Галина Шлюпикова
Исользование приемов мнемотехники в обучении детей пересказу
Исользование приемов мнемотехники в обучении детей пересказу
Связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Она носит последовательный, систематический развернутый характер изложения. Для создания связного развернутого пересказа важна сосредоточенность, собранность ребенка, хорошая предварительная подготовка, высокий уровень наличия композиционных, логических и речевых умений.
Цель данной работы: формирование навыка пересказа у дошкольников 6-7 лет с ОНР.
Целевая аудитория – дети с общим недоразвитием речи III уровня подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.
Публикация «Исользование приемов мнемотехники в обучении детей пересказу» размещена в разделах
Сроки реализации – работа рассчитана с начала сентября до конца декабря.
Практическая часть
Для повышения эффективности логопедической работы по формированию навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи предлагается включить в коррекционный процесс приемы мнемотехники на логопедических занятиях два раза в неделю.
Под мнемотехникой (с греч. – искусство запоминания) понимают систему методов и приемов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Этапы реализации работы:
I. Подготовительный этап
Первые две недели сентября:
• Разработка серий заданий для исследования связной речи;
• Первичная диагностика развития связной речи дошкольников;
• Составление логопедических заключений.
Для диагностики разработана серия заданий для исследования связной речи, с опорой на «Тестовую методику диагностики устной речи Т. А. Фотековой». Данная методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей : качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта.
II. Практический этап
• Проведение коррекционно-логопедических занятий с использованием мнемотехники.
Работа по мнемотаблицам состоит из 4 шагов :
Шаг 1: после прочтения сказки логопедом, дети рассматривают таблицу.
Шаг 2: дети разбирают то, что изображено на мнемотаблице : осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. Например: - лес, - избушка, - пирожки, - пенёк.
Шаг 3: после перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Шаг 4: каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задаются вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка? А что он делал в сказке? Кому помогал?.». Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которое идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, в которой «завязано» вокруг её главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. В старшем возрасте детям на последнем этапе предлагается самим сделать символическую зарисовку мнемотаблицы по памяти. Затем каждая таблица воспроизводится ребенком при показе.
Содержание коррекционной работы по формированию навыка пересказа у дошкольников подготовительной к школе группы:
I. Подготовительный этап.
Целью подготовительного этапа является – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию художественного произведения.
На подготовительном этапе работы рекомендуется отбирать небольшие по объёму тексты, в дальнейшем же их объем можно увеличивать по мере возрастания речевых возможностей дошкольников.
Структура первого занятия подготовительного этапа включает в себе следующие компоненты:
1. Вводные, подготовительные упражнения (организационный момент).
2. Выразительное чтение рассказа логопедом в медленном темпе.
3. Разбор содержания рассказа (проводится в вопросно-ответной форме; вопросы должны быть направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц, наиболее значимых деталей повествования).
4. Языковой разбор текста (лексический разбор, уточнение значения отдельных слов и словосочетаний).
5. Демонстрация картинок и разбор мнемосхемы (логопед показывает детям, как можно «спрятать» рассказ в табличке; если умело расшифровать каждую ячейку таблицы, то в итоге можно рассказать весь рассказ от начала до конца; затем, последовательно разбирается содержание каждой ячейки мнемотаблицы, подбирается соответствующий речевой материал).
Следовательно, задачами подготовительного этапа обучения являются :
- Развитие направленного восприятия речи педагога, внимания к речи других детей.
- Формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений.
- Формирование умений адекватно предавать в речи изображенные на картинке простые действия.
-Усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических (глагольная лексика, слова-определения, и др., необходимых для составления пересказа.
- Знакомство с мнемотаблицами.
Этап. Обучение детей пересказыванию с помощью мнемотаблиц.
Цель – научить детей составлять связные высказывания с использованием ориентировочной основы действия.
Таким образом, в задачи этапа обучения входит :
- Усвоение норм построения связных высказываний: тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения.
- Формирование навыков планирования развернутых высказываний.
- Обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения.
- Развитие навыков контроля и самоконтроля за построение связных высказываний.
- Активизация и развитие ряда психических процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения.
- Развитие творческой активности детей.
-Развитие умения перекодировать информацию (развитие межанализаторных связей).
Этап. Закрепление полученных навыков, отказ от ориентировочной основы действия.
В данном периоде обучения осуществляется постепенный отказ от ориентировочной основы действия и обучение внутреннему программированию речевых высказываний. Работа строится следующим образом:
1) Сначала детям предлагается мысленно «нарисовать» (представить) мнемосхему к предстоящему пересказу;
2) Затем, перед началом пересказа, ребенку предлагается устно описать мнемосхему, которую он представил по данному рассказу;
3) Пересказ данного текста.
По мнению В. П. Глухова, эффективным также при обучении пересказу на заключительном этапе можно считать прием использования детского рисунка. После разбора и пересказывания текста по вопросам логопеда на отдельном (воспитательском) занятии детям предлагается выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка.
Данная схема работы соответствует теории П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий (Приложение 3). Благодаря использованию мнемосхем дети учатся построению программы речевого высказывания. Постепенное «сворачивание» мнемосхемы, отказ от зрительной опоры способствует переходу действий в умственный план. Согласно данным Л. С. Выготского и Ж. Пиаже переход эгоцентрической речи во внутреннюю осуществляется в возрасте 6-8 лет.
III. Аналитический этап
Последние две недели декабря:
• Повторная диагностика дошкольников группы коррекции с нарушениями речи;
• Составление логопедических заключений;
• Анализ эффективности коррекционно-логопедической работы;
• Консультация воспитателей о проделанной работе и полученных результатах;
• Групповая консультация родителей по результатам реализации коррекционно-логопедической работы;
• Ознакомление администрации детского сада с результатами реализации логопедической работы.
Основные направления реализации работы:
• Диагностическое направление;
• Коррекционно-развивающее направление.
Механизмы, средства и способы реализации работы:
В ходе реализации данного проекта нами будут использоваться следующие приемы, методы и техники:
• Мнемотехника;
• Метод беседы.
Ожидаемые результаты:
Ожидается, что описанные приемы работы будут способствовать эффективной коррекции речевых недостатков при общем недоразвитии речи III уровня, позволят повысить интерес и мотивацию детей к знаниям по развитию связной речи, а также могут быть одним из способов познания окружающего мира.
Критерии оценки результатов:
Оценку результативности можно проследить с помощью разработанной серии заданий для диагностики связной речи, с опорой на «Тестовую методику диагностики устной речи Т. А. Фотековой».
На сегодняшний день актуальность более детального изучения вопроса развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи объясняется их дальнейшим обучением в школе и процессом успешной социальной адаптации.