Лучший педагог года

Исследовательский проект «Социокультурное развитие дошкольника»

Пастушкова Наталья Юрьевна
Исследовательский проект «Социокультурное развитие дошкольника»
▼ Скачать

ПРОЕКТ «СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель проекта : Разработать рекомендации по социокультурному развитию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи:

Рассмотреть сущность понятия «социокультурное развитие» на основе анализа психолого-педагогической литературы.

Изучить особенности социокультурного развития детей дошкольного возраста.

Проанализировать методы, формы и условия социокультурного развития детей дошкольного возраста.

Публикация «Исследовательский проект „Социокультурное развитие дошкольника“» размещена в разделах

Изучить практику социокультурного развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Дать оценку личностного отношения к социокультурному развитию подрастающего поколения.

Разработать рекомендации по социокультурному развитию детей дошкольного возраста. Выделить перспективные направления для продолжения изучения.

Сущность понятия «социокультурное развитие» на основе анализа психолого-педагогической литературы

Проанализировав психолого-педагогическую литературы, и изучив мнение авторитетных источников в том числе концепцию Выготского Л. С. ,в которой специфику социального развития ребенка рассматривалась в контексте культуры, согласно которой культурное развитие включает последовательные стадии: стадию примитивных культурных форм поведения, стадию накопления ребенком опыта средств культурного поведения; стадию использования ребенком внешних знаков для осуществления операций; стадию становления внешнего акта - переход его во внутренне опосредованный. Л. С. Выготский указывал, что в процессе развития ребенком усваиваются культурный опыт, приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления.. Согласно Н. Я. Большуновой, которая изучала особенности социокультурного развития детей в разные возрастные периоды социокультурное развитие означает процесс формирования у детей дошкольного возраста системы ценностей, представленных знаниями о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д. В ходе социокультурного развития дети приобретают социальный опыт, знания, умения и навыки, социальные нормы и опыт взаимодействия с окружающими. В рамках дошкольного образования у детей формируется опыт социального взаимодействия с социумом, партнерство в разных социокультурных условиях, с опорой на культурные ценности своего и других народов.

Поэтому, мы пришли к выводу, что под социокультурным развитием рассматривается процесс вхождения человека в культуру, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, процесс получения первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира, принятие национальных и общечеловеческих ценностей, социальных норм и ценностей, присущих данному обществу, в результате которых происходит творческая переоценка опыта формирования собственной модели поведения у детей в конкретном обществе, ценностных основ отношения к действительности

Особенности социокультурного развития детей дошкольного возраста

Современная литература изобилует информацией, касающейся воспитания детей, однако не существует единой системы, которая комбинировала бы все аспекты проблемы приобщения к социокультурному развитию. Выделим основные аспекты этих задач:

воспитание у ребенка чувства любви, привязанности и принадлежности к первичным институтам социализации, которыми в дошкольном возрасте являются семья, улица, детский сад, сверстники и ближайшее окружение;

формирование у ребенка бережного отношения к природе;

воспитание уважения к труду и трудовой деятельности;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах России;

знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Решение данного комплекса задач происходит посредством включения в образовательно-воспитательную деятельность на занятиях в дошкольной образовательной организации, посредством гармонизации взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Компоненты социокультурного развития детей дошкольного возраста

Познавательно-когнитивный: включает владение знаниями в сфере норм поведения и общения применительно к культуре конкретного общества ; знание и представление о государственной символике (гербе, флаге и гимне)

Эмоционально-ценностный: овладение детьми дошкольного возраста средствами общения, степень эмоциональной вовлечённости в действия сверстника, следование правилам социокультурного взаимодействия в сфере коммуникаций (метод проблемных ситуаций Дьяченко О. М)

Деятельностный компонент: владение детьми дошкольного возраста опытом социальных отношений, культурными навыками, развитыми социокультурными навыками (наблюдение за культурой поведения ребёнка Щетинина А. М и культурно-гигиенические навыки Урунтаева Г. А)

Методы, формы и условия социокультурного развития детей дошкольного возраста.

• Практические

• Упражнения, игры, моделирование, исследовательские методы

• Наглядные

• Наблюдение, рассматривание картинок, рисунков, просмотр фильмов, прослушивание дисков.

• Словесные

• Рассказ, беседа, чтение, пересказ.

• Метод мотивации

Формы

лектории, мастер-классы, творческие гостиные и мастерские; организуется просмотр видеофильмов; проводятся экскурсии в музеи, на выставки; фольклорные праздники, выставки детского творчества, экспериментирование, проектная деятельность,секции, кружки, конкурсы, викторины, и т. д.

Условия

привитие детям традиционных культурных эталонов, норм и правил поведения; создание предметно-развивающей среды; взаимодействие детского сада с родителями ребенка по социокультурному развитию детей дошкольного возраста; ознакомление детей с историей страны; обучение детей нормам межкультурного общения и т. д.

• Практика социокультурного развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Исследование проводилось на базе МАДОУ КВ «Детский сад № 4» г. Дзержинский Московской области. В исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста.

• Актуальной задачей выступает подбор методов и средств для осуществления диагностики, в частности для изучения уровней развития представлений детей о родном городе, изучение педагогического процесса организации работы с детьми по развитию данных представлений в практике работы детского сада. С целью диагностики уровня развития представлений детей о родном городе у детей старшего дошкольного возраста применялись следующие методы: наблюдение, анализ содержания вопросов детей воспитателю, анализ детских рисунков, беседа с детьми.

• В исследовании были использованы следующие приемы.

• 1 Индивидуальные беседы по вопросам (о названии страны, ее столицы, области и областном центре).

• 2 Практические задания (игры «Где находится памятник?», «Найди свой флаг» и «Сложи герб»).

• 3 Словесные задания ( индивидуальные вопросы по теме: «Моя любимый Дзержинский»).

• - Беседы по картинкам, изображающим достопримечательные места родного города, посещение патриотического уголка, конкурс рисунков.

• - Анализ детских рисунков.

• Анализ полученных данных показал, что большинство детей не знают особенностей своего города, его достопримечательностей. Большинство детей исследуемой группы знает название своего родного города и улицы, на которой живут. Однако их знания не отличаются глубиной. Необходимо отметить и ту особенность, что примерно пятая часть детей путают город с областью, область со страной и городом, страну с городом. Это свидетельствует о не системности детских знаний, а также об отсутствии у детей некоторых конкретных представлений Эти данные свидетельствуют о том, что воспитатели и родители формируют у детей абстрактные понятия, не наполняя их конкретными представлениями. Таким образом, в целом в группе преобладает средний уровень сформированности представлений о родном крае, городе и его достопримечательностях. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что у большинства детей интерес к родному краю является ситуативным, эпизодическим. Поэтому продолжение работы в этом направлении, способствующей эффективному воспитанию устойчивого интереса к родному краю, его достопримечательностям и формирование социокультурного развития у детей старшего дошкольного возраста представляется актуальной педагогической задачей.

• Оценка личностного отношения к социокультурному развитию подрастающего поколения

• Я считаю, что важно не только информировать знания, но и формировать отношение детей к фактам, событиям, явлениям социальной жизни, создавать условия для активного вовлечения ребенка в социальную реальность, и увеличить личную значимость всего, что происходит. В процессе обучения знания уточняются, корректируются оценки и убеждения детей, т. е. создается основа для формирования их мировоззрения и на мой взгляд это очень важно.

• Учитывая, то что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, использовать игровые приемы, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятости. Педагогическое общение, которое помогает не только управлять развитием деятельности в игре, но также оказывает большое влияние на формирование чувства любви ребенка к родному городу, стране, окружающим его сверстникам и взрослым, имеет огромное значение. Именно человеческая деятельность является связующим звеном, которое обеспечивает «превращение» природного мира в «культурный образ» любого места. Успеха в вопросе социокультурного развития подрастающего поколения можно достигнуть, только если сам воспитатель будет знать и любить историю своего города, страны, сможет отобрать те знания, которые будут доступны детям в связи с их возрастными особенностями, сможет вызвать у детей чувство восторга и гордости, любви к своему родному краю, познаниях о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д.

Социокультурное развитие детей дошкольного возраста трактуется как процесс приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, культурным традициям, получение представлений об этнографических и этнокультурных ценностях, многообразием языковых культур и воспитание толерантного отношения, творческая переоценка опыта формирования собственной модели поведения у детей в конкретном обществе, ценностных основ отношения к действительности.

• Рекомендации по социокультурному развитию детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

• Рекомендации разработаны на основе конкретных научных подходов.

• 1. Системный подход, как важнейшее условие для разработки и реализации задач социокультурного развития детей дошкольного возраста, представленных на разных уровнях:

• - ознакомление с окружающей средой ребенка, как система его взаимодействия с социальным миром;

• - усвоение существенных взаимосвязей, происходящих в окружающем его мире, четко представленное в виде особенностей системообразующего фактора - человеческой деятельности;

• - детское овладение систематическими знаниями, социальные явления, которые служат предпосылкой для формирования понятий.

• 2 Диалектический подход - обеспечение образования у детей исходных форм диалектического изучения и анализа окружающих (Н. Н. Поддьяков, Н. Е. Веракса). У детей старшего дошкольного возраста развивают общее понимание того, что все имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно при предоставлении исторических знаний. В то же время дети развивают одну из универсальных способностей – способность прогнозировать.

• 3. Культурологический подход, подчеркивающий ценность уникальности способов развития социокультурных навыков.

Выводы:

Социокультурное развитие заключается в умении индивида сопоставлять и соизмерять свою жизнь с социокультурными образцами (Н. Я. Большунова); это процесс усвоения ценностей культуры и общества, социальных норм и традиций (О. В. Федоскина); воспроизводство социальных норм и правил (Л. М. Захарова, Ю. В. Пурскалова).

Социокультурное развитие детей дошкольного возраста трактуется как процесс приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, культурным традициям, получение представлений об этнографических и этнокультурных ценностях, многообразием языковых культур и воспитание толерантного отношения, творческая переоценка опыта формирования собственной модели поведения у детей в конкретном обществе, ценностных основ отношения к действительности. Под социокультурным развитием рассматривается процесс вхождения человека в культуру, принятие и присвоение общечеловеческих и национальных ценностей, социальных норм и ценностей, присущих данному обществу.

Базовые социокультурные нормы являются главным содержанием духовно-нравственного воспитания. В основе социокультурного воспитания находится становление отношения личности к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, что предполагает развитие качеств патриотизма, толерантности, уважения и товарищества. Работа по приобщению детей дошкольного возраста к социокультурным нормам должна начинаться с ознакомления с историей и традициями родного города, с трудовой деятельностью взрослых, с бережным отношением к природе, со знакомством с культурой других народов, культурными традициями и фольклором; с привитием детям навыков культурного поведения и культурно-гигиенических навыков, а также культуры общения, культуры деятельности и культуры речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конструирование и всестороннее развитие дошкольникаКонструирование и всестороннее развитие дошкольника Одной из серьезных проблем нашего современного общества является зависимость детей от компьютера. Общаясь между собой, ребята живо обсуждают.

Исследовательский проект «История поселка» ВВЕДЕНИЕ: Основополагающий вопрос: Что я знаю об истории своей малой родины? Мы родились в современном посёлке Правохеттинский. В нашем.

Исследовательский проект «Соль-волшебница»Исследовательский проект «Соль-волшебница» Исследовательский проект "Соль - волшебница". Участники проекта :дети, родители и воспитатели группы «Буратино». Паспорт проекта :информационный.

Исследовательский проект «Травянчик» Введение. У меня есть кошка и три черепахи. Когда наступил октябрь, и на улице пропала трава, мои питомцы загрустили. Так как кошка ест.

Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры»Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры» Консультация для родителей: «Развитие дошкольника через дидактические игры». Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель группы "Ромашка",.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника.О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника. О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника. Автор: старший методист ГБОУ СОШ № 1159 Ависова Надежда Петровна. В.

Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Автор публикации:
Исследовательский проект «Социокультурное развитие дошкольника»
Опубликовано: 13 января 2022 в 14:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский проект «Социокультурное развитие дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Пастушкова Наталья Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД