Лариса Зайцева
Исследовательский проект «Морской мир» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Морской мир».
Вид проекта : среднесрочный фронтальный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-6.
Продолжительность проекта : 2 месяца.
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Публикация «Исследовательский проект „Морской мир“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная область: экологическое воспитание, познавательное развитие.
Актуальность проблемы: на сегодняшний день очень остро стоит вопрос загрязнения морей и океанов. Бережное отношение к морскому миру закладывается еще в дошкольном возрасте. Основной задачей проекта является воспитания у детей бережного и осознанного поведения по отношению к флоре и фауне.
Цель проекта : создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Морской мир».
Задачи проекта :
- Формирование у детей представления о морской фауне.
- Формирование у детей представление о морской флоре.
- Развитие коммуникативных навыки, творческого начала.
- Воспитание бережного отношения к окружающему нас природному миру.
Предполагаемый результат:
- владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «кораллы»;
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;
- иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
- сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
Предварительная работа:
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Морской мир».
- Знакомство с литературными произведениями: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка», С. Вайс «Подводный мир», Н. Надеждина «Моревизор» уходит в плавание, или Путешествие в глубь океана и пяти морей экипажа загадочного корабля «М-5а».
- Разучивание стихотворений:
1. В. Орлов «Теплоход», «Кто утюжит море?»
2. Н. Белостоцкая «Море утренней волной»
3. М. Бородицкая «Шторм»
Пословиц и поговорок, загадывание загадок, словотворчество.
- Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», К. Моне «Впечатление. Восход солнца», А. Рылов «В голубом просторе», М. Алисов «Морской пейзаж».
- Прослушивание песен «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;
- Просмотр мультфильмов: «Моана», «В синем море, белой пене», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва», «Песнь моря», «Садко».
Тематические активные занятия в группе/ в семье. Игры, связанные с морем и его обитателями:
1 неделя: Игра «Речка—берег»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Ход игры: на игровой площадке проводят 2 параллельные линии. Между ними — «река». Все игроки становятся на берег или на оба берега «реки». Ведущий быстро говорит: «В реку!», и игроки прыгают в реку. Ведущий кричит «На берег!», и игроки прыгают на берег. Игрок, который ошибся, выходит из игры. Выигрывает последний игрок, ни разу не ошибившийся. Он становится новым ведущим.
Особые замечания: ведущий может ускорять темп. Все проигравшие игроки после окончания игры прыгают на одной ножке вдоль «речки».
2 неделя: Игра «Щука и караси»
Цель игры: развитие двигательных способностей, быстроты реакции.
Ход игры: на противоположных концах игровой площадки очерчиваются 2 «залива», в которых живут «караси». Расстояние между «заливами» примерно 10—15 м. Все остальное пространство игровой площадки — «река». Из игроков выбирается «щука», все остальные — «караси». «Караси» встают все вместе в одном из «заливов», а «щука» — посередине «реки». «Шука» говорит: «Раз, два, три!», и все «караси» начинают переплывать к противоположному заливу. «Щука» ловит «карасей». Пойманный «карась» становится на середину игровой площадки. «Щука» опять считает, «караси» опять переплывают и т. д.
Пойманные «караси» встают посередине «реки», держась за руки, и образуют сеть. «Караси» продолжают переплывать из одного «залива» в другой, но теперь уже проходя через сеть. «Щука» ловит выбегающих из сети «карасей».
Все пойманные «караси» присоединяются к сети, и теперь из нее образуется круг — корзина. Непойманные «караси» пробегают через корзину, а «щука» ловит их. Когда «карасей» остается очень мало, пойманные образуют верши — встают в 2 ряда, лицом друг против друга, образуя коридор. «Шука» становится в 2 м от вершей и ловит «карасей» у выхода из них. Игра заканчивается, когда все «караси» пойманы.
Особые замечания: на счет «Три!» все «караси» должны начать перебегать из одного «залива» в другой. Пойманные «караси», стоящие в сети, корзине или вершах, не препятствуют передвижению остальных «рыб». Все «караси» при перебежке должны забегать в сеть, корзину или верши. Игроки, образующие корзину, могут поймать «щуку», если им удастся закинуть сплетенные руки за «щуку» и загнать ее в корзину. Если «щука» попадется в корзину, все пойманные «караси» отпускаются и выбирается новая «щука», а бывшая становится «карасем».
3 неделя: Игра «Царица-рыба»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Атрибуты: красивый платок или венок, 4 шеста с цветными ленточками.
Ход игры: из игроков выбирается «царица- рыба». Ей на голову надевают яркий платок или венок. «Рыба» становится в центр хоровода, который изображает рыбацкую сеть.
Фрагмент игры
Около хоровода ставятся 4 шеста с цветными ленточками. «Рыба», пробравшись между рук игроков, бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если «рыбу» не поймали, она продолжает играть и возвращается в хоровод. «Рыбак», поймавший «рыбу», становится на ее место.
Особые замечания: «рыба» не может разрывать круг, а только проскальзывать под руками.
4 неделя: Игра «Водяной»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Ход игры: в центре игровой площадки чертят круг — «озеро» или «болото», в котором живет Водяной. Все игроки -— дети, а один -— Водяной. Он говорит: «Я водяной, я водяной, поговорил бы кто со мной!» Дети бегают вокруг «озера» и кричат: «Водяной, поиграй со мной!»
Водяной бегает по «озеру» и ловит тех играющих, которые слишком близко подошли к нему. Пойманных детей Водяной забирает к себе в «озеро». Игра продолжается до тех пор, пока Водяной не переловит большинство детей.
Особые замечания: Водяной не может выйти за пределы своего круга-«озера». Те, кого он поймал, тоже могут помогать Водяному.
5 неделя: Игра «Ловись, рыбка, большая и маленькая!»
Цель игры: развитие двигательных способностей, внимания, координации, быстроты реакции.
Атрибуты: шнур или веревка длиной 4—5 м с привязанным на конце мешочком с песком.
Ход игры: все игроки-«рыбки» становятся в круг. Один игрок — «рыбак» — становится в круг и начинает вращать веревку с мешочком, которая, скользя по полу, проносится под ногами играющих. «Рыбки», внимательно наблюдая за движением мешочка, следят, чтобы он не задел их, и подпрыгивают. Тот, кто заденет мешочек или веревку, становится в середину и начинает вращать веревку.
Особые замечания: при вращении веревки «рыбки» не могут отходить от своего места.
6 неделя: Игра «Морские фигуры»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, расширение эрудиции.
Атрибуты: несколько стульев.
Ход игры: по игровой площадке расставляются стулья. Ведущий — капитан. Он дает каждому игроку название какого-нибудь предмета из корабельной обстановки. Капитан начинает двигаться за спинами сидящих по кругу и рассказывать о плавании на корабле, называя при этом предметы, необходимые для морского плавания. Каждый названный капитаном «предмет» встает. Они выстраиваются друг за другом за капитаном. Когда встали все игроки, капитан кричит: «На море шторм!» Дети двигаются, изображая волны. Капитан командует: «На море штиль!» Дети стараются как можно скорее занять свои места на стульях. Оставшийся без стула становится капитаном и начинает игру заново, рассказывая свою историю.
Особые замечания: строиться за капитаном игроки должны в порядке названных им предметов. Садиться можно не только на свой, но и на любой свободный стул.
7 неделя: Игра «Рыбки и рыбаки»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Ход игры: игроки делятся на 2 группы и становятся друг против друга на расстоянии нескольких шагов. Одна группа — «рыбаки», другая — «рыбки».
Начинает игра с разговора. «Рыбы» спрашивают:
— Что вы делаете?
— Невод вяжем.
— Что вы будете неводом делать?
— Рыбу ловить.
— Какую?
— Карася!
— А попробуйте!
«Рыбы» разворачиваются и бегут до установленной черты. Каждый «рыбак» старается поймать одну из «рыб». Потом игра начинается вновь, но называется уже другая «рыба».
Особые замечания: ловить «рыб» можно только на границах моря. «Рыба» считается пойманной, когда «рыбак» дотрагивается до нее рукой.
8 неделя: Игра «Река впадает в море»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Ход игры: все игроки — это река. Они встают в несколько колонн с одинаковым количеством человек. По сигналу ведущего «Реки текут!» все бегут друг за другом в разных направлениях, придерживаясь колонн. На сигнал «Море!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги- моря. Выигрывают те игроки, которые быстрее построят круг.
Особые замечания: все действия следует производить по сигналу.
Сотрудничество с семьё й:
- Консультация для родителей «Безопасность на солнце и море».
- Фотовыставка «Мои морские приключения».
Продукт проектной деятельности :
- Активные игры на морскую тематику
- Фотографии досугов
- Выставка поделок на морскую тематику из природного материала (вкл. ракушки)
- Аппликация «Морское царство»
- Фотовыставка «Мои морские приключения».