Стогова Светлана Михайловна
Исследовательский проект «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта
Тема была выбрана в последний месяц лета. И была разработана для реализации осенью. Так как в этот период начинаются миграции птиц в тёплые края, и именно в это время проходят Международные дни наблюдений за птицами. В беседах с детьми, многие из них затруднялись называть названия птиц. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с характеристикой птиц. Хотелось обогатить знания детей о живом природном объекте – птице. Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь, подкармливать их зимой. В ходе проекта у детей развивается устойчивый интерес и бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Публикация «Исследовательский проект „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Цель проекта :
Познакомить детей с птицами, формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной (наблюдения,, художественное слово); музыкально-эстетической, продуктивной.
Задачи поставлены следующие:
1. Формировать представление детей о птицах;
2. Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию;
3. Воспитывать бережное отношение к птицам.
4. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений.
5. Обогатить словарный запас детей по данной теме.
Тип проекта :
информационно-исследовательский.
Участники
Педагоги – воспитатель группы, дети младшей группы
Длительность:
3 месяца (среднесрочный)
Ожидаемый результат:
- обогащение активного и пассивного словаря детей.
- познавательный интерес к экспериментам;
- развитие у детей наблюдательности.
Подготовительный этап:
1. Беседы с детьми, для выявления знаний детей о птицах.
2. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр, с использованием «птиц», иллюстративный материал.
3. Подготовка атрибутов для игр, занятий.
Основной этап:
1. Участие в международных днях Наблюдений за птицами :
2. Наблюдение за птицами :
- «Какие птицы прилетают на участок?»;
- «Воробей»;
- «Ворона»;
- «Голубь»;
- «Какие звуки издают птицы?»;
- «Сколько ног у птиц и как они ходят?»;
- «Сколько крыльев у птиц и как они летают?».
3. Подвижные игры:
- «Воробушки и кот»;
- «Воробушки и автомобиль»;
- «Большая птица».
4. Игровые упражнения «Покажи птицу» (воробья, ворону и т. п.).
5. Раскрашивание силуэтов птиц (воробья, вороны, голубя).
6. Игры-драматизации «Русские народные потешки о птицах».
7. Слушание: «Голоса птиц».
8. Чтение: Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц».
9. Аппликация «Воробей».
10. Лепка «Птичка».
11. Итоговое занятие «Птицы на участке детского сада».
Заключительный этап:
Подведение итогов проекта.
Результаты проекта :
-цикл занятий "Птицы"(приложение1)
-перспективный план работы по формированию элементарных экологических представлений в рамках проекта «Птицы». (приложение3)
-выставки детских работ (рисование, аппликация, лепка) на тему "Птицы";
-кормушки для птиц;
-скворечник.
В перспективе –
1. Регулярное участие в Международных днях наблюдений за птицами, организованный союзом охраны птиц России.
2. Наблюдения за поведением птиц в различные времена года.
3. Продолжать формировать элементарные представления о птицах, рассматривать и наблюдать за ними, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить (в зимний период).
Приложение 1
Познавательное занятие «Знакомство
с птицами, живущими на участке»
Цель: формирование общих представлений о птицах.
Программные задачи:
изучить строение тела птиц;
найти между ними сходство и различия;
продолжать формировать у детей такие умственные умения, как сравнение, анализ, сопоставление, обобщение;
развивать речь детей.
Материалы и оборудование: птицы, живущие на участке; несколько видов корма: зерна, белый хлеб, кусочек несоленого свиного или говяжьего сала; несколько бумажных коробочек, изготовленных самостоятельно на занятиях по труду; белый хлеб, привязанный за прочную корку к длинной толстой нити или тонкой бечевке.
Организация детей. На участке дети располагаются на достаточно большом расстоянии от птиц, чтобы не пугать их. Некоторые наблюдения можно проводить и в том случае, если птицы сидят на подоконнике снаружи окна, а дети располагаются в групповой комнате.
Методические рекомендации
Занятие на улице лучше проводить зимой. Тогда и птиц слетится много, и кормление пройдет активно. Наблюдение через окно от сезона года не зависит.
Чтобы занятие прошло успешно, дети должны вести себя спокойно. В последние годы даже городские птицы привыкли к человеку и близко подпускают его к себе. Размер птицы и ее вид не имеют существенного значения.
Поскольку одна из программных задач – развитие речи детей, воспитатель старается говорить как можно меньше и своими вопросами побуждают детей к рассказу. Ответы на вопросы они находят из наблюдений и экспериментов.
Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим эту птицу. Она вам малознакома, но несмотря на это многое вы можете рассказать о ней сами.
Блок 1. Строение тела птицы
Воспитатель. Из каких частей состоит тело птицы? (Голова, туловище, хвост.)
- Что есть на голове?
- Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.)
- Клюв птицы – это рот или нос?
Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения.
- Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.)
- Опишите крылья.
- Рассмотрите и опишите ноги: ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво.
- Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены?
- Рассмотрите и опишите хвост.
Блок 2. Рассматривание перьев.
Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.)
- Как они окрашены?
- Как такая окраска помогает птице выжить? (У воробьев окраска покровительственная, она помогает им маскироваться на фоне почвы и веток деревьев. Вороны, грачи и сороки почти не имеют врагов, поэтому их окраска для них не так важна. А окраска голубей определяется селекционной работой человека.)
- Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.)
- В какую сторону они направлены? (Спереди на зад.)
- Как они расположены? (Налегают друг на друга.)
- Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло.)
Блок 3. Питание птицы
Воспитатель. Давайте посмотрим, как птицы клюют. Нужно бросить немного семечек.
Ребята наблюдают и высказывают свои впечатления.
Теперь проверим, какой корм они любят больше всего. Ребята, насыпьте каждый вид корма отдельные коробочки и осторожно поставьте их на землю.
Так что же они съели в первую очередь?
Блок 4. Органы чувств
Воспитатель. Вы видели, как птицы ели корм. Как вы думаете, видят ли птицы?
- Заодно уточните: различают ли птицы вкус пищи?
- А слышат? Нужно посвистеть в свисток (подуть в дудочку).
- На голове по бокам у нее есть уши, только они закрыты перьями. Птица слышит очень хорошо. Теперь поняли, почему я постоянно напоминаю, что около птиц надо вести себя тихо? Птица же не понимает, что мы ей говорим, поэтому пугается каждого резкого звука.
- Понаблюдаем, если подойти к птице строго сзади, увидит ли она наблюдающего. Сделаем большой круг, чтобы она нас не заметила.
- Почему птица увидела наблюдающего? (У нее глаза расположены по бокам головы, ак не так как у нас – спереди. Поэтому она видит не только спереди, но и сзади.)
Блок 5. Передвижение птицы (Блок реализуется в любом месте занятия – в то время, когда птицы ходят или летают.)
- Расскажите, как птица ходит.
- Как она летает?
- Что она делает, когда собирается сесть на землю (на ветку дерева или жердочку? При полете ноги птицы прижаты к туловищу. При посадке на землю птица делает небольшой круг и выставляет ноги вперед, а хвост в это время раздвигает веером. Такой расширившийся хвост, во-первых служит тормозом, гасит скорость, а во-вторых, помогает спланировать и сделать посадку мягкой, иначе при потере скорости птица упала бы на землю очень резко.
- Почему птица не падает, когда сидит на ветке?
- А мы так сможем? После занятия проверим.
Блок 6. Участие крыльев, хвоста и конечностей при движении птиц
Воспитатель. В следующем опыте внимательно следите за птицами. Обратите внимание, что делают крылья, хвост и ноги, когда птица немного взлетает.
Воспитатель бросает на далекое расстояние кусок белого хлеба, привязанный к длиной тонкой веревке. Конец веревки он держит в руке. Когда птицы замечают хлеб и начинают его клевать, воспитатель осторожно тянет его за веревку. Так повторяет несколько раз. Вскоре конец веревки можно передать кому-нибудь из детей.
Стараясь догнать хлеб, птицы подпрыгивают и подлетают за ним. В это время дети могут хорошо изучить роль не только крыльев, но и хвоста. Если расстояние для полета небольшое, ноги птиц остаются прямыми. Когда расстояние увеличивается и требуется небольшой перелет, ноги на короткое время прижимаются к туловищу, а затем опять выставляются вперед.
Блок 7. Сравнение разных птиц между собой
Рекомендация. Проводится в том случае, если дети имеют возможность наблюдать одновременно двух и более птиц.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, чем птицы отличаются друг от друга? Например, воробей и голубь?
Воспитатель называет тех птиц, которых дети в настоящее время видят перед собой.
Блок 8. Заключительный
Воспитатель. Наконец, задаю самый трудный вопрос: каких животных называют Птицами?
Рекомендация. Данный блок занятия может идти двояко.
Если дети называют разные второстепенные признаки, воспитатель, превращая диалог в шутку, им противоречит. (Например, дети говорят, что птицы откладывают яйца. Воспитатель возражает: кроме птиц, яйца откладывают черепахи, змеи, насекомые многие другие животные. Примеры других таких противоречий приведены ниже.)
Если они сразу называют ключевой признак – наличие перьев – воспитатель изберает иную тактику. Он задает серию вопросов, рассчитанных на то, чтобы вовлечь детей в спор. Ответ на вопросы должны придумать сами дети.
- Можно ли назвать птицами животных, которые ходят на двух ногах? (Нет. На двух ногах ходят и человек, а раньше ходили динозавры.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые питаются зернами? (Нет, зернами питаются многие животные – грызуны, насекомые, лошади.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые летают? (У которых есть крылья) (Нет. Кроме птиц летают бабочки, жуки, комары, летучие мыши.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые откладывают яйца? (нет. Кроме птиц откладывают яйца все насекомые, черви, черепахи, змеи)
- Можно ли назвать птицами животных, у которых есть клюв? (Нет, клюв есть и у некоторых зверей, например у утконоса. Этот вопрос можно и не задавать, если занятие вышло нагруженным.)
- Так что же такое есть у птиц, чего нет ни у каких других животных?
После некоторых раздумьев дети самостоятельно приходят к выводу, что у названных видов животных нет перьев.
- Правильно. Ведь у Птиц есть и второе название: Пернатые. Ни у кого, кроме птиц, перьев нет.
Цикл занятий «Птицы»
"Дома птиц"
Программное содержание:
расширять представления детей о птицах, уточнить названия некоторых из них;
закрепить представление о пользе птиц;
воспитывать интерес к птицам, желание оберегать их.
Активизировать словарь детей: скворечник, гнездо, птичий базар, свила.
Развивать наблюдательность, внимание, умение поддерживать разговор на определённую тему, говорить спокойно, с естественной интонацией.
Материал:
картинки с изображением птиц : ласточки, скворца, воробья, сороки, галки, вороны, кукушки;
аудиокассета "Голоса птиц";
карточки "Правила поведения в природе";
гнездо;
скворечник.
Ход занятия
Дети сидят полукругом.
- Ребята, посмотрите, что это? (показываю гнездо). Его построила-свила птица своим клювом. Из чего оно? (ответы детей).
- Здесь и соломинки, и веточки тоненькие, и глина. Вот какая птица-мастерица.
- Отгадайте, что за птица его построила : у этой птицы чёрная спина, белая грудка с красным пятнышком, а хвост как вилочка? (ответы детей). Правильно, это ласточка (достаю картинку).
- Идите, Саша и Ксюша, расскажите стихотворение о ласточке.
Словацкая народная песенка "Ласточка" :
- Где ты, где ты, ласточка,
Целый день летала?
- Солнцу золотому
Косу заплетала.
- Где ты, где ты, ласточка,
Ночь пропадала?
- Месяцу седому
Двор подметала.
- Вот какая ласточка трудолюбивая: и гнездо свила, и солнцу помогла, и месяцу.
- А у меня ещё дом есть. Как вы думаете, чей он? (достаю скворечник). Правильно, это скворечник - дом скворца. Скворец сам его построил? (ответы детей). Его построили люди. У него есть (показываю, а дети проговаривают) крыша, стены и круглое отверстие - вход в скворечник.
- Из чего сделан скворечник? (ответы детей). Из деревянных дощечек.
- Тише, слышите, ещё одна птица к нам прилетела. (аудиокассета "Голоса птиц")
- Узнали, кто это весело так чирикает? (ответы детей). Да, это воробей. Расскажи, Ирина, стихотворение о воробье.
В. Приходько "Воробей".
Скачет, скачет воробей.
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью -
Я вам песенку спою
Чик-чирик!
- Киньте просо и ячмень -
Буду петь вам целый день:
Чик-чирик!
- А каких птиц вы ещё знаете? (дети называют, а я выставляю картинки с изображением птиц).
- Как много вы назвали птиц - целый птичий базар получился. Давайте поиграем.
Игра "Птичий базар".Вот ворона важная шагает, ходьба с высоким подниманием
Лапы высоко поднимает. колена
Вот воробей скачет прыжки на двух
Крошки ищет. ногах
Ласточка идёт, туловище слегка наклонено вперёд,
С лапки на лапку переваливается. руки назад
Сорока затрещала все убегают
Всех напугала. на стулья.
- Ребята, у птиц есть дома - гнёзда, скворечники, а зачем они птицам? (ответы детей).
- В гнёздах, скворечниках птицы выводят птенцов. А можно гнездо с яйцами или птенцами трогать? Почему? (ответы детей).
- Если мы потрогаем гнездо, птица на него не сядет, и птенцы не вылупятся. Вот у меня даже карточка - правило есть, что нельзя гнездо с яйцами трогать.
- А эта карточка что обозначает? (ответы детей).
- Если кричать, громко включать музыку в лесу, то птица испугается и улетит с гнезда, а птенцы без мамы погибнут.
- Ребята, нам нужны птицы? Зачем? (ответы детей).
- Птицы уничтожают-съедают вредных насекомых, которые растения губят, - жуков, гусениц. А ещё птицы нас радуют своими песнями. Давайте пойдём с вами на улицу и послушаем пение птиц.
Знакомство с вороной
Цели:
Дать знания о птице - вороне, её строении.
Познакомить с особенностями поведения (повадками).
Познакомить детей с моделями характерных признаков птиц.
Активизировать словарь детей за счё т слов: ворона, крылья, летает, прыгает, каркает.
Воспитывать доброжелательное отношение к природе, всему живому.
Материал:
Ворона – игрушка, изображение вороны, модели характерных признаков птиц.
Ход занятия:
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: - Ребята, вы слышали? Кто-то стучит! Пойду, посмотрю, кто к нам пришёл. (Открываю дверь, влетает ворона)
Ворона: - Кар-кар-кар, куда это я попала? (К нам в детский сад)
Воспитатель: - Ты прилетела в детский сад к детям. А кто ты, как тебя зовут?
Ворона: - Меня зовут Каркуша, а вот кто я – не знаю.
Воспитатель: - Давайте поможем Каркуше? Расскажи, Каркуша, что ты умеешь делать?
Ворона: - Я умею каркать, клевать, летать, ходить, прыгать.
Воспитатель: - Молодец, как много ты умеешь! Ребята, скажите, чем Каркуша, клюёт? (Клювом) А что помогает, ей летать? (Крылья) Для чего нужны, лапки? (Чтобы ходить, прыгать) А сколько, крыльев и лапок у вороны? (Два крыла и две лапки) (По ходу ответов детей вывешиваю модели характерных признаков птиц) Ребята, кто знает, чем покрыто тело Каркуши? (Пёрышками) Кто может сказать, как можно назвать Каркушу одним словом? (Птица, ворона) Да, Каркуша – это птица, а называется эта птица ворона.
Ворона – Как интересно, я ворона, я - птица!
Воспитатель: - Посмотрите, какая у меня есть картинка. (Вывешиваю на панно изображение вороны)
Ворона: - Это же я. Какая я красивая, какие у меня пёрышки!
Воспитатель: - Ребята, какого цвета перья у вороны? (Серые, чёрные, блестящие) Посмотрите, какой большой клюв у неё. Зачем такой клюв, нужен воронам? (Ответы детей) Каркуша, расскажи нам, зачем тебе такой большой клюв.
Ворона: - Я им много чего умею делать – стою гнездо, клюю разный корм: жуков, червяков, хлеб, если найду, могу съесть кусок мяса, а ещё я люблю таскать яйца из чужих гнёзд.
Воспитатель: - Вот какая ты, Каркуша, можешь и яйца из гнёзд съесть? Это очень плохо. Ведь другие птички очень расстроятся, если не найдут яички в гнезде. Ребята, кто появляется из яичек (Птенчики, у вороны – воронята) А как называется, домик вороны? (Гнездо) Кто знает, из чего вороны строят свои гнёзда? (Ответы детей) Каркуша, расскажи, где ты живёшь?
Ворона: - Я живу в гнезде, строю его из веток высоко на дереве.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами видели гнёзда ворон на деревьях около детского сада. Они сделаны очень крепко, даже сильный ветер их не ломает. Послушайте, я загадаю вам загадку, а вы попробуете догадаться, о чё м она:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
Что это? (Гнездо)
Ворона: - Про мой дом даже загадку придумали! Здорово! Ой, что-то я устала сидеть, хочу полетать.
Воспитатель: - Давайте поиграем, в игру. (Давайте)
Ворона: - Я тоже люблю играть, можно мне с вами поиграть?
Воспитатель: - Конечно можно, Каркуша. Я знаю много разных животных и буду их называть. А вы, если это животное летает, - поднимайте руки вверх, а если нет, - не поднимайте. (Игра «Летает – не летает»)
Ворона: - Как с вами интересно! Но мне пора улетать, у меня много дел. До свидания!
Воспитатель: - Прилетай к нам ещё, будем рады тебя видеть. До свидания! (До свидания)
Ребята, кто был, у нас в гостях? (Ворона, Каркуша) Кто такая, Каркуша? (Птица) Что есть, у всех птиц? (Клюв, два крыла, две лапки, покрыты перьями, появляются из яичек.) Вы помните, где живут вороны? (В гнезде) Когда мы пойдём на прогулку, обязательно понаблюдает за воронами, это очень интересные птицы.
Знакомство со снегирём
Цели:
Дать знания об особенностях внешнего вида и поведения снегиря.
Закрепить знания об характерных признаках птиц, используя модели.
Активизировать речь детей за счё т слов: снегирь, клюёт, летает, красногрудый, кормушка…
Воспитывать интерес к окружающему, желание оберегать, защищать.
Материал:
Игрушечный снегирь, изображения: снегиря, вороны, голубя, воробья, собаки, кошки, кормушка, модели характерных признаков птиц.
Ход занятия:
Воспитатель входит в группу с веткой рябины.
Воспитатель: - Ребята, я сегодня шла в детский сад и вдруг увидела дерево с красивыми красными ягодами. Все деревья голые стоят, без листьев, в снегу, а на этом дереве висят ягоды. Кто знает, что это за дерево? (Ответы детей) Называется это дерево – рябина. А ягоды рябины зимой едят разные птицы.
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: - Пойду, посмотрю, кто к нам пришёл? (Открываю дверь, «влетает» снегирь) Ребята, кто к нам прилетел? (Птичка, снегирь)
Снегирь: - Я снегирь. Я увидел у вас ветку с ягодами. Они очень вкусные, сочные, угостите меня ими, пожалуйста.
Воспитатель: - Конечно, кушай. Снегирёк, можно мы посмотрим, какой ты красивый?
Снегирь: - Смотрите.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая у снегиря грудка. Какого она цвета? (Красного) Можно сказать, что снегирь, красногрудый. (Прошу детей повторить) Какого цвета голова, крылья, хвост у снегиря? (Ответы детей) Снегирёк, расскажи нам, что ты умеешь делать?
Снегирь: - Я умею клевать зёрнышки, ягодки, летать, прыгать, весело щебетать.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто такой, снегирь? (Ответы детей)
Рассматриваем и обсуждаем модели строения птиц.
Воспитатель: - Снегирь – это птица, а теперь давайте посмотрим на панно. Кого вы здесь видите? (Ворону, голубя, воробья, кошку, собаку) А все ли эти животные птицы? (Слушаю ответы детей, предлагаю посмотреть на модели) Ворона, голубь, воробей - это птицы, а кошка и собака – это домашние животные. Ребята, а я знаю про снегиря стихотворение.
Хотите, я вам его расскажу, и тебе, Снегирёк? (Хотим)
Сел на ветку снегирёк,
Брызнул дождик – он промок.
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька.
Сопровождаю стихотворение движениями.
Воспитатель: - А теперь, давайте расскажем стихотворение вместе со мной. (Повторяем 2-3 раза)
Снегирь: - Мне очень понравилось стихотворение обо мне, но я очень не люблю, когда зимой идёт дождь. Я люблю снег, мороз. Мне с вами очень интересно, но пора улетать.
Воспитатель: - Подожди, Снегирёк, смотри, какую мы для тебя кормушку сделали. Мы повесим её на участке и будем класть туда зёрнышки и хлебушек. Прилетай к нам!
Снегирь: – Спасибо, прилечу и друзей позову. До свидания!
Воспитатель: - Ребята, какая птичка, прилетала к нам? (Снегирь) Как ещё, можно назвать снегиря? (Красногрудый) Почему снегирь – это птица? (У него есть голова с клювом, пёрышки, две лапки и два крыла, появляется из яичек) Что любит кушать, снегирь? (Красную рябину) Молодцы. Когда мы пойдём на прогулку, повесим для птиц кормушку. Пусть к нам прилетают и снегири, и воробьи, и синички и другие птицы. Мы будем им очень рады.
Приложение 2
Подвижные игры с детьми в рамках проекта «Птицы»
Цель:
Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами текста; через игру закрепить у детей названия некоторых птиц (ворона, цапля, сова, курица, их повадки и характерные особенности.
Ход проведения подвижных игр:
Воспитатель предлагает вниманию детей иллюстрации с изображением птиц : ворона, цапля, сова, курица.
— Малыши, посмотрите, кто изображен на картинках? (выслушать ответы детей, уточнить)
— Давайте вспомним названия этих птиц.
Воспитатель поочередно обращает внимание на иллюстрации, предлагает детям назвать птицу, в случае затруднения называет сама. Затем название проговаривается хором и индивидуально.
После рассматривания каждой иллюстрации воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру.
Подвижная игра «Вороны»
Цель игры:
Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо.
X од игры:
Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
«Кар-кар-кар!» (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
«Кар-кар-кар!» (громко)
(Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
«Кар-кар-кар!» (тихо)
(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)
Подвижная игра «Цапля»
X од игры:
Дети стоят то на одной, то на другой ноге.
Очень трудно так стоять.
Ножку на пол не спускать,
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Подвижная игра «Сова»
В лесу темно, все спят давно.
(Дети стоят полукругом, изображая спящих птиц)
Все птицы спят, одна сова не спит,
Летит кричит, Совушка-сова,
Большая голова, на суку сидит,
(Дети изображают сову в соответствии с текстом)
Головой вертит, вовсе стороны глядит,
Да вдруг как полетит!