татьяна тиганова
Исследовательский проект «О вреде газированных напитков»
▼ Скачать
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ручеек»
Исследовательский
проект
О вреде газированных напитков
Авторы:
Тиганова Татьяна Леонидовна
воспитатель
2016г
Паспорт проекта
Раздел
Содержание
Номинация
«Мы – исследователи»
Тема
Газированная вода вред или польза?
Актуальность
Публикация «Исследовательский проект „О вреде газированных напитков“» размещена в разделах
Наблюдая за детьми, во время приема пищи, мы заметили, что дети с неохотой пьют такие напитки, как: компот, какао, чай с молоком. Побеседовав с детьми мы сделали вывод, что они отдают предпочтения газированным напиткам, потому что они сладкие, шипучие, разноцветные.
Цель
Выяснить, вредны ли газированные напитки
Задачи
1. Познакомить с историей происхождения газированных напитков.
2. Установить опытным путем наличие вредных веществ в составе газированных напитков
3. Опытным путем сделать самостоятельно газировку.
4. Привлечь родителей к обсуждению темы
Методическое обеспечение проектной деятельности
1. Беседа
2. Дидактические игры
3Интернет ресурсы (видеофильмы)
Виды деятельности
1. Экспериментирование
2. Дидактические игры
3. Наблюдение
4. Беседа
5. Моделирование
6. Чтение
7. Выставки
Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Проектор, ноутбук, фотоаппарат, принтер
Участники проекта
Дети старшей группы, воспитатели, родители
Этапы и сроки
1 этап: информационно – организационный
2 этап: практический
3 этап: рефлексивно – оценочный
План реализации проекта
1. Игровая ситуация «Выбираем свои любимые напитки»
2. НОД «Чудеса лимонада»(приложение №7)
3. Историческая справка о газировке
4. Опытно – экспериментальная деятельность
5. Самостоятельное изготовление лимонада
6. Выставка «Полезные напитки»
Мониторинг
Анкетирование
Ожидаемый результат
Убедить детей в группе, что газированные напитки приносят вред нашему здоровью.
Список изученной литературы по данной теме:
Азбука начинающего химика — информация для любознательных школьников. — М., 2001 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL : /https: //himij.heliohost.orq
Википедия — свободная энциклопедия. Кока-кола. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL : https: //ru. Wikipedia.ord/wiki/Coca-Cola/
Энциклопедический словарь юного химика /Под ред. Д. Н. Трифонова. — 3-е изд., испр. И доп. — М., 1999. — 367 с.
Тема: Газированная вода вред или польза?
Актуальность
«Человек рождается здоровым,
а многие болезни к нему
приходят через рот с пищей»
Гиппократ
Шипучие веселые пузырьки, наполняя стакан с разноцветными напитками, так и манят нас в жаркий день попробовать их на вкус. Да и реклама настоятельно приглашает пить и пробовать прохладительные напитки разных производителей. Врачи, к тому же, советуют для пользы здоровью употреблять не менее семи стаканов жидкости в день. А чем газировка не жидкость? И в жаркие дни лета она с прилавков магазина буквально разлетается.
Каждый человек с малых лет знаком с газированной водой. Однако из чего она состоит и как влияет на организм человека, мы не знали.
Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. А по данным государственного доклада «Положение детей в РФ» состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие ухудшилось в связи с изменениями условий жизни и с нарушением питания дошкольников.
Мы постоянно ищем всё новые и новые способы позаботиться о своём здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на своё питание.
Наблюдая за детьми, во время приема пищи, мы заметили, что дети с неохотой пьют такие напитки, как: компот, какао, чай с молоком. Побеседовав с детьми мы сделали вывод, что они отдают предпочтения газированным напиткам, потому что они сладкие, шипучие, разноцветные.
Цель: Выяснить, вредны ли газированные напитки.
Пропаганда здорового питания среди детей и родителей.
Задачи:
1. Познакомить с историей происхождения газированных напитков.
2. Установить опытным путем наличие вредных веществ в составе газированных напитков
3. Опытным путем сделать самостоятельно безвредный лимонад.
4. Привлечь родителей к обсуждению темы
Для родителей:
1. Активизирование родителей о полезных напитках, повысить их самообразование по теме.
2. Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами.
Участники проекта : Дети старшей группы, воспитатели, родители
Продолжительность: одна неделя.
Форма проведения итогового мероприятия:
Демонстрация презентации «Газированная вода вред или польза?», показ опытов для детей других групп детского сада.
Продукт проекта :
Для детей: выставка детских работ.
Для родителей:- создание книги «Рецепты здоровых напитков для детей»;
Для педагога:
-картотека пословиц и поговорок о здоровом питании;
-консультация для родителей «Полезные напитки для дошкольника»;
- подбор конспектов совместной деятельности.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня знаний, умений и навыков у родителей, снижение уровня заболеваемости детей, формирование интереса к здоровому питанию в семьях.
Стратегия достижения поставленных целей и задач.
Цели и задачи проекта реализуются через этапы проекта :
Этапы и сроки:
1 этап: информационно – организационный
2 этап: практический
3 этап: рефлексивно – оценочный
1 этап: информационно – организационный
- Обсуждение цели и задач с воспитанниками и родителями
- Подбор литературы
- Уточнение представлений детей о полезных продуктах, витаминах, их значении для жизни человека.
-Проведение бесед по здоровому питанию
-Подготовка методического обеспечения проекта.
-Анкетирования детей, родителей с целью получения информации об их отношении к газированным напиткам. (Приложение №6)
2 этап: практический
- Дидактические игры
- Сюжетно – ролевые игры
-История возникновения газировки (приложение №1)
-Проведение опытов:
Опыт №1 «Газировка и воздушный шарик» (приложение №2)
Опыт №2 «Фантан» (приложение №3)
Опыт №3 «Газировка и яичная скорлупа» (приложение №4)
Опыт №4 «Сами делаем лимонад» (приложение №5)
- Консультация для родителей «Полезные напитки для дошкольника»;
Познание Беседа: «Из чего состоит газированный напиток».
Д. и. «Вредно и полезно»(приложение №8, «Вершки и корешки» (приложение №9)
Презентация рекламы полезного напитка.
Видеофильм «Вред или польза газировки»
Речевое развитие Народная мудрость о питании (пословицы и поговорки о продуктах, еде). (приложение №10)
Сказка «Про витамины и здоровье» автор Ирис Ревио (приложение №11)
«Полезный сок из фруктов» -загадки (приложение №12)
«Никогда не унываю»(о витаминах) конспект занятия.
«Людоед и этикет» А. Усачёв
Художественно-эстетическое развитие ИЗО: «Фрукты в вазе»(приложение №14)
АППЛИКАЦИЯ: «Коллаж из этикеток продуктов правильных и неправильных напитков»
«Создание альбома «ВИТАМИНЫ».
«Чудо –дерево»(садовники здоровья)
Социально-коммуникативное С. р. игра «Магазин напитков»
«Кафе»
Моделирование «Во время прогулки»
Вредные советы.
Общение «Для чего мы пьем?»,
Рассуждалка «Что такое здоровое питание?»
Д. и. «Свари компот из фруктов»(приложение №13), «Да – нет»
Физическое развитие Подвижные игры «Собери урожай» (эстафета, П. и. «Полезно – вредно» (подобие «Съедобно – не съедобно»
3 этап: рефлексивно – оценочный
В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что газированные напитки приносят вред нашему здоровью. Значит предположение о том, что газировка вредна- подтвердилась. Теперь мы точно знаем, какое влияние она оказывает на наш организм. Об этом обязательно надо рассказывать!
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Приложение №1.
История возникновения газировки.
Газированную воду в 1767 г. изобрел английский химик Джозеф Пристли. Он проводил различные эксперименты с газом, который выделяется при брожении в чанах пивоваренного завода. Он разработал аппарат, который при помощи насоса давал возможность насыщать воду углекислыми пузырьками. Этот аппарат был назван «сатуратор» от лат. Saturo — насыщать. В 1783 г. промышленное производство начал Якоб Швепп, который и создал торговую марку Schweppes.
Первыми марками газировки, выпущенной в Америке, стали: Кока-кола, Фанта, Спрайт и Пепси-кола. В СССР первыми стали: Байкал, Буратино и Тархун.
Приложение №2
Возьмем неполную бутылку с газированной водой, встряхнем её и откроем. Что мы видим и слышим? Шарик на бутылке надулся.
Вывод. В газировке есть углекислый газ, сам по себе он не вреден, но он вызывает вздутие живота и газы. Это очень неприятно.
Приложение №3
Опустим в стакан с газированной водой мятную конфету «Ментос». И увидим, фантан.
Вывод. Такие же фонтаны происходят в желудке, когда мы пьём газировку, тем самым приносим вред нашему здоровью. Не пейте сладкие газированные напитки! Это вредно!
Приложение №4
Куриную скорлупу поместили в посуду с сильногазированным напитком. Каждый день меняли воду. Уже на следующий день яичная скорлупа окрасилась в желтовато-коричневый цвет, а через 5 дней она стала мягкой и липкой.
До После
Вывод. Кислоты, которые содержатся в газированных напитках, разрушают эмаль наших зубов и выводят кальций, который так нужен для детского организма.
Приложение №5
Сами делаем лимонад
Мы взяли охлаждённую кипячённую воду и лимонный сок. Добавили немного сахара (можно мёда). Всё хорошо смешали и получился лимонад. Такой лимонад можно пить по 2 литра в день. Пейте на здоровье!
Экспериментируем дома
Приложение №6
А сейчас Вашему вниманию мы представим
Результаты анкетирования воспитанников старшей группы. Опрошено 14 человек.
На вопрос:
1. Пьете ли вы газированную воду?
Да-13
Нет-1
2. Воду какой марки вы больше всего любите?
Кока-Кола-7
Лимонад -5
Тархун-2
3. Как часто вы пьете газированную воду?
Часто - 6
Редко – 8
4. Как вы считаете полезна ли газированная вода?
Да – 8
Не знаю – 6
Нет - 0
На этот вопрос некоторые ребята ответили и да, и нет. Так в чём же её польза? Опыты помогли увидеть удачное применение газводы в быту.
Результаты анкетирования родителей воспитанников старшей группы
Почему ваш ребенок пьет газированную воду именно этой марки?
• Рекламируют – 4
• Нравится - 10
2. Знаете ли вы какие-либо заболевания, вызываемые газированной водой, если да, то какие?
• Аллергия -2
• Заболевание желудочно-кишечного тракта- 2
• Кариес-5
• Сахарный диабет - 1
• Не знаю - 3
Приложение №7
«Чудеса лимонада»
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Здоровье»
• Формировать представления о здоровом образе жизни
• Дать представление о вреде газированных напитков на организм человека
• Закреплять счет в пределах 8
Образовательная область «Познание»
• Учить классифицировать продукты питания
• Расширять представления о разновидностях продуктов и их пользе
Образовательная область «Коммуникация»
• Учить отвечать на вопрос полным предложением
• Обогащать словарный запас детей
Образовательная область «Социализация»
• Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей
Материалы: тазик, бутылка с напитком, мятные конфеты, яйца по количеству детей, стопки по количеству детей, блюдца, пипетки, карточки с изображением продуктов питания
Ход:
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Как вы думаете что означает слово «здравствуйте»?
Дети: так мы желаем здоровья
Воспитатель: правильно! Как выглядит здоровый человек?
Дети: веселый, счастливый, красивый, сильный
Воспитатель: что нужно чтоб быть здоровым?
Дети: есть овощи, фрукты, делать зарядку, умываться, чистить зубы и т. д
Воспитатель: для того чтоб быть здоровыми нам нужны витамины. Где же они находятся?
Дети: в продуктах
Воспитатель: все ли продукты полезны для нас. Давайте поиграем. На столе лежат карточки с изображением продуктов питания. Выберите среди них полезные продукты. (дети выполняют задание). Покажите свои карточки. Чем эти продукты полезны?
А мне кажется что полезные продукты должны быть вкусными, сладкими, как лимонад. Вы любите пить лимонад?
Дети: Да!
Воспитатель: проходите в лабораторию юных исследователей, мы посмотрим как лимонад влияет на наше здоровье.
(Дети проходят к столу с оборудованием). На что похожа скорлупа яйца.
Дети: на зубы. Она такая же крепкая и белая.
Воспитатель: посмотрим что произойдет с зубами если часто пить лимонад. Давайте опустим яйцо в стопку с лимонадом. (дети опускают один конец яйца с топку с лимонадом).
Воспитатель: ребята вы любите конфеты? Вкуснее всего есть конфеты с лимонадом. Правда?
Дети: Да!
Воспитатель: посмотрим что происходит в желудке, когда там встречаются лимонад и конфета. Представьте что бутылка с лимонадом – наш желудок. (воспитатель бросает в бутылку конфету). Что произошло?
Дети: взрыв, вулкан и т. д
Воспитатель: как будет чувствовать себя человек, при таком вулкане?
Дети: его будет тошнить, заболит живот и т. д
Воспитатель: теперь посмотрим что произошло с яйцом которое мы опустили в лимонад?
Дети: скорлупа потемнела, стала не красивая
Воспитатель: почему это произошло? посмотрим из чего же состоит лимонад?
Дети: из сахара, т. к он сладкий. Из воды т. к он льется. Из краски, т. к он окрасил яйцо
Воспитатель: посмотрим как выглядит эта краска. Накапайте пипеткой 8 капель лимонада на блюдо. (дети выполняют задание). Если поставить блюдо с лимонадом около батареи, то вода из него испариться, а краситель и сахар останутся и мы сможем увидеть как выглядит краситель.
(воспитатель ставит блюдо к батареи)
Вам понравилось занятие? что именно вам понравилось? Что нового вы узнали?
Приложение №8
Дидактическая игра
«Вредно и полезно»
Цель: Расширять представления и закреплять знания детей о вреде и пользе продуктов питания, формировать основы здорового образа жизни и валеологической культуры, расширять словарь дошкольников, развивать коммуникативные навыки, внимание, память, слух, быстроту реакции.
Предварительная работа: В НОД и режимных моментах проводятся беседы на тему: «Вредные и полезные продукты», «Наше здоровье», «Что помогает нам расти здоровыми» и т. п. Также дети рассматривают и вместе с педагогом обсуждают иллюстрации и сюжетные картинки по указанным темам, а также участвуют в просмотре мультфильмов и программ о здоровом образе жизни.
Перед началом игры в средней группе детям обязательно напоминаются правила игры. В старших и подготовительных достаточно 1-2 раз для того, чтобы ребята запомнили правила. Поэтому можно просто назвать игру, в которую вы собираетесь с ними поиграть. В конце игры -похвалить детей за внимание и правильные ответы, пожелать им и себе крепкого здоровья.
1 вариант- для средней группы
Дети сидят на стульчиках. У воспитателя в руках 5-7 пар карточек с изображением вредных и полезных продуктов (или действий человека). Например: «Овощи», «Чипсы», «Дети играют на свежем воздухе», «Ребенок сидит за компьютером, а за окном - ночь», «Ребенок моет руки с мылом», «Чумазый ребенок» и т. п.
Воспитатель поочередно показывает карточки и называет то, что на них изображено. Если это полезный продукт (или действие, дети хлопают в ладоши и говорят «Да, да, да!». А если вредный, то ребята топают ногами и, говоря «Нет, нет, нет!», отрицательно качают головой. Сначала можно чередовать плохое и хорошее, а потом усложнить задачу, показывая, например, подряд насколько полезных продуктов (действий, а потом один вредный. Заканчивать игру надо обязательно положительным примером.
2 вариант- для старшей группы
а) Условия те же, что и в младшей группе, но педагог не показывает картинки,а называет продукт или действие.
б) Дети свободно располагаются в игровой (или на площадке). Когда воспитатель называет полезный продукт (или действие) дети шагают, хлопают в ладоши и говорят «Да, да, да!». А когда вредный - останавливаются, отрицательно качают головой и говорят «Нет, нет, нет!». Игра заканчивается положительным примером.
Приложение №9
Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Что дает игра детям?
Игра направлена на развитие познавательных интересов детей, учит классифицировать овощи ( по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле). Игра способствует развитию мыслительной деятельности, памяти, внимания, речи.
Цель игры:
Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки, упражнять в составлении целого растения из его частей.
Игровой материал:
Картинки с изображением листьев, плодов, корней овощей.
Правила игры:
Находить пару только после сигнала, называть съедобную часть растения и что из нее можно приготовить.
Ход игры:
Участники становятся в круг, образуя «корзинку», двигаются по кругу со словами. Дети останавливаются и говорят «корешки» :
Здесь чудо-корешки!
И для пищи мы важны.
Затем произносят «вершки» :
Куда чудеснее вершки,
все блюда с нами так вкусны!
Затем говорит воспитатель:
Опрокинулась корзина, разбежались корешки,
А за ними и вершки.
Дети бегают, не наталкиваясь друг на друга.
Тише, тише, не спешите
И друг друга находите:
Корешок найдет вершок,
А вершок – свой корешок.
После дети образуют пары. Кто-то из детей называет съедобную часть овоща и блюдо, которое можно из него приготовить.
6. Ожидаемый результат:
У детей формируются знания о классификации овощей по принципу: съедобные корни – корешки, и съедобные плоды – вершки. Развивается речь, познание, мыслительные процессы.
Приложение №10
Пословицы и поговорки о еде
Все полезно, что в рот полезло.
Не жуй, не глотай, только брови подымай.
Чеснок семь недуг изводит.
На вкус, на цвет товарища нет.
Хоть на воде, лишь бы на сковороде.
Лук да баня все правят.
Кисель зубов не портит.
Хлеб да вода — блаженная еда.
Худ обед, коли хлеба нет.
Кушай вареное, да слушай говореное.
Хлеба ни куска — везде тоска.
Сена нет, так и солома съедобна.
Досыта не наедалися, а с голоду не умираем.
Не рад и блину, коли кирпичом в спину.
Горьким лечат, а сладким калечат.
Хлеб-соль ешь, а правду режь.
Приложение №11
Сказка про витамины для детей
Витамины — это такие полезные компоненты, которые жизненно необходимы каждому человеку. А однажды витамины пропали… Давайте прочитаем об этом сказку.
«Про витамины и здоровье»
Автор сказки: Ирис Ревю
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были весёлые и хорошие люди. И правил ими Умный Царь. Царь зорко следил за тем, чтобы все люди были здоровы: дышали свежим воздухом, делали утреннюю зарядку, соблюдали режим дня, питались полезной пищей.
Но вот однажды в этом царстве всё пошло наперекосяк. А случилось это после визита лютой Метели – замёрзли в царстве все фрукты и овощи. Апельсины, лимоны, свёкла, капуста, лук и другие, перестали попадать на стол к людям, а вместе с ними и витамины.
А знаешь ли ты, читатель, что такое витамины? Это такие полезные вещества, которые нужны для того, чтобы человек был здоров. Они содержатся в большом количестве в овощах и фруктах, в злаках и других продуктах. У витаминов, так же как и у людей, есть свои имена. Например, такие: Витамин А1, Витамин В2, Витамин С, Витамин Е, Витамин Д5. Красивые имена, правда?
Не стало в царстве овощей и фруктов — перестали витамины попадать в организм людей – и дети и взрослые начали болеть.
И тогда Умный Царь придумал вот что. Он с помощью учёных людей создал новые витамины – витамины в шариках и таблетках. Они были хорошими, но не такими полезными, как настоящие, природные витамины, но защитили людей от болезней.
А потом люди попросили Золотое Солнышко посветить поярче, Щедрый Дождь — не жалеть капель, и посадили новые апельсиновые и лимонные деревья; посеяли капусту, свеклу, морковь, лук. Вырастили и другие витаминные фрукты и овощи.
И всё наладилось. Люди вновь стали здоровыми и весёлыми.
Приложение №12
Он зеленый и большой Я — сладкий, рос на юге как солнышко в листве.
Оранжевый и круглый, я нравлюсь детворе. Я полью его водой
Как огромный карапуз (апельсин, мандарин)
Скоро вырастет …. (арбуз)
Все о ней боксеры знают
С ней удар свои развивают.
- Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа (груша)
Длинноножка хвалится
Я ли не красавица
А сама-то — косточка
Да красненькая кофточка. (вишня)
Алый сарафан, белы крапинки. (земляника)
Красна, сочна, душиста,
Растет низко, к земле близко. (земляника)
Приложение №13
Приложение №14