Анна Кудряшова
Программа дополнительного образования по работе с одаренными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
программа
художественно-эстетической направленности для одаренных детей
для детей дошкольного возраста
от 5до 6лет
«Ритмика»
Автор : Воспитатель 1 кв. категории Кудряшова А. Е.
Содержание
Пояснительная записка…. 3
Учебный план…. 8
Содержание программы… 9
Методическое обеспечение программы…. 11
Тематическое планирование…. 13
Календарное планирование…. 25
Список литературы… 60
Публикация «Программа дополнительного образования по работе с одаренными детьми» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Пояснительная записка
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не случайное и связано, прежде всего, с пониманием самоценности этого периода детства, значения общего и музыкального развития в дошкольном возрасте для последующего становления личности ребёнка. И музыкально-ритмическое воспитание является одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение, движение и слово).
Не секрет, что дети любят двигаться под музыку, но спонтанный танец - это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку. Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движение, но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребё нка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е. чувство ритма, способность выразиться творчески.
Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка, т. е. помогают развивать интеллект. Даже если ребёнок не станет профессиональным танцором, он может состояться, как гармонично развитая личность.
Таким образом, танцевальное движение - это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Анализируя собственный педагогический опыт, и учитывая всё вышесказанное, заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, и творчески подойти к подбору и подаче музыкального материала, к поиску новых методов работы. Накопленный опыт в процессе музыкально-ритмического воспитания дошкольников, показал мне, что при реализации данного направления существуют трудности. Прежде всего: недостаток методической литературы по музыкально-ритмическому развитию дошкольников; отсутствие разработок педагогических методов и приёмов, позволяющих рационально использовать время для выполнения большего объёма двигательных упражнений, эффективного развития способностей детей к музыкально- ритмическим движениям. Пытаясь как можно продуктивнее использовать время общения с детьми, я стараюсь сделать занятия по ритмике не только познавательными, но и творческими, разнообразить формы и технологии приобщения детей к миру музыки, ритма, танца. Чтобы добиться успеха, детям нужно стараться, и для этого, необходимо привлечь внимание, сформировать интерес, мотивировать детей к музыкальной деятельности. При проведении непосредственно образовательной деятельности по ритмике, я обратила внимание на то, что дети выполняют движения стереотипно, однообразно и копируют друга. Изучив проблемы музыкально -ритмических и творческих импровизаций дошкольников, я отметила, что дети, как правило, придумывают невыразительные композиции, бедные по набору движений, затрудняются выполнять творческие задания. На мои предложения импровизировать, придумать движения на заданную тему, дети реагируют отсутствием инициативы. Я пришла к выводу, что моим воспитанникам явно не хватает потенциала танцевальных движений и музыкальных впечатлений.
Дети 5-6 лет самый благодатный материал для танцевального творчества. Они уже хорошо двигаются под музыку, им доступны более сложные танцевальные движения, которые они выполняют согласованно, соблюдая заданный темп, двигаются по кругу, передают игровые и танцевальные художественные образы, двигаются по кругу друг за другом и парами, у них уже хорошо развита речь и память. Хочется подарить радость детям, приобщив их к самому замечательному, к самому приятному занятию - танцам посредством ритмики. Безусловно, не у каждого ребенка проявляется склонность к танцам, но все дети способно к познанию, у всех изначально есть желание двигаться, выражать себя в пластических импровизациях, проявить себя и познать себя в каком-нибудь образе, научиться грациозно, двигаться. Очень важен подбор музыки, она должна быть понятна, доступна детям, темп умеренно быстрый. Должно четко прослушиваться смена частей в музыке, и очень важна хорошая аранжировка. Чаще всего в ООД по ритмике используется фонограмма, которая позволяет педагогу танцевать вместе с детьми и, кроме того, развивает музыкально-слуховые представления. Занятия танцами развивает не только эмоциональную сферу, но и совершенствует ребёнка физически. Среди большого разнообразия видов деятельности ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет музыкально-ритмическая деятельность.
Эта программа поможет детям познакомиться с таким интересным направлением музыкально-танцевального искусства как ритмика.
Ритмика - это передача музыки через движения, это эмоциональный отклик на музыку, это выполнение простых танцевальных упражнений под музыку. Она доступна детям, начиная со среднего возраста. Ритмика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка. Ритмика создаёт ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни.
Содержание рабочей программы по ритмике разработано в соответствии с ФГОС ДО.
Программа относится к художественно-эстетическому направлению. Она направлена на творческое развитие детей дошкольного возраста через приобщения их к жанру танцевального искусства.
Программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию музыкально-ритмической деятельности в ДОУ.
Основная цель программы заключается в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы, её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения. Необходимо обучить детей умению владеть своим телом, красивой осанке, грациозной походке, умению выступать перед другими, развить координацию, музыкальность, выразительность и мягкость исполнения, развить свою гибкость и выносливость.
На занятиях по ритмике работа с детьми ведется по следующим направлениям, которые решают следующие задачи:
Развитие музыкальности:
• развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать ее содержание;
• развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма);
• развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
• развитие ловкости, точности, координации движений;
• развитие гибкости и пластичности;
• формирование правильной осанки, красивой походки;
• воспитание выносливости, развитие силы;
• развитие умения ориентироваться в пространстве;
• обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
• развитие творческого воображения и фантазии;
• развитие способности к импровизации в движении.
Развитие и тренировка психических процессов:
• развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
• тренировка подвижности нервных процессов;
• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
• воспитание умения вести себя в группе во время движения;
• формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Содержание программы по ритмике определяют следующие разделы:
• игроритмика;
• танцевально-ритмическая гимнастика;
• пальчиковая гимнастика;
• строевые упражнения;
• игровой самомассаж;
• музыкально-подвижные игры.
«Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
«Танцевально - ритмическая гимнастика». Здесь представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на детей, решают конкретные задачи программы, способствуют развитию музыкальности, двигательных качеств и умений, развитию творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности, тренировке психических процессов.
«Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают мир внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Очень важным фактором, необходимым для развития речи, является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.
«Строевые упражнения» являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения в зале. Строевые упражнения способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
«Музыкально-подвижные игры» содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования - все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике.
«Образно-игровые упражнения» представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т. д.
Данная программа направлена на обучение танцевальной ритмикой детей от 5 до 6 лет, и рассчитана на 1 год обучения.
Общедидактические принципы:
1. Принцип систематичности обуславливает непрерывность, регулярности и планомерность образовательного процесса, определенного для развития двигательных навыков.
2. Принцип сознательности и активности реализуется в формировании мотивации к ритмическим занятиям, представлений о развитии какого -либо двигательного качества, интереса к предлагаемым видам деятельности.
3. Принцип наглядности обеспечивает тесную взаимосвязь всех систем организма.
4. Принцип доступности и индивидуальности предусматривает учет возрастных, физиологических особенностей, характера. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, музыкальных и речевых заданий.
5. Принцип постепенного повышения требований предполагает постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления навыков.
Специфические принципы:
1. Принцип единства развития и оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.
2. Принцип полифункционального подхода предусматривает одновременное решение нескольких задач в структуре одного занятия по ритмике.
3. Личностно-деятельностный принцип лежит в основе разработки системы ритмических упражнений и заданий, обеспечивающий воспитание положительных личностных качеств детей.
4. Принцип реализации коммуникативного намерения предполагает активную деятельность детей, создание ситуации общения.
Характеристика особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Старший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. В этом возрасте возрастают физические возможности детей: движения их становятся значительно более уверенными и разнообразными, восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными повторять различные не очень сложные движения за педагогом, запоминать композиции из нескольких движений. Начинает развиваться и образное мышление. Дети с удовольствием исполняют движения, создают образы сказочных персонажей, животных. Это очень активный возраст, что создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Дети старшего возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.
Увеличивается устойчивость внимания. Он уже способен удерживать в памяти, при выполнении действий, определенные условия: прямая спина, подтянутый корпус, поднятая голова и т. д. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится психически и физически вынослив. Именно в этом возрасте очень важно начать заниматься танцевальным творчеством. Дети уже легко воспринимают и выполняют требования педагога. Физиология ребенка готова к определенным нагрузкам. В этом возрасте ребенок как губка впитывает всю полезную информацию.
Научно доказано, что ребенок в старшем возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширяет его кругозор. Начав заниматься танцами в 5 лет, ребенок может пронести это увлечение через всю жизнь.
Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника.
В этом возрасте дети с удовольствием принимают участие в игровой деятельности. Поэтому музыкальные игры имеют огромное значение в обучении детей старшего возраста. Образные упражнения и музыкальные игры являются наиболее интересными для детей видами музыкально-ритмической деятельности. Они создают широкую возможность для развития художественно-творческих способностей детей – проявления фантазии, выдумки, активности, инициативы. Обучение двигательным навыкам необходимо проводить в увлекательной форме. В этот период резко возрастает потребность в движении. Растущий организм ребенка требует активных движений. Дети очень энергичны, активны, подвижны.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Ребенок может достаточно точно повторять за педагогом позу, несколько простых движений, следя за точным положением рук, ног, головы, корпуса. В этом возрасте уже неплохо развита ловкость, координация движений. Дети уже могут держать равновесие.
В этом возрасте дети легко общаются, идут на контакт со сверстниками и взрослыми. Они с удовольствием принимают участие в игровых упражнениях. Для этого возраста интересна работа в парах. Дети с удовольствием меняются партнерами. Это помогает подружить детей и легче сформировать танцевальную группу. Когда в группе появляются лидеры, то появляется и элементы соревновательности. Это очень важно для сравнения себя с другими, что ведет к стремлению ребенка двигаться вперед.
Учебный план
Месяц Количество занятий Количество часов
сентябрь 5 2 часа 30 минут
октябрь 4 2 часа
ноябрь 4 2 часа
декабрь 4 2 часа
январь 3 1час 30 минут
февраль 3 1час 30 минут
март 5 2 часа 30 минут
апрель 4 2 часа
май 4 2 часа
Итого 36 занятий 18 часов
№ Возрастная группа детей Количество занятий в неделю День
недели Количество занятий в месяц Количество занятий в год
1 Возрастная группа детей от 5 до 6 лет
1 Понедельник
16.15-16-40 4 36