Нина Лабудина
Исследовательский проект «Лук — наш зелёный друг»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта : Лук - наш зелёный друг.
Тема проекта : Выращивание огородных растений.
Автор проекта : Воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада№15»Сказка» Лабудина Нина Николаевна.
Организация исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15»Сказка»Г. о. Подольск, мкр. Климовск.
Публикация «Исследовательский проект „Лук — наш зелёный друг“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Целевые группы: 20 детей средней группы общеразвивающей направленности.
Тип проекта : Исследовательский
Сроки реализации: 2 месяца (февраль-март)
Цель: Формирование заботливого отношения к окружающему миру.
Задачи
1. Познакомить с уходом за луком в комнатных условиях.
2. Посадить лук на землю.
3. Сделать мониторинг роста лука.
4. Организовать выставку для родителей.
Ожидаемые результаты
1Будут понимать неразрывную связь человека с природой.
2. Сформируются навыки и умения ухода за луком.
3. Научатся наблюдать за объектами живой природы.
4. Будут заботливо относиться ко всему живому, что окружает нас.
Введение.
Природоохранная деятельность в детском саду как эффективная форма воспитания экологического сознания и нравственной культуры дошкольников.
Мир природы – среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия.
Природа является для людей объектом познания эстетического отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлена необходимость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека.
В формировании экологического сознания дошкольников большую роль играет их общественно полезный труд природоохранного характера: уход за растениями в уголке природы, совместная с воспитателем работа на детсадовском огороде, уборка территории во время субботников весной и осенью, забота о пернатых в холодное время года. С природоохранной деятельностью детей неразрывно связана экскурсионная форма экологических занятий (выезд на природу, в заповедники, парки, экскурсии в ботанический сад и др.). Эти выезды приучают детей соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения за состоянием природы, накапливать впечатления для художественного выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве.
Таким образом, можно сделать вывод, что природоохранная деятельность играет огромную роль именно в экологическом воспитании ребенка. Одно из важнейших человеческих качеств, которое развивает природоохранная деятельность - это формирование заботливого отношения к природе.
Ученые отмечают, что у ребенка уже в трех летнем возрасте начинает складываться свое отношение к различным сторонам окружающей действительности, которое основано, главным образом, на знаниях полученных от взаимодействия со взрослыми. Это отношение выражается прежде всего через проявление заботы о людях, о природе. Необходимо учитывать, что нравственные образцы отношения к природе должны быть представлены ребенку не только в виде готовых знаний о нормах и правилах поведения, но и через практические формы взаимодействия с природным окружением (Б. Т. Лихачев). Дошкольники способны вербально выражать свое отношение к окружающему миру, способны облекать в словесную форму желания, потребности, состояние и настроение объектов природы, а также проявлять заботливое отношение в действии. Например, видя потребность живого организма в чем-либо, ребенок стремится удовлетворить ее, т. е. Проявить заботливость в действии (полить растение, если земля сухая).
Заботливость является интегративным качеством. Она зависит от многих составляющих: трудолюбия, альтруизма, ответственности, настойчивости, оперативности, эмпатии. Все эти качества вырабатываются у детей во время практической природоохранной деятельности. С помощью различных форм и методов природоохранной деятельности дети незаметно для себя приобщаются к ней, вырабатывают в себе необходимость в ее осуществлении.
Деятельность, связанная с исследованием и наблюдением, также играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы, памяти, воображения, внимания).
Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину.
Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
Ценность исследования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана! В любом детском саду можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Проектно – исследовательская деятельность представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектно – исследовательская деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника.
Прежде всего, в ходе проектно – исследовательской деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает выполнение оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
В ходе проектно – исследовательской деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Наше наблюдение совмещается с исследованием, оно будет длительным. А длительное наблюдение требует обязательной зарисовки (мониторинга) и фотофиксации каждого этапа наблюдения.
Актуальность проекта :
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. С наступлением весны люди испытывают недостаток витаминов. Один из самых приемлемых способов пополнения нашего организма витаминами выращивание экологически чистых овощей и фруктов. Первую зелень можно вырастить на подоконнике.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
"В детском садике на подоконнике зреет лук,
Он для здоровья нашего - лучший друг.
Хоть лук порой до слез доводит,
Но со стала у нас не сходит.
В салат порежем мы лучок,
Иди, сорви скорей пучок"
Проектная идея : объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности, выращивание лука на подоконнике зимой.
План реализации проекта :
1. В процессе работы над проектом сообщили воспитанникам новые знания об овощах, конкретно о луке. Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Его применяют при желудочно-кишечном расстройстве, сопровождающемся недостаточной двигательной и секреторной деятельностью желудка, общей слабости и простудных заболеваниях. В медицине лук применяют в борьбе с цингой и как противоглистное средство. Свежий сок лука, смешанный с медом хорошее средство при лечении бронхита, кашля. Сок лука также рекомендуется при неврастении, бессоннице. Кашицу из свежего лука используют от гриппа и против укусов комаров, выпадения волос, для удаления мозолей и бородавок. Печеный лук прикладывают к фурункулам, а свеженарезанный – к вискам от головной боли.
2. Наблюдали за ростом лука. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках, на фото. Выработали навыки посадки лука на землю.
3. Воспитывали бережное, заботливое отношение к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях.
Этапы проекта.
Подготовительный этап
1. Выбрали тему проекта : выращивание огородных растений.
2. Продукт: лук.
3. Сформулировали задачи:
• Познакомить с уходом за луком в комнатных условиях.
• Посадить лук на землю.
• Организовать мониторинг роста лука.
• Организовать выставку работ для родителей.
4. Подготовили посадочный материал: обрезали сухие корешки, освободили от сухой шелухи.
Начальный этап:
1. Рассмотрели иллюстрации с изображением лука, провели беседу, прочитали художественную литературу: Д. Родари «Приключения Чипполино».
2. Рассмотрели лук,по необходимости заменили.
3. Сделали лунки, посадили и полили.
Основной этап:
На этом этапе формировали знания, умения и навыки.
Продолжали наблюдения.
Сделали мониторинг роста лука.
Заключительный этап:
Организовали выставку для родителей.
Угостили выращенным луком детей соседней группы.
Заключение
Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. То, что человек не царь природы, люди поняли уже давно. И в настоящее время активно пропагандируют природоохранную деятельность.
Многие вопросы охраны природы, глобальные экологические проблемы обращают на себя внимание все большего количества людей. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с дошкольного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты. При целенаправленном психолого-педагогическом процессе именно в этом возрасте закладываются основы экологической воспитанности.
Очень яркой, впечатляющей и насыщенной самостоятельностью формой воспитания экологической культуры дошкольника является природоохранная деятельность. Она позволяет детям обогатить свои знания практическим опытом, расширить кругозор, развить и углубить положительные чувства и эмоции по отношению ко всему живому, что их окружает в действительности, приобрести уверенность в своих действиях, чувство собственной значимости и причастности ко всем людям, заботящимся о благосостоянии нашего общего дома — нашей Земли.
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, ухаживали за ним, отмечали его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос: Зачем ухаживать за луком?
Выход на следующий проект «Выращивание рассады цветов».
Выводы:
Цель достигнута: у детей сформировалось заботливое отношение к объектам ближайшего окружения, в частности к луку.
Литература:
1. Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П. Г. Саморуковой. - М. "Просвещение",1992
2. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2001
3. Лихачев Б. Т. Экология личности//Педагогика. -1993.-№2.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000.
5. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы. Дошкольное воспитание № 7, 2001.
6. Бобылева Л., Дупленко О. О программах экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7
7. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
8. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : детство-пресс, 2003. - 319 с.
9. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 1999.
10. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.
11. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
12. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн. : Нар. асвета, 1972.
13. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
14. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.
15. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1984. - 160 с
16. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.
17. Вершинина Н. Б. Диагностика уровней освоения программы: вторая младшая, средняя, старшая группы. – Волгоград; Учитель, 2011 – 115с.