Игра «Сложи цветную пирамидку»
Цель: сличение предметов по цвету.
Ход игры
Воспитатель просит ребенка подобрать нужный цвет крышечек. Вставлять крышечку в отверстие пирамидке, в правильной последовательности.
Использование крышечек при усвоении детьми ОВЗ пространственных представлений.
Дети с ОВЗ испытывают затруднения при овладении пространственными представлениями. Они плохо ориентируются на плоскости и в схеме собственного тела. Эти дети отстают в развитии движений, и долго путают пространственные представления такие как вверху, внизу, слева, справа, сзади, сбоку, спереди, между. Игры - упражнения описанные выше, способствуют развитию движений, речи, практической деятельности, формируют навыки необходимые для развития пространственных представлений. Для этого нужны специальные коррекционные занятия, которые проводятся последовательно.
В результате применения игровых упражнений с предметами дети успешнее овладевают пространственными понятиями.
Для этого прилагаются игровые упражнения с крышечками:
1. На плоскости стола (располагать предметы на поверхности -стола слева направо и в названных направлениях, определять и словесно обозначать пространственное расположение крышек и предметов);
2. На листе бумаги (правая и левая, верхняя и нижняя стороны листа, середина).
В результате применения нами игровых упражнений с крышками дети быстрее и успешнее овладевали пространственными понятиями, приобрели ручную умелость.
Источники:
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Москва: «Прогресс», 2010 г.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2009.
3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада. / сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. 2-е изд., переработанное и дополненное. - М. : Просвещение, 2010.
4. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М., Петрова Е. П. Возрастная и педагогическая психология / М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.