наталья федулова
Исследовательский проект «Детский сад — мой дом родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Берёзка»
администрации городского округа город Шарья
Тема: «Детский сад — мой дом родной»
Автор
Федулова Наталья Александровна
Воспитатель
МБДОУ д. с №1
Г. Шарья
2016г
Паспорт исследовательского проекта.
1. Название проекта
«Детский сад — мой второй дом»
Публикация «Исследовательский проект „Детский сад — мой дом родной“» размещена в разделах
- Детский сад. Наш любимый детский сад
- Исследовательская деятельность
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
2. Руководитель проекта
Федулова Н. А.
3. Состав проектной группы
Воспитатель федулова Н. А.
Дети подготовительной группы
Взаимодействие педагогов:
Воспитатель,
Музыкальный руководитель,
Инструктор по физической культуре
4. Тип проекта
Социальный,комплексный,расчитан на 4-5 месяцев
5 Цель проекта
Расширить знания детей о жизни детского сада, через проектную деятельность. Создать эмоциональное и положительное отношение к детскому саду и к людям, которые здесь работают. Формировать нравственные отношения и чувство сопричастности к детскому саду.
6. Задачи
1. Расширить и уточнить представления о профессиях людей, работающих в детском саду.
2. Воспитывать детей в проявлении внимания к друзьям и сверстникам и к тем, кто о них заботится в детском саду.
3. Побуждать детей к выполнению общественно-значимых заданий, к добрым делам для детского сада.
4. Способствовать активному участию родителей в реализации проекта
7. Вопросы проекта
Воспитывать у ребенка любовь к детскому саду.
Сопричастность к жизни детского сада.
Уважение к людям, которые трудятся в детском саду
8. Ресурсное обеспечение.
Информационные –
Сообщить родителям о начале разработки проекта.
февраль
Программно – методический
Покупка литературы по вопросам
Март -май
Материально – технические
Подготовка оборудования и материалов для занятий.
Март -май
9. Аннотация
В современной России остро стоит проблема, которые некоторые называют «поиском национальной идеи». Перефразируя, можно сказать, что наше общество, лишенное социальных ориентиров, с расшатанной системой ценностей – нуждается в некоем векторе, направлении. То есть ищется смысл не только отдельно взятой жизни, но и смысл существования целого народа.
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Беседуя с родителями и детьми, мы обратили внимание на то, что несколько поколений некоторых семей воспитывающихся у нас детей, посещали наш детский сад. Наше учреждение является на сегодняшний день старейшим в городеШарья. Таким образом, мы предположили, что если проведём совместную коллективную работу, направленную на формирование интереса к истории детского сада, составление и разработку семейных проектов, знакомство с воспоминаниями родственников о детском саде, будут созданы предпосылки для восстановления взаимосвязи поколений. Знакомство с семейными реликвиями, рассказами представителей старших поколений помогут сформировать чуткое трепетное отношение к детскому саду, как у детей, так и у взрослых.
Так зародилась идея создания проекта, получившего название «Детский сад -мой дом родной», результатом которого стало приобретения детьми умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей.
10. Предполагаемый продукт или результат
Дети должны научиться трепетному отношению к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений. У детей должно развиться чувство привязанности к дому, семье, детскому саду, любимым и близким людям, чтобы детский сад стал действительно вторым домом. Формирование уважения к сотрудникам детского сада, и к результатам их труда Развитие игровой деятельности на основе сотрудничества.
Продукт детской деятельности :
Макет детского сада.
Создание альбомов: «Это мы»
«Что растет у нас в саду»
Заложенная аллея совместно с родителями.
Виртуальный альбом «Путешествие по истории нашего детского сада»
Выпуск газет :
Поздравляем воспитателей. Наш детский сад. Выпуск-2016.11.
Этапы работы.
Этапы проекта.
Формы работы
Сроки.
Задачи.
Место и способ проведения
Выход.
мониторинг
Беседа с детьми о детском саде.
Анкетирование родителей: «Для чего нужен детский сад. Что он дает детям, родителям»
Метод. Обеспечение.
Разработка тематических планов
1-2 неделя декабря
Выяснить отношение родителей к детскому саду. Выяснить знания детей о детском саде.
Группа
Итоги анкетирования
Родителей.
Беседа с детьми о детском саде.
Подготовка к реализации проекта.
Разработка серий занятий для работы над проектом. Сбор материала и дидактических средств.
2-4 недели января
Разработка интегрированных занятий, тематического плана. Дидактический материал.
Детский сад, группа.
Дидактический материал, тематический план, конспекты занятий.
Реализация проекта.
Интегрированные занятия; экскурсии; беседы; чтение художественной литературы; С/р. игры; Д/игры продуктивная деятельность; исследовательская деятельность.
Февраль март
Апрель.
Активизация интереса. Формирование
Системы знаний о людях, работающих в детском саду,
О традициях и истории детского сада.
Детский сад, группа
Выставка рисунков. Макет детского сада. Фотоальбом: «мой детский сад»
«Это мы»
Итог
Выпускной вечер.
Май
Детский сад
Презентация проекта
Практическая значимость: Разработанный проект, направленный на патриотическое воспитание, можно использовать в практике работы любой дошкольной образовательной организации.
Введение.
Патриотизм – это когда вы считаете, что эта
страна лучше всех остальных оттого,
что вы здесь родились
(Бернард Шоу).
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образования, ведь детство – это самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У дошкольников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от детского сада : его роль в этом плане невозможно переоценить. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у детей любви к своей Родине.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Основная часть.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому - к родному дому и детскому саду. А это является основой из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребенок – прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, а уже потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля.
К сожалению, мы видим, что в настоящее время семья переживает не самые лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям. Растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать.
С помощью этого проекта мы решили объединить детей и родителей нашей группы в одну большую и дружную семью.
Объектом нашего исследования стал наш любимый детский сад №1 Берёзка».
Предмет исследования.
Влияние образовательного процесса в дошкольном учереждении на формирование взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками,а также на развитие у детей патриотических чувств.
Принципы проекта :
Принцип историзма: прошлое (давным-давно) настоящее (в наши дни)
Принцип гумманизации: Умение встать на позицию ребенка учесть его точку зрения видеть в ребенке полноправного партнера, не игнорировать его чувства, эмоции. Ориентировать на общечеловеческие понятия – любовь к родным, к детскому саду.
Принцип дифференциации: Создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе знаний о родном детском саде с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сфере.
Принцип интегративности: Реализуется в сотрудничестве с семьей Содержание материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности.
Задачи :
Для педагогов:
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
2. Развитие связной речи и коммуникативных навыков. Активизация словаря.
3. Формирование познавательного интереса к людям, работающим в детском саду.
4. Создание игровой мотивации, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Развитие игровой деятельности детей.
6. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и самостоятельности.
Для родителей:
1. Помочь понять и принять правила детского сада.
2. Обесечить психологический комфорт детям и родителям.
3Приобщить к жизни детского сада.
Взаимодействие с родителями.
1. Анкетирование «Что для вас значит детский сад»
2. Сотворчество родителей и детей в оформлении выставок рисунков «Мой любимый детский сад»
3. Создание фотоальбома «Это мы»
4. Закладывание аллеи совместно с детьми.
Предварительная работа:
Оформление куклы Гном Почемучкин. Знакомство детей, рассказ о том, что это не обычный гном, а очень любознательный. К нему дети и взрослые могут обращаться по любому вопросу.
.
Системная паутинка к проекту.
Детский сад
Мотивация на создание проекта
«Детский сад -мой дом родной»
Как узнать больше
про наш детский
сад
Схема тематического проекта : «Мой любимый детский сад».
Проблема: Вопросы Гнома Почемучкина. Почему сад? Ведь в саду растут цветы, а не дети? Почему группа называется также как он «Почемучки»
Цель: Сформировать у детей представление о детском саде, как о социуме, объекте истории и культуры
Задачи: Обогатить знания детей о людях, работающих в саду. Воспитывать коллективизм, товарищество взаимовыручку
Формы и методы работы над проектом.
Виды деятельности
Формы и методы работы
1. Игровая
1. Дидактические игры:
- “Собери дочку в детский сад”.
- “Чей дом?”
- “Чей флаг?”
- “Что для школы, что – для детского сада?”
- “Детский сад : хорошо, плохо”.
2. Сюжетно – ролевые игры:
- “Детский сад”.
- “Праздник в детском саду”.
- “Кто работает в детском саду?”
2. Познавательная
- Экскурсия по детскому саду.
- Просмотр иллюстраций, фотографий, видеофильмов.
- Встречи с сотрудниками – ветеранами детского сада.
- Познавательные занятия: окружающий мир, история поселка и детского сада, быт, традиции и обычаи, символика республики, района, детского сада и группы.
3. Развитие речи
- Чтение рассказов и стихов, песен о детском саде.
- Рассказы воспитателей, выпускников, ветеранов о д/с.
- Составление рассказов “Почему я люблю детский сад?”, “Детский сад будущего”.
4. Продуктивная
- Создание альбомов “Мой детский сад”, “Моя игрушка”, “Детская мода на все времена”.
- Изготовление подарков для сотрудников детского сада
- Выставка семейных рисунков к дню рождения детского сада.
- Составление родословной выпускников и сотрудников д/с.
5. Работа с родителями
- Привлечь родителей, сотрудников к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
- Экскурсия в краеведческую комнату детского сада.
- Детско – родительская гостиная “Я – семья – род – народ”.
- Оформление выставки работ детей и родителей по теме проекта “ Детский сад – мой дом родной ”.
6. Работа с общественными организациями
- Следопытская работа по нахождению выпускников и бывших сотрудников детского сада.
- Посещение городского музея.
- Приглашение выпускников детского сада на мероприятия, проводимые в д/с.
Тематический план по реализации проекта
Февраль
Тема: «Что такое детский сад»
Задачи: обогащать и расширять представления о детском саде. Познакомить с историей детского сада. Воспитывать желание бережно относиться к растениям, растущим на территории детского сада. Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
Художественно-
эстетическое
Речевое
развитие
Физическое
развитие
Экскурсия по территории детского сада
История детского сада (рассматривание старых фотографий)
«путешествие по экологической тропинке»
Посещение другой группы.
С/р. игры: «семья»
«День рождения»
Д/и «Мои хорошие поступки»
«Как мы живем в детском саду»
«Что, когда происходит»
Трудовые поручения в группе.
«Портрет Гнома Почемучкина» - рисование.
Лепка - «Игрушки в детском саду»
Аппликация: «красивая посуда»
Разучивание песен о детском саде.
Изготовление атрибутов к с/р. играм
Строительные игры
«Наш детский сад»
Составление рассказа «хорошо у
нас в саду»
«Мой лучший друг»
Чтение А. Барто.
«О мальчиках и девочках»
Утренняя
Гимнастика
Март
Тема: «Заботливые люди»
Задачи: Расширять и уточнять представления детей о профессиях и людях, работающих в детском саду. Воспитывать уважение к сотрудникам, бережное отношение к труду, желание оказывать посильную помощь. Знакомить с традициями детского сада. Познавательное
развитие
Социально-коммуникативное
развитие
Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Экскурсии на прачечную; на кухню;
Кабинет мед. Сестры.
Н. О. Д «Кто работает в детском саду»
Беседа: «Что делает помощник воспитателя, и как мы можем помочь
Трудовые поручения на участке «поможем нашему дворнику»
С/р. игры: «Медсестра делает прививки»
«Повар готовит обед»
«Детский сад для зверят»
Д/и «кому, что нужно»
«найди предметы»
Дежурство по столовой и в уголке природы.
«Книжкина больница»
Рисование: «Наш воспитатель»
Аппликация: «Детский сад»
Проведение праздника
«Мамин день»
Строительные игры.
Рисование праздничных открыток для сотрудников.
Стихи о работницах детского сада.
Ритмическая гимнастика «Мы весёлые ребята»
Апрель.
Тема: «Дружно ходим в детский сад, знаем всех мы здесь ребят»
Задачи: Формировать чувства взаимопомощи дружелюбия навыки сотрудничества самостоятельности. Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Н. О. Д. «Дружная семейка» «Мой любимый детский сад»
Составление плана детского сада группы.
Ознакомление со свойствами воды воздуха.
С/р игры Детский сад,
Д/ и: «Друг дружок узнай голосок»
«Как мы живем в детском саду»
«Назови ласково»
Составление правил безопасного поведения в группе.
Коллективная работа «Портрет нашей группы»
Макет Мой детский сад»
Разучивание песен о детском саде
«От улыбки»,
«Вместе весело шагать»
Составление рассказов «Хорошо у нас в саду»
«Каким я хочу быть»
Чтение. К Ушинского «Вместе тесно врозь скучно»
«Чем люблю заниматься в детском саду».
Беседа. Зачем надо делать утреннюю гимнастику
Дыхательные упражнения «Пожалеем Мишку»
Игры со спортивным инвентарем
Май
Презентация.
Задачи: Воспитывать сопричастность к жизни детского сада. Активное вовлечение родителей в совместную деятельность. Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
Художественно-эстетическое
Речевое развитие
Физическое развитие
Н. О. Д.
«Мой любимый детский сад»
Фотоальбом «Путешествие по детскому саду»
Трудовой десант
Посадка цветов и кустов.
Выставки: Мой любимый детский сад
Портрет нашей группы
Песни о детском саде
Выпускной 2016
Стихи о детском саде
Спартакиада
Заключение
Целями и задачами патриотического воспитания является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Характерные преобразования, произошедшие в социально – экономической сфере в России за последние года, резко изменили цели и задачи, стоящие перед образованием. Демократические процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем во взаимодействии детского сада и семьи в вопросах всестороннего и полноценного воспитания и развития детей, в том числе и нравственно - патриотического воспитания и создание условий для повышения педагогической культуры родителей.
Становление гражданского общества и правового государства в России во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Человек имеет сегодня большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных сферах жизни, но вместе с тем возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В таких условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, объединяющий не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и много других аспектов.
Нами разработан проект «Детский сад — мой дом родной», направленный на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
В ходе реализации проекта были выпущены семейные газеты к праздникам, альбомы: «Моя семья», «Моя родословная», «Что в имени тебе моем?», оформлены семейные, индивидуальные проекты : «Я спешу, Вам, рассказать…» «Как я провел лето». Подготовлены совместные встречи родителей и детей, где они вместе познавали неизведанный мир Детства, проведены развлечения, досуги и праздники по различным тематикам.
В ходе совместного проекта, мы еше раз убедились в том, что взаимосвязь с семьей нам жизненно необходима. Ведь родители и педагоги – партнеры в общем деле Воспитания.
Воспитанники, родители и педагоги – все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.
В нашей группе стало меньше конфликтов, как между детьми, так и среди взрослых. Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными. Установились доверительные детско-родительские отношения. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.
От семей воспитанников поступают предложения организовывать совместные встречи, походы, прогулки, экскурсии, посещать театрализованные постановки и выставки.
Результатом проекта мы считаем, удовлетворенность от общения, проделанной работы, совместных дел, и наша новая идея – это создание книги летописи нашей группы, размещение опыта работы в социальных сетях, разработка сценария и проведение Выпускного бала.
Разработанный проект, направленный на патриотическое воспитание, можно использовать в практике работы любой дошкольной образовательной организации.
Литература.
Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Москва: «Мозаика-Синтез», 2014 год.
Куцакова Л. В. «Трудовое воспитание в детском саду» Москва: «Мозаика-Синтез», 2014 год.
Куцакова Л. В. «конструирование из строительного материала» Москва: «Мозаика-Синтез», 2014 год.
Ягодинский В. Н. «Как себя вести». Москва: «Знание», 1991 год.
Купина Н. А. «Азбука поведения». Свердловск: «Издательство Уральского университета», 1991 год.
Лыкова И. А. «Изобразительное творчество в детском саду» (Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине-времени).
Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» Москва: «Просвещение», 1985 год.
Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». Ростов: «Феникс», 2007 год.