Федякина Марина Юрьевна
Исследовательский проект «Волшебница бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческий
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители
Сроки реализации: долгосрочный
Цель: Развивать творчество дошкольников в процессе создания образов, используя бумагу и различные техники
Задачи:
- обучать дошкольников различным приемам преобразования бумаги;
- расширять знания детей о видах и свойствах бумаги;
Публикация «Исследовательский проект „Волшебница бумага“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- познакомить с историей оригами, основными приемами техники оригами ( базовые формы: «треугольник», «квадрат»);
- способствовать развитию у детей конструктивных умений;
- развивать у детей эстетический вкус, восприятие, воображение, художественно-творческие способности, логическое мышление, ориентировку на листе бумаги и в пространстве;
- формировать художественный вкус;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, умение прийти на помощь товарищу.
Подготовительный этап: сбор информации по теме («Происхождение бумаги», «Знакомство с историей оригами», подготовка оборудования.
"Я понял одну нехитрую истину.
Она в том, чтобы делать так
называемые чудеса своими руками. "
А. Грин
Обоснование проекта :
Данная тема была выбрана по желанию детей старшей группы. Однажды кто-то из детей спросил: «А откуда взялась тетрадка?» И все дети пришли к мнению, что тетрадку купили в магазине. Я поддержала оживленный разговор своих воспитанников, спросив: «А откуда она появилась в магазине?» «Привезли», - ответили мне дети. «Откуда?» "Из другого города", - ответили дети. В ходе беседы дети пришли к исходной точке - тетрадку сделали на специальной фабрике. Но, мои вопросы "Как сделали? Из чего? Что для этого нужно?" - остались без ответа. Так было принято решение вместе с детьми увлекательным и интересным образом получить ответы на вопросы о происхождении бумаги.
При этом были обозначены цель и задачи при работе с бумагой, обосновано значение данного вида деятельности для личностного развития ребенка. В процессе работы с бумагой дошкольники познают ее свойства, возможности ее преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания формы и цвета, формируются представления о предметах и явлениях окружающей жизни. У ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата, они бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим детям испортить поделку. Работа с бумагой развивает у детей трудовые умения и навыки, прекрасно развивает мелкую моторику рук, мышление, воображение, память, внимание, воспитывает усидчивость и аккуратность. Не без основания можно утверждать: оригами действительно положительно влияет на развитие и воспитание детей, реализует многие задачи, содержащиеся в повседневной работе.
Организация работы с детьми:
1. Подготовительный этап.
- Беседа "Путешествие в прошлое бумаги. "
Цель: познакомить детей со способом получения бумаги из древесины; воспитывать бережное отношение к бумаге как продукту труда многих людей.
Деятельность: изготовление тетрадки из писчей бумаги.
- Занятие "Знакомство со свойствами бумаги. Экспериментирование с бумагой. "
Цель: расширять знания детей о свойствах бумаги. Деятельность: организация выставки (Образцы бумаги и поделки из нее) "Такая разная бумага" (родители и дети); игра "Угадай на ощупь"; игры-экспериментирования "Вертушки", "Отпечатки", "Борьба с наводнением".
- Презентация "Знакомство с оригами - японским искусством изготовления поделок из бумаги. "
Цель: познакомить с историей оригами.
2. Основной этап.
- Обучение техническим приемам оригами
Цель: познакомить с техникой выполнения базовых форм "Треугольник", "Квадрат" и др.
- Создание поделок
Цель: учить детей складывать поделки из базовых форм, дополнять образ необходимыми деталями.
Деятельность: поделки "Цветок", "Собачка", "Голубь", "Лодочка", "Ракета", "Журавлик", "Вертушки".
- Итоговое занятие "В гостях у Королевы бумажного царства"
Цель: продолжать учить мастерить поделки в стиле оригами; закреплять знания о видах и свойствах бумаги; развивать мелкую моторику рук, внимание логическое мышление; воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, умение прийти на помощь товарищу.
3. Завершающий этап.
- Организация выставки для родителей "Волшебный мир бумаги"
- Развлечение "Путешествие в волшебную страну оригами"
Результаты проекта :
В ходе нашего проекта детьми совместно с взрослыми было сделано много интересного, а именно:
- изготовлены поделки в стиле оригами, бумажные вертушки для прогулки и опытов с ветром;
- совместно с родителями оформлена выставка "Такая разная бумага";
- организована выставка коллективных работ детей в технике оригами "Волшебный мир бумаги";
- проведено интересное развлечение с участием родителей "Путешествие в страну Ори гамию".
Предполагаемые результаты:
- обогащение ценностных отношений детей в процессе выполнения коллективных работ из бумаги;
- развитие сенсорно-аналитической деятельности у дошкольников при восприятии цвета и формы образца и его изготовлении;
- формирование представлений о способах работы с бумагой;
- развитие у детей творчества, воображения, усидчивости, аккуратности в работе;
- расширение запаса знаний об окружающем, познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности с бумагой.
Работа с родителями:
Родители принимали активное участие в ходе всего проекта, так как творческой деятельностью дети занимаются и дома. С целью суметь помочь детям дома, для родителей был проведен мастер-класс по созданию поделок в стиле оригами. Родители совместно с детьми оформили выставку "Такая разная бумага", приняли участие в развлечении.
Приложение 1.
Беседа: «Путешествие в прошлое бумаги»
Цели:
Образовательные: познакомить детей с историей возникновения бумаги; уточнить и расширить представления детей о бумаге, некоторых ее свойствах;
Развивающие: способствовать развитию творческого мышления, познавательного интереса, воображения и творчества; развивать мелкую моторику рук; развивать активный и пассивный словарь по теме. Упражнять в подборе слов-антонимов, подборе определений, в отгадывание загадок, в умение анализировать и делать выводы, обобщения; развивать диалогическую речь, память, мышление, внимание; расширять зону ближайшего развития детей.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность; воспитывать бережное отношение к бумаге как продукту труда многих людей.
Была проведена предварительная работа: организованна экспозиция различных видов бумаги, бумажных изделий и работ детей. Проведена беседа с детьми о жанрах живописи, рассматривание иллюстраций, картин.
Для введения в тему я использовала сюрпризный момент (сундучок,загадку о бумаге.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, сундучок, лист бумаги, квадратные листочки бумаги разных видов (цветная, ватман, картон,предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, раскраска, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п., образцы различных видов бумаги.
Музыкальное сопровождение: Музыка П. И. Чайковского «Времена гола».
Методы и приемы: словесный метод (художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, отгадывание загадок, наглядный метод, информационно – рецептивный метод (включение зрительных, тактильных рецепторов, проблемный метод (постановка проблемных вопросов, игровой метод (игровые упражнения, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика).
Ход НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!" – солнцу и птицам.
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
– Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:
Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет. (Бумага)
– Правильно ребята, это бумага. В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой : дома, в детском саду вы на ней рисуете, читаете книги. А оказывается, бумага была не всегда. Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. Посмотрите дети, как отличалась древняя бумага от той, которую мы привыкли видеть, а старинные книги от современных. В наше время бумагу делают машины. А управляют этими машинами люди. Давайте посмотрим, как это происходит.
Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать.
– Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. ( Ответы детей: тетради, книги, фотографии. альбомы, коробки).
– Ребята вы назвали разные предметы, а теперь посмотрите на экран (слайд) и скажите про какие предметы можно сказать: – бумажный (конверт, пакет, стаканчик, – бумажная (салфетка, коробка, –бумажные (игрушки, цветы) ( ответы детей: бумажный стаканчик)
– А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? ( ответы детей: нет, не могут). Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
– Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы позже с вами проверим.
—А для чего нужна бумага?
- Как вы думаете, бумага была всегда?
— На чем писали древние люди? (На камнях.)
Воспитатель показывает бересту.
Удобен ли был такой способ письма? Люди придумали лист из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем текста, труден для переплета. Появился новый материал, который тоньше пергамента и более удобный, — бумага. Из чего делают бумагу? (Из дерева.) Где ее изготавливают? (На бумажной фабрике, целлюлозно-бумажном комбинате.)
– Вспомните, пожалуйста, где применяется бумага?
Привычная нам бумага появилась в Китае во II веке.
- Ребята, как вы думаете, почему нужно экономить бумагу?
Дети. Чтобы меньше пришлось рубить деревьев.
- А давайте вспомним виды бумаги. (дети перечисляют)
Дети рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют.
3. Экспериментальная деятельность
Воспитатель предлагает детям пройти в «волшебную лабораторию», где у каждого ребенка на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Дети рассматривают их. Воспитатель спрашивает, как можно определить, какая бумага — гладкая или шершавая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая?
Физминутка.
Мы бумагу рвали, рвали
Мы бумагу мяли, мяли
Так, что пальчики устали
Мы немножко отдохнём
И опять её порвём.
Подводим итог занятия: Что узнали нового? Что вам запомнилось?
Приложение 2.
Тема: «Знакомство со свойствами бумаги. Экспериментирование с бумагой».
Цели: формировать представления детей о свойствах бумаги через опытно-экспериментальную деятельность; уточнить представления детей о видах бумаги.
Предварительная работа: оформление выставки (родители и дети) по теме "Такая разная бумага" (образцы различной бумаги и поделки из нее).
Знакомство со свойствами бумаги.
1. Бумага мнется.
Возьмите по одному листочку бумаги и сомните ее. У всех ли бумага смялась? А легко ли было ее смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко мнется, а у других нет?
Вывод: бумага мнется; чем толще бумага, тем она труднее мнется. Бумагу полезно мять для поделок, но нельзя мять книги.
2. Бумага режется.
Попробуйте порвать бумагу. А теперь возьмите ножницы.
Вывод: бумага рвется и режется по легкости в зависимости от толщины.
3. Капля воды
Опустите бумагу в емкость с водой. Что произошло?
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени.
4. Растительное масло
Капнете капельку растительного масла. Что произошло?
Вывод: масло пропитывает бумагу. Остается жирное пятно.
5. Спички
Рвать и мять бумагу можно только в ходе экспериментирования, а поджигать бумагу самим нельзя!
Зажигаем свечу и поджигаем бумагу. Весь опыт выполняется воспитателем.
Вывод: бумага горит. (опыт проводился воспитателем).
Детьми был сделан вывод, что очень опасно поджигать бумагу и если этот опыт будут проводить дома, то обязательно вместе с родителями.
В завершении 1 этапа мы сделали вывод, что бумага это универсальный материал. Она может мяться, рваться, гореть, пропитывать воду, на ней остаются жирные пятна, поджигать бумагу очень опасно.
Приложение 3.
Презентация "Знакомство с оригами - японским искусством изготовления поделок из бумаги. "
Цель: познакомить с историей оригами; развивать ориентировку на листе бумаги и в пространстве; развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа: разучивание физкультминуток, стихов, изготовление приглашений, костюмов.
Под тихую японскую музыку за ширмой звучит голос ведущего:
Воспитатель: Мы вас приветствуем, друзья! В Японию отправиться пора. Там вы познакомитесь с прекрасной принцессой. Ее зовут Оригами.
Звук фонограммы усиливается, входит принцесса Оригами с зонтиком (взрослый, исполняет японский танец.
Принцесса Оригами: Я познакомиться рада с вами. Меня зовут Принцесса Оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
Зовусь я Оригами потому,
Что давно смотрю влюбленными глазами
На древнее японское искусство,
Которое зовется Оригами.
- Ребята, зовут меня так потому, что в моих руках бумага оживает и превращается в разные фигурки. Вот такие (показывает несколько поделок-оригами из своей корзинки). Вам нравится? В Японии "оригами" означает "искусство складывания фигурок из бумаги". Хотите побывать в этой замечательной стране? Моя волшебная шляпа поможет нам попасть в Японию. Нужно взяться руками за шляпу и произнести волшебные слова : "Мультик, канатик, бумажный квадратик!"
Дети берутся за края шляпы, произносят волшебные слова. Принцесса Оригами подводит их к месту показа слайдов.
- Мы оказались в стране Оригами. Начинаем наше путешествие! Я покажу вам свою страну и немного расскажу о вами. Это Япония (слайд 1).
Вот гора Фудзияма, самая высокая в этой стране. Искусство Оригами зародилось в этой стране еще в 7 веке. Сначала красочными фигурками-оригами украшали японские храмы (слайд 2).Позже искусством оригами стали заниматься все жители Японии, затем оригами вышло за границы страны, и сейчас миллионы людей на всем земном шаре занимаются этим увлекательным рукоделием.
Новое возрождение оригами так же тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда "люди" решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение следующих 20 лет от последствий облучения умерло еще 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей. Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы.
слайд 3: Лебедь бумажный сюда прилетает
И грациозно он к нам подплывает.
: По синему морю кораблик плывет,
В дальние страны он грузы везет.
: : Бабочки прекрасные порхают,
Вот так оригами-бумага оживает!
Вот паровозик по рельсам бежит,
- Ребята, что объединяет все эти поделки? В моей стране много цветочных клумб и над ними летают разноцветные бабочки. Посмотрите (слайд 7). Ой! Что произошло? Куда исчезли все цветы и бабочки? Вы поможете мне их вернуть? Расскажите, как это можно сделать и из чего? Вернуть цветы и бабочек на клумбу нам поможет волшебный "двойной треугольник". А сделает такой треугольник "веселый квадратик" (слайд 8). - Давайте сделаем бабочек и цветы из бумаги. Вот они, волшебные заготовки. Кто запомнил, как они называются? Какую форму он имеет? Поделки мы выполним из этих двойных треугольников. (слайд 9). Физминутка. Ребенок читает стих:
Чтоб фигурки получились,
Нужно пальцы нам размять.
Начинайте вместе с нами:
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальцы погулять!
Раз, два, три,четыре,пять!
Показ и поэтапное выполнение бабочек и цветов.
- Молодцы! Хорошо потрудились! А теперь оживим наших бабочек! Становитесь в круг и повторяйте за мной!
Спал цветок и вдруг проснулся (поднимаются,
Больше спать не захотел (руки в стороны,
Взвился вверх и полетел (махи руками).
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется (кружатся).
Дети на "клумбе" размещают бабочек и цветы.
- Чудо свершилось! На наших клумбах снова цветут цветы и порхают бабочки! Вам понравилось делать такие поделки-оригами? Пришло время возвращаться обратно. Берёмся за волшебную шляпу и повторяем волшебные слова.
Приложение 4.
Обучение техническим приемам оригами
Как складывать бумагу
Первое золотое правило оригами: бумагу нужно складывать на гладкой ровной поверхности, при этом свободного места на ней должно быть достаточно для того, чтобы полностью поместить лист бумаги и при этом иметь еще небольшой запас пространства. Второе правило: все складки нужно делать от себя, придерживая бумагу за ближний к себе край, или, иными словами, складывать бумагу нужно снизу вверх. Это упрощает процесс складывания и позволяет при этом более точно контролировать направление складки, чем при складывании сверху вниз или слева направо.
Итак, всегда складывайте бумагу от себя, и складки при этом старайтесь делать твердыми и острыми. Помните, что чем прямее и острее складка, тем больше шансов на то, что законченная модель будет правильной и привлекательной на вид. Никогда не спешите поскорее закончить с моделью. Занятие оригами должно быть для вас не работой, а отдыхом. Не забывайте расслабляться и не принимайте близко к сердцу неудачи, если они будут с вами случаться. Лучше возьмите новый лист бумаги, улыбнитесь и начните все сначала.
Способы складывания
Собственно говоря, существует всего два основных способа складывать бумагу — либо сделать на ней вогнутую складку, при которой угол, край или карман оказываются спереди, либо выпуклую, при которой часть бумаги «уходит» на тыльную сторону листа. Еще эти способы можно называть загибанием вперед или назад, к внешней или к внутренней поверхности листа. Все остальные способы складывания бумаги — это просто производные от этих основных приемов.
Базовая форма «квадрат». Изготовление
У этой базовой формы есть две видимые плоскости, закрытый «глухой» угол, образованный в центре исходной формы (квадрата, и раскрывающийся угол, расположенный напротив «глухого».
1. Вначале сложите квадрат по двум диагоналям, совмещая противоположные углы.
2. Далее сложите квадрат по двум серединным линиям, совмещая противоположные стороны.
3. Вогните противоположные углы, складывая их пополам.
4. Загладьте складки. В итоге у вас получилась базовая форма оригами «квадрат».
Вагоны доставить до места спешит.
Приложение 4.
Обучение техническим приемам оригами
Как складывать бумагу
Первое золотое правило оригами: бумагу нужно складывать на гладкой ровной поверхности, при этом свободного места на ней должно быть достаточно для того, чтобы полностью поместить лист бумаги и при этом иметь еще небольшой запас пространства. Второе правило: все складки нужно делать от себя, придерживая бумагу за ближний к себе край, или, иными словами, складывать бумагу нужно снизу вверх. Это упрощает процесс складывания и позволяет при этом более точно контролировать направление складки, чем при складывании сверху вниз или слева направо.
Итак, всегда складывайте бумагу от себя, и складки при этом старайтесь делать твердыми и острыми. Помните, что чем прямее и острее складка, тем больше шансов на то, что законченная модель будет правильной и привлекательной на вид. Никогда не спешите поскорее закончить с моделью. Занятие оригами должно быть для вас не работой, а отдыхом. Не забывайте расслабляться и не принимайте близко к сердцу неудачи, если они будут с вами случаться. Лучше возьмите новый лист бумаги, улыбнитесь и начните все сначала.
Способы складывания
Собственно говоря, существует всего два основных способа складывать бумагу — либо сделать на ней вогнутую складку, при которой угол, край или карман оказываются спереди, либо выпуклую, при которой часть бумаги «уходит» на тыльную сторону листа. Еще эти способы можно называть загибанием вперед или назад, к внешней или к внутренней поверхности листа. Все остальные способы складывания бумаги — это просто производные от этих основных приемов.
Базовая форма «квадрат». Изготовление
У этой базовой формы есть две видимые плоскости, закрытый «глухой» угол, образованный в центре исходной формы (квадрата, и раскрывающийся угол, расположенный напротив «глухого».
1. Вначале сложите квадрат по двум диагоналям, совмещая противоположные углы.
2. Далее сложите квадрат по двум серединным линиям, совмещая противоположные стороны.
3. Вогните противоположные углы, складывая их пополам.
4. Загладьте складки. В итоге у вас получилась базовая форма оригами «квадрат».