Шляндина Маргарита
Использование артикуляционной гимнастики при формировании лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование артикуляционной гимнастики при формировании лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста
Нарушение речи у детей разнообразны по своим проявлениям. Одни недостатки относятся только к произношению, другие затрагивают процессы фонемообразования и проявляются не только в дефектах звукопроизношения, но и в трудностях звукового анализа и синтеза. Существует ряд нарушений, захватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи, это выражается в общем недоразвитии речи в целом.
Темочки:
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ребята с общим недоразвитием речи, являются основным контингентом логопедических групп детских садов, они составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения, по структуре.
Нарушения лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом в структуре ОНР, так как у детей позднее формирование речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе, что влияет на общение детей с окружающими. При общем недоразвитии речи наблюдается сложные и стойкие нарушения письма, связанные с нарушениями всех компонентов речи и их взаимодействия.
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников. И, наконец, непременным условием для написания изложений и сочинений является высокий уровень сформированности лексико-грамматического строя речи. Поэтому формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.
На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т. Б., Туманова Т. В.
Вопросами коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников занимались ведущие специалисты Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Н. А. Чевелева.
Таким образом, нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Недостаточное внимание уделено развитию лексико-грамматического строя языка на артикуляционной гимнастики, а ведь именно артикуляционная гимнастика присутствует на каждом индивидуальном занятии.