Елена Панова
Исследовательско-творческий проект «Очевидное-невероятное» с детьми старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта. «Организация опытно-экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром».
Тип проекта. Исследовательской – творческий.
Вид проекта. Групповой. «Очевидное - невероятное».
Срок проведения. 1 год
Участники проекта. Педагоги группы, дети старшей группы, родители.
Актуальность.
Публикация «Исследовательско-творческий проект „Очевидное-невероятное“ с детьми старшего возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время модернизации Российского образования одним из главных направлений стало эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу – пересмотр подхода к образованию и организацию интегрированного воспитательно – образовательного процесса в детском саду.
Наше дошкольное учреждение работает по примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы», научными редакторами которой являются доктор психологических наук, профессор Н. Е. Веракса, доктор педагогических наук, профессор Т. С. Комарова. Авторы программы основывались на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, сто правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие.
Психологами и педагогами (Л. С. Выгодский, Н. Н. Поддьяков) доказано, что детям первых семи лет жизни присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир. Ведь знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Именно экспериментальная деятельность развивает наблюдательность, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавая творческую личность.
Вот на этом и основано активное внедрение в нашу практику детской опытно-экспериментальной деятельности.
Цель проекта. Формирование основ естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.
Задачи проекта.
• Создать необходимые условия для развития опытно-экспериментальной деятельности детей как основы интеллектуального личностного творческого развития.
• Развивать познавательный интерес, любознательность в процессе наблюдений за реальными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
• Активизировать мыслительные процессы (анализ и синтез, сравнение, классификации, обобщения).
• Развивать умение формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулируя речь детей.
• Развивать творческие способности.
• Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
• Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в экспериментальной деятельности.
• Формировать социальных компетенций: толерантности, способности к сотрудничеству.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами.
Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.).
Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.).
Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).
Формы взаимодействия с детьми
Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла с включенными опытами по заданной теме (игры – экспериментирования в Детской лаборатории)
Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей (групповая, подгрупповая, индивидуальная) (экскурсии, наблюдения, опыты)
Самостоятельная деятельность детей (художественное творчество, использование полученных знаний в ролевых играх).
Формы взаимодействия с родителями:
Анкетирование, направленное на изучение отношения родителей к поисково-исследовательской активности ребенка.
Оформление информационного стенда «Ваш ребёнок – исследователь»,
Выпуск групповой газеты «Речезнайка» на сайте детского сада с рубриками: «Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома», «Экспериментальная лаборатория».
Выступление педагога на групповом родительском собрании на тему «Значение опытно-экспериментальной деятельности для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста».
«День открытых дверей»
Открытый показ опытов с привлечением детей и родителей.
Рекомендации родителям.
Развлечение «Копилка фокусов»
Методы и приемы работы.
Наглядные (наблюдения, экскурсии, иллюстрации, просмотр презентаций)
Словесные (беседы, стихи, загадки, народные приметы, малые формы фольклора)
Практические (детское экспериментирование, художественное творчество)
Игровые (игры-опыты, дидактические игры, сюжетно-ролевые с элементами экспериментирования, игры-превращения, различные фокусы).
Метод игровой проблемной ситуации (проигрывание различных ситуаций – самостоятельное решение проблемы)
Проект осуществляется на 3 этапах.
1 этап. Подготовительный.
• Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
• Мониторинг.
• Планирование деятельности.
2 этап. Практический.
Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла с включёнными опытами по заданной теме
Интеграция различных видов деятельности
• Игровая (д/игры, сюжетно-ролевые)
• Продуктивная (рисование, лепка)
• Познавательно-исследовательская (наблюдения, экскурсии, опыты)
• Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
• Трудовая
• Культурно-досуговая (викторины, развлечения)
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей («Детская лаборатория», центры экспериментирования, помещения группы)
Взаимодействие с родителями
3 этап. Заключительный. Мониторинг (результативно-сравнительный анализ).
Мониторинг.
Картотека дидактических игр.
Картотека детских опытов.
Картотека наблюдений на прогулке.
Стихи, загадки.
Планы – конспекты непосредственно образовательной деятельности.
Сценарии развлечений.
Консультации для родителей.
Комплексно - тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
Приложения.
Новизна проекта.
Новизна проекта заключается в том :
• что в работе использован новый метод познания окружающего мира – экспериментирование,
• была создана детская лаборатория;
• картотека опытов с объектами «неживой» природы;
• картотека дидактических игр;
• планирование опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
Ожидаемые результаты.
Благодаря экспериментированию
формируется собственный жизненный опыт ребёнка,
развивается
• способность наблюдать, сравнивать, сопоставлять, планировать свои действия, направленные на достижение цели, адекватно использовать различные способы взаимодействия со взрослыми и детьми,
• умение изобретать, самостоятельно делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, эмоционально реагировать при встречи с прекрасным, контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде, оценивать их с позиции «хорошо-плохо»,
• стремление к познанию мира,
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
В дальнейшем работа по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников будет продолжаться и усложняться.
,