оксана майгатова
Использование блоков Дьенеша с детьми дошкольного возраста
1. «Использование Блоков Дьенеша с детьми дошкольного возраста» в целях подготовки мышления детей к усвоению математики»
2. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Пал Дьенеш. Логические блоки Дьенеша являются уникальным по своим возможностям дидактическим материалом.
3. Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют :
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развивать пространственные представления.
Публикация «Использование блоков Дьенеша с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Развивать логическое мышление, представление о множестве,
операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Развивать речь
Успешно овладеть основами математики
4. Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. 48 геометрических фигур
четыре формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
три цвета (красный, синий, желтый);
два размера (большой, маленький);
два вида толщины (толстый, тонкий)
5. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
С Блоками Дьенешамогут играть дети разного возраста : от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.
КАК РАБОТАТЬ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША
1. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры - потрогать, перебрать, подержать в ручках - и поиграть с ними.
2. Постепенно дети овладевают сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями
ИТАК, найдите и покажите
- маленькие фигуры
- фигуры такого же цвета, как эта (желтая фигура).
- Затем можно попросить ребенка дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; далее распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
3. Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами
Задание: положить перед собой все круги (чем похожи и чем отличаются)
4. На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам.
• Например, им предлагается найти и показать любой квадрат. Затем положить на стол все квадраты. Среди 48 блоков различной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству (по форме).
• Далее предлагается найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т. е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме).
• После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, например - квадратный синий большой блок. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер).
• И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам. Например - квадратный синий большой толстый блок. (цвету, форме, размеру, толщине).
В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.
Игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:
• для развития умения выявлять и абстрагировать свойства
• для развития умений сравнивать предметы по их свойствам
• для развития действий классификации и обобщения
• для развития способности к логическим действиям и операциям
7. Для детей 3-4 лет блоки являются эталонами формы и цвета. Для них подойдут следующие упражнения:
Найди все фигуры такого же цвета (формы).
Найди такую же фигуру по форме (или по размеру).
“Выложи дорожку”.
“Что изменилось”.
“Третий лишний”.
“Волшебный мешочек”.
“Опиши”.
“Найди пару”.
8. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ
БЛОКАМИ ДЬЕНЕША
Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);
в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.
9. Для старших дошкольников понадобятся карточки-символы.
• Так, цвет изображается пятном.
• Величина – силуэтом домика (большой, маленький).
• Форма – соответственно контурами фигур.
• Толщина – условным изображением человеческой фигуры (тонкий, толстый).
10. Второй набор карточек – отрицаний: те же карточки, но знаки перечеркнуты.
В игру включается соревновательный элемент. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.
11. И наконец наиболее сложные задачи на разбиение по свойствам. Вариантом таких игр являются игры с обручами.
12. Существует большое разнообразие различных вариантов игр с блоками Дьенеша от простых до самых сложных.
19. Для занятий с блоками Дьенеша можно также использовать альбомы, предназначенные для разных возрастов.