Пастушкова Наталья Юрьевна
Исследовательский проект «Социокультурное развитие дошкольника»
▼ Скачать
ПРОЕКТ «СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Цель проекта : Разработать рекомендации по социокультурному развитию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Задачи:
Рассмотреть сущность понятия «социокультурное развитие» на основе анализа психолого-педагогической литературы.
Изучить особенности социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Проанализировать методы, формы и условия социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Исследовательский проект „Социокультурное развитие дошкольника“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
Изучить практику социокультурного развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Дать оценку личностного отношения к социокультурному развитию подрастающего поколения.
Разработать рекомендации по социокультурному развитию детей дошкольного возраста. Выделить перспективные направления для продолжения изучения.
Сущность понятия «социокультурное развитие» на основе анализа психолого-педагогической литературы
Проанализировав психолого-педагогическую литературы, и изучив мнение авторитетных источников в том числе концепцию Выготского Л. С. ,в которой специфику социального развития ребенка рассматривалась в контексте культуры, согласно которой культурное развитие включает последовательные стадии: стадию примитивных культурных форм поведения, стадию накопления ребенком опыта средств культурного поведения; стадию использования ребенком внешних знаков для осуществления операций; стадию становления внешнего акта - переход его во внутренне опосредованный. Л. С. Выготский указывал, что в процессе развития ребенком усваиваются культурный опыт, приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления.. Согласно Н. Я. Большуновой, которая изучала особенности социокультурного развития детей в разные возрастные периоды социокультурное развитие означает процесс формирования у детей дошкольного возраста системы ценностей, представленных знаниями о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д. В ходе социокультурного развития дети приобретают социальный опыт, знания, умения и навыки, социальные нормы и опыт взаимодействия с окружающими. В рамках дошкольного образования у детей формируется опыт социального взаимодействия с социумом, партнерство в разных социокультурных условиях, с опорой на культурные ценности своего и других народов.
Поэтому, мы пришли к выводу, что под социокультурным развитием рассматривается процесс вхождения человека в культуру, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, процесс получения первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира, принятие национальных и общечеловеческих ценностей, социальных норм и ценностей, присущих данному обществу, в результате которых происходит творческая переоценка опыта формирования собственной модели поведения у детей в конкретном обществе, ценностных основ отношения к действительности
Особенности социокультурного развития детей дошкольного возраста
Современная литература изобилует информацией, касающейся воспитания детей, однако не существует единой системы, которая комбинировала бы все аспекты проблемы приобщения к социокультурному развитию. Выделим основные аспекты этих задач:
воспитание у ребенка чувства любви, привязанности и принадлежности к первичным институтам социализации, которыми в дошкольном возрасте являются семья, улица, детский сад, сверстники и ближайшее окружение;
формирование у ребенка бережного отношения к природе;
воспитание уважения к труду и трудовой деятельности;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн) ;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Решение данного комплекса задач происходит посредством включения в образовательно-воспитательную деятельность на занятиях в дошкольной образовательной организации, посредством гармонизации взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Компоненты социокультурного развития детей дошкольного возраста
• Познавательно-когнитивный: включает владение знаниями в сфере норм поведения и общения применительно к культуре конкретного общества ; знание и представление о государственной символике (гербе, флаге и гимне)
• Эмоционально-ценностный: овладение детьми дошкольного возраста средствами общения, степень эмоциональной вовлечённости в действия сверстника, следование правилам социокультурного взаимодействия в сфере коммуникаций (метод проблемных ситуаций Дьяченко О. М)
• Деятельностный компонент: владение детьми дошкольного возраста опытом социальных отношений, культурными навыками, развитыми социокультурными навыками (наблюдение за культурой поведения ребёнка Щетинина А. М и культурно-гигиенические навыки Урунтаева Г. А)
Методы, формы и условия социокультурного развития детей дошкольного возраста.
• Практические
• Упражнения, игры, моделирование, исследовательские методы
• Наглядные
• Наблюдение, рассматривание картинок, рисунков, просмотр фильмов, прослушивание дисков.
• Словесные
• Рассказ, беседа, чтение, пересказ.
• Метод мотивации
Формы
лектории, мастер-классы, творческие гостиные и мастерские; организуется просмотр видеофильмов; проводятся экскурсии в музеи, на выставки; фольклорные праздники, выставки детского творчества, экспериментирование, проектная деятельность,секции, кружки, конкурсы, викторины, и т. д.
Условия
привитие детям традиционных культурных эталонов, норм и правил поведения; создание предметно-развивающей среды; взаимодействие детского сада с родителями ребенка по социокультурному развитию детей дошкольного возраста; ознакомление детей с историей страны; обучение детей нормам межкультурного общения и т. д.
• Практика социокультурного развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
• Исследование проводилось на базе МАДОУ КВ «Детский сад № 4» г. Дзержинский Московской области. В исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
• Актуальной задачей выступает подбор методов и средств для осуществления диагностики, в частности для изучения уровней развития представлений детей о родном городе, изучение педагогического процесса организации работы с детьми по развитию данных представлений в практике работы детского сада. С целью диагностики уровня развития представлений детей о родном городе у детей старшего дошкольного возраста применялись следующие методы: наблюдение, анализ содержания вопросов детей воспитателю, анализ детских рисунков, беседа с детьми.
• В исследовании были использованы следующие приемы.
• 1 Индивидуальные беседы по вопросам (о названии страны, ее столицы, области и областном центре).
• 2 Практические задания (игры «Где находится памятник?», «Найди свой флаг» и «Сложи герб»).
• 3 Словесные задания ( индивидуальные вопросы по теме: «Моя любимый Дзержинский»).
• - Беседы по картинкам, изображающим достопримечательные места родного города, посещение патриотического уголка, конкурс рисунков.
• - Анализ детских рисунков.
• Анализ полученных данных показал, что большинство детей не знают особенностей своего города, его достопримечательностей. Большинство детей исследуемой группы знает название своего родного города и улицы, на которой живут. Однако их знания не отличаются глубиной. Необходимо отметить и ту особенность, что примерно пятая часть детей путают город с областью, область со страной и городом, страну с городом. Это свидетельствует о не системности детских знаний, а также об отсутствии у детей некоторых конкретных представлений Эти данные свидетельствуют о том, что воспитатели и родители формируют у детей абстрактные понятия, не наполняя их конкретными представлениями. Таким образом, в целом в группе преобладает средний уровень сформированности представлений о родном крае, городе и его достопримечательностях. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что у большинства детей интерес к родному краю является ситуативным, эпизодическим. Поэтому продолжение работы в этом направлении, способствующей эффективному воспитанию устойчивого интереса к родному краю, его достопримечательностям и формирование социокультурного развития у детей старшего дошкольного возраста представляется актуальной педагогической задачей.
• Оценка личностного отношения к социокультурному развитию подрастающего поколения
• Я считаю, что важно не только информировать знания, но и формировать отношение детей к фактам, событиям, явлениям социальной жизни, создавать условия для активного вовлечения ребенка в социальную реальность, и увеличить личную значимость всего, что происходит. В процессе обучения знания уточняются, корректируются оценки и убеждения детей, т. е. создается основа для формирования их мировоззрения и на мой взгляд это очень важно.
• Учитывая, то что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, использовать игровые приемы, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятости. Педагогическое общение, которое помогает не только управлять развитием деятельности в игре, но также оказывает большое влияние на формирование чувства любви ребенка к родному городу, стране, окружающим его сверстникам и взрослым, имеет огромное значение. Именно человеческая деятельность является связующим звеном, которое обеспечивает «превращение» природного мира в «культурный образ» любого места. Успеха в вопросе социокультурного развития подрастающего поколения можно достигнуть, только если сам воспитатель будет знать и любить историю своего города, страны, сможет отобрать те знания, которые будут доступны детям в связи с их возрастными особенностями, сможет вызвать у детей чувство восторга и гордости, любви к своему родному краю, познаниях о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д.
• Социокультурное развитие детей дошкольного возраста трактуется как процесс приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, культурным традициям, получение представлений об этнографических и этнокультурных ценностях, многообразием языковых культур и воспитание толерантного отношения, творческая переоценка опыта формирования собственной модели поведения у детей в конкретном обществе, ценностных основ отношения к действительности.
• Рекомендации по социокультурному развитию детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
• Рекомендации разработаны на основе конкретных научных подходов.
• 1. Системный подход, как важнейшее условие для разработки и реализации задач социокультурного развития детей дошкольного возраста, представленных на разных уровнях:
• - ознакомление с окружающей средой ребенка, как система его взаимодействия с социальным миром;
• - усвоение существенных взаимосвязей, происходящих в окружающем его мире, четко представленное в виде особенностей системообразующего фактора - человеческой деятельности;
• - детское овладение систематическими знаниями, социальные явления, которые служат предпосылкой для формирования понятий.
• 2 Диалектический подход - обеспечение образования у детей исходных форм диалектического изучения и анализа окружающих (Н. Н. Поддьяков, Н. Е. Веракса). У детей старшего дошкольного возраста развивают общее понимание того, что все имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно при предоставлении исторических знаний. В то же время дети развивают одну из универсальных способностей – способность прогнозировать.
• 3. Культурологический подход, подчеркивающий ценность уникальности способов развития социокультурных навыков.
Выводы:
Социокультурное развитие заключается в умении индивида сопоставлять и соизмерять свою жизнь с социокультурными образцами (Н. Я. Большунова); это процесс усвоения ценностей культуры и общества, социальных норм и традиций (О. В. Федоскина); воспроизводство социальных норм и правил (Л. М. Захарова, Ю. В. Пурскалова).
Социокультурное развитие детей дошкольного возраста трактуется как процесс приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, культурным традициям, получение представлений об этнографических и этнокультурных ценностях, многообразием языковых культур и воспитание толерантного отношения, творческая переоценка опыта формирования собственной модели поведения у детей в конкретном обществе, ценностных основ отношения к действительности. Под социокультурным развитием рассматривается процесс вхождения человека в культуру, принятие и присвоение общечеловеческих и национальных ценностей, социальных норм и ценностей, присущих данному обществу.
Базовые социокультурные нормы являются главным содержанием духовно-нравственного воспитания. В основе социокультурного воспитания находится становление отношения личности к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, что предполагает развитие качеств патриотизма, толерантности, уважения и товарищества. Работа по приобщению детей дошкольного возраста к социокультурным нормам должна начинаться с ознакомления с историей и традициями родного города, с трудовой деятельностью взрослых, с бережным отношением к природе, со знакомством с культурой других народов, культурными традициями и фольклором; с привитием детям навыков культурного поведения и культурно-гигиенических навыков, а также культуры общения, культуры деятельности и культуры речи.