Марина Викторовна Алимова
Исследовательский проект для детей старшей группы «Я лук-волшебник и друг»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательские проекты для ребёнка – это, прежде всего наблюдения за жизнью, открытие новых явлений. Явлений, известных взрослым, но не известных конкретному малышу.
Проекты детей старшего дошкольного возраста очень просты. Например, в своей группе мы с детьми работали над экологическим проектом –
«Я ЛУК – ВОЛШЕБНИК И ДРУГ»
Вид проекта : исследовательско-познавательный проект для детей средней группы.
Публикация «Исследовательский проект для детей старшей группы „Я лук-волшебник и друг“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Продолжительность проекта : долгосрочный (7 апреля - 30 апреля)
Участники исследовательской деятельности : дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников.
Цель проекта – создание и организация регулярной работы по развитию познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Развивать у детей навыки познавательной деятельности. Формировать представления детей о строении растения (лука).
2. Развивать способности у детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности.
3. Расширять и обогащать знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений.
4. Развивать умения детей самостоятельно сравнивать, обобщать и делать выводы, применяя ранее полученные знания.
5. Развивать память, логическое мышление и творческие способности детей.
6. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
7. Воспитывать сознательное отношение к труду и бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
• доказательство влияния факторов неживой природы на жизнь растений;
• формирование практических умений в выращивании культурных растений;
• формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;
• формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
• воспитание бережного отношения к окружающей природе;
• развитие эмоциональной сферы ребенка, любознательности и устойчивого интереса;
• усвоение материала посредством соответствующих вопросов, выполнение определенных заданий;
• фиксация ответов детей и поиск «запланированных» ответов вместе с детьми.
К концу исследования воспитанники должны знать:
• влияние факторов неживой природы на рост и развитие растений;
• значение лука как продукта питания;
• требования условий к посадке и выращиванию;
Должны уметь:
• применять технологию выращивания лука;
• выполнять наблюдения за ростом и развитием лука;
• сравнивать растения по высоте, анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.
Продукт исследовательской деятельности :
Создание альбома «Рост и развитие зеленого лука»;
Выставка детских работ «Я Лук – волшебник и друг».
Основной механизм реализации проекта :
Проведение серии регулярных наблюдений естественно - научного цикла. Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Опыты и эксперименты подведут детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
1. Подготовительный этап
• Осуществление проекта с начала совместного выбора темы проекта;
• Рассматривание детьми посадочного материала (величина, форма, окраска);
• Создание проблемно – игровой ситуации с целью поиска ответов на вопросы: «Что мы должны сделать вначале? Что потом? Помогут ли нам факторы неживой природы (свет, тепло, вода, земля) вырастить лук?»;
• Подборка стихов, загадок, поговорок и игр о луке;
• Создание схем;
• Создание буклета для родителей «Полезные свойства репчатого и зеленого лука».
2. Основной этап (исследовательский)
Работа по реализации проекта осуществлялась в двух направлениях:
• работа воспитателя с детьми;
• работа с родителями.
Работа воспитателя с детьми
После обсуждения с детьми последовательности работы подготовила необходимый материал и оборудование для исследований. Моей задачей было научить детей понимать, что природные факторы (свет, вода, тепло, земля) необходимы растениям для роста и развития. Выделяла главное, рассказывала о последовательности проведенной работы:
Что делали вначале? Какие действия производили (рассматривали, сажали, ухаживали? Что получилось в результате?
Продуктами деятельности оформляли очередную страницу альбома под названием «Рост и развитие зеленого лука».
Работа с родителями:
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. На собрании рассказала о значении исследовательской деятельности в познавательном развитии ребенка, о проекте, его целях и задачах. Провела консультацию «Полезные свойства репчатого и зеленого лука».
Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими энциклопедиями о растениях, иллюстрированными и доступными детям.
Для развития естественно-научных представлений предлагала родителям темы бесед с детьми:
- Неживая природа: воздух, вода, почва, свет;
- Рассказ о пользе лука;
- Что можно приготовить с луком?
Большую помощь оказали родители в приобретении посадочного материала и посуды для посадки культуры. Помогли детям разучить загадки, поговорки, стихи о луке.
Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.
3. Заключительный этап
Продуктом исследовательской деятельности детей стал альбом : «Рост и развитие зеленого лука» с результатами нашей исследовательской работы.
Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о значении природных факторов (свет, вода, тепло, земля) для растений.
Главный итог этой работы развитие коммуникативно - познавательных навыков детей. Дети провели настоящее исследование, получили навыки проведения экспериментальной работы.
Мероприятия по реализации проекта
Познавательно-речевое развитие
1. Вводная беседа на тему «Знакомимся – наш друг Лук!»; «Как вырастить лук?» Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить лук, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?
Беседа на тему «Польза лука».
2. Чтение сказки «Чипполино», разучивание загадок и потешек о луке.
3. Знакомство с факторами неживой природы – свет (рост растения); температура (источник тепла – солнечное излучение); вода (значение воды для растений).
Художественно-эстетическое развитие
1. Рассматривание наглядно-демонстрационного материала «Овощи»;
2. Лепка из соленого теста «Наш друг – Лук!»;
3. Рисование «Зеленый лук»;
4. Прослушивание потешек, разучивание загадок, чтение сказки.
Социально-коммуникативное развитие
1. Хороводная игра «Огород»;
2. Дидактическая игра «Что, где растет?»;
3. Настольная игра «Что растёт в огороде?», «А что было потом?»
Исследовательская работа
- Посадка лука в горшки.
- Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, полив и одинаковые температурные условия.
- Наблюдение за ростом и развитием лука в течение 7 недель.
- Анализ результатов за неделю. Выводы.
- Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы.
Материалы:
• Семена лука;
• Ящик для высадки семян лука;
• Фотоаппарат.
Исходя из выше изложенного, могу сделать вывод, что метод проектов способствует :
• актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим;
• стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности;
• реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе;
• является технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет вести его по ступеням роста от проекта к проекту.
В заключении отмечу, что, проектная деятельность, способствовала:
* развитию мышления, воображения, фантазии, давала возможность детям раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом ребёнке;
* учила быть добрым другом, заботливым и умным защитником всего живого на Земле.