Мусаева Хава Олхазуровна
Исследовательский проект «Мыльные пузыри»
▼ Скачать
МБДОУ Детский сад №26 «Орленок»
Группа №10 «Цветик – Семицветик»
Воспитатель: Мусаева Х. О.
Введение.
Публикация «Исследовательский проект „Мыльные пузыри“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыльные пузыри. Проекты, исследования
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Прежде, чем начать исследовательскую деятельность, я обратила внимание на интерес детей к тому, как они пускают мыльные пузыри. Это позволило выбрать привлекательную тему для дальнейшей разработки исследования.
Тип проекта : Познавательно-исследовательский
Сроки проекта : 2 недели, с 6 по 17 июля.
Участники проекта : Воспитатели, дети.
Актуальность и новизна проблемы.
Данный проект актуален тем, что способствует приобщению детей к получению информации о мыльных пузырях из различных источников. У детей закладывается в сознании реалистическое представление о мыльных пузырях. Исследовательская работа по проекту направлена на поддержку детской инициативы, познавательной самостоятельности практического обучения через систему продуктивных дел направленных на развитие исследовательских способностей в изучении мыльных пузырей, через постановку опытов (экспериментов).
Проблема: Недостаточные знания и практических умений детей в приготовлении мыльных пузырей. Развитие познавательно - исследовательской деятельности.
Практическая значимость проблемы.
Получение детьми практического опыта в исследовательской деятельности и реалистического представления о мыльных пузырях, их приготовление.
Объект исследования : Мыльные пузыри.
Предмет исследования : Состав и свойства мыльных пузырей.
Цель: Проект направлен на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. Научиться получать крупные, крепкие мыльные пузыри.
Гипотеза: Приобретение детьми опыта исследовательской деятельности и иметь реалистическое представление о мыльных пузырях и умение получать крупные и крепкие мыльные пузыри. Это возможно, если содействовать познавательно - исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников: через постановку опытов (экспериментов).
Задачи:
• Формировать исследовательские навыки : Получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования. В заключении исследования делать выводы. Выявить, где можно использовать мыльные пузыри и как их можно приготовить;
• Исследовать свойства мыльных пузырей, полученных из разных растворов, а так же с использованием разных моющих средств;
• Систематизировать знание детей о мыльных пузырях. Развивать умственные операции анализ, сравнения, обобщения, классификация;
• Формировать умения использовать имеющиеся знания на практике;
• Привлечь родителей к исследовательской деятельности по проекту.
Методы исследования :
наблюдение, сравнение;
беседы, игры;
экспериментирование
Получение первичных данных.
Сбор материала. Мы начинаем действовать по намеченному плану.
1. «Подумать самостоятельно».
Что мы знаем о мыльных пузырях :
• Пузыри легкие, воздушные, поднимаются вверх, быстро лопаются.
Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.
2. «Спросить у другого человека». Вопросы задаём всем присутствующим — детям и взрослым:
1. Откуда появились мыльные пузыри? 2. Где используют мыльные пузыри? 3. Можно ли приготовить пузыри, чтобы они были крупными и крепкими? 4. Может ли пузырь быть устойчивым? 5. Почему он быстро лопается? 6. Что произойдёт с мыльными пузырями в сильный мороз? 7. Рецепты мыльных пузырей.
Для закрепления подсказанных другими идей рисуем соответствующие им схематические изображения.
3. «Узнать из книг». Просмотреть иллюстраций книг, или попросить помощи у того, кто может прочитать требуемую страницу. Энциклопедий они прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Это удобный источник для получения информации в ходе детских исследований.
Что мы узнали о мыльных пузырях :
• Пузыри можно приготовить из воды и моющего средства;
• Какое вещество придаёт прочность пузырю;
• Какой самый большой пузырь был надут;
• От чего зависит прочность пузыря.
Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.
4. Эксперименты. Практические опыты с мыльными пузырями, выводы по каждому опыту.
1. Этап подготовительный.
Приготовить материал и инструменты для опыта.
2. Этап практический: проведение опыта.
3. Этап заключительный.
Необходимо сделать вывод.
Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.
Опыт №1. «Делаем мыльные пузыри»
Предлагаю детям приготовить раствор мыльных пузырей : 100мл. воды, 100мл средства для мытья посуды, при помощи различных предметов выдуваем пузыри (трубочка для коктейля, петля из проволоки, руки и т. д). Вывод: мыльные пузыри можно приготовить из моющего средства и воды, но они быстро лопаются.
Опыт №2. Предлагаю детям приготовить раствор мыльных пузырей, но уже с добавлением глицерина и выдуваем пузыри. Вывод: мыльные пузыри более прочные.
Опыт №3. Ребят интересовал вопрос, как получить пузырь в пузыре. Мы взяли мыльный раствор и смазали поверхность стола и начали выдувать большой пузырь на стол. Соломинку погрузили в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее, остался сухим. Осторожно через стенку первого пузыря протолкнули соломинку до центра. Большой пузырь не лопнул, затем медленно начали дуть в соломинку. В результате получили второй пузырь, заключенный в первом, затем осторожно вытянули соломинку. Вывод: стенки мыльного пузыря достаточно прочны и эластичны, чтобы сквозь них можно было провести соломинку, предварительно смоченную мыльным раствором. Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.
Опыт №4. Взяли маленькую резиновую игрушку смазали её мыльным раствором и положили на стол. И аккуратно начали выдувать мыльный пузырь. Игрушка медленно погружалась в пузырь. И вот игрушка оказалась лежащей под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной пленки. Вывод: мыльная пленка пузыря достаточно прочна и эластична, чтобы в него можно было поместить небольшой предмет, предварительно смоченный мыльным раствором. Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.
Опыт №5. Ребятам очень нравилось экспериментировать с мыльными пузырями, в ходе которых у детей получились различные фигурки. Тогда решили попробовать сделать из мыльных пузырей цветок и принялись за дело. Выдували пузыри на стол, и они притянулись друг к другу и у нас получился цветок. Вывод: этот опыт показывает, каким эластичным может быть мыльный пузырь и какие восхитительные предметы можно создать с его помощью. Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения
Опыт №6. Дети пускали пузыри и ловили их на ладошку, при соприкосновении с ладонью он лопался. У нас возник вопрос, а можно ли поймать пузырь на ладошку? Проводя экспериментирование, дети догадались смазать ладошку мыльным раствором. И вот пузырь спокойно лежит в руке и не лопается. Вывод: для того, чтобы посадить пузырь на предмет достаточно просто смочить его мыльным раствором, тем самым, сгладив шероховатости поверхности предмета и любоваться его радужной красотой в течение нескольких минут.
Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.
Опыт №7. Как же сделать большой пузырь, возник вопрос. Я предложила детям взять две соломинки и протянуть через них нить в метр длинной. Завязать узел так, чтобы большая часть веревки соединяла соломинки как ручки, спрятать узел в одну из соломинок. Теперь, держа соломинки вместе, опустить их в раствор. Аккуратно поднять их вверх и дать каплям стечь обратно в контейнер. Теперь аккуратно разделить соломинки, и у них получился прямоугольник, обтянутый мыльной пленкой. Дети очень медленно растянули соломинки еще больше. Затем медленно подули в центр пузыря несколько раз, в результате хоть и не сразу, но получили по-настоящему большой пузырь.
Опыт №8. Проводя опыты с пузырями, обратили внимание на то, что при включении увлажнителя воздуха пузыри существуют намного дольше, по сравнению с тем, когда увлажнитель воздуха выключен. Пришли к выводу, что чем больше влаги в воздухе, тем дольше проживет пузырь. Так же эту проблему можно решить, добавив в мыльный раствор немного желатина. Сравнили время жизни таких пузырей и обычных. Вывод: на устойчивость пузыря влияет влажность воздуха, пропорции воды и желатин с глицерином.
Опыт №9. Предложила детям взять проволоку отрезанную на несколько кусочков разной длины. На конце каждой проволоки свернуть петлю – так чтобы их диаметры отличались. У нас получились несколько рамок разной формы – круглой, квадратной и овальной. Самое главное, что бы они были замкнуты. Окунали проволоку в смесь и слегка дули на образовавшуюся пленку. Получились мыльные пузыри, которые приняли разную форму. Вывод: мыльная пленка может принимать самые разные формы, в зависимости от рамки, с помощью которой надувают пузырь.
Вторичная обработка первичной информации.
Обобщение полученных данных.
Раскладываем на ковре наши записи и пиктограммы так, чтобы их все видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?
Собранные сведения проанализировать и обобщить.
Доклад. Наши исследователи делают сообщение — «Доклад о мыльных пузырях»
По трё м вопросам: «Что именно в этой работе мне понравилось?», «Что меня особенно заинтересовало?», «Что нового я узнал?».
1. Что именно в этой работе мне понравилось?
• Проводить опыты;
2. Что меня особенно заинтересовало?
• Изобрести интересные элементы пузыря. Как приготовить цветные мыльные пузыри? Как их сделать устойчивыми.
3. Что мы узнали о мыльных пузырях :
• Основу всех мыльных пузырей составляет вода и моющее средство;
• Как приготовить цветные мыльные пузыри;
• Какое вещество придаёт прочность пузырю;
• Отчего зависит прочность пузыря;
• Какой самый большой пузырь был надут;
• Как создать праздник мыльных пузырей в д/саду и порадовать себя и других детей.
Результат проектной деятельности :
В результате исследования дети приобрели опыт исследовательской деятельности.
В настоящее время, до сих пор, неизвестно, когда и где точно появились мыльные пузыри. Тем не менее, дети научились получать крупные и крепкие мыльные пузыри, через постановку опытов (экспериментов). В результате опытов выяснили, что в основу всех рецептов мыльных пузырей составляет вода и моющее средство. Наряду с этим выяснили, что глицерин придаёт прочность пузырю, но больше всего устойчивость зависит от воды, однако важна пропорция, но самое главное это влажность воздуха. Чем влажнее воздух, тем дольше проживет пузырь. Кроме того при правильном надувании мыльных пузырей, они могут быть большими и крепкими и радовать всех, в том числе и взрослых. Это позволяет сделать вывод, что необходимо поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, порождает потребность в исследовании.
Наконец в заключение хочется привести слова китайской пословицы: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!