Светлана Олейник
Исследовательский проект для детей 5–6 лет «Что такое магнит и сможем ли мы обойтись без него?»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Что такое магнит и сможем ли мы обойтись без него?»
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
творческая группа детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»
ЦЕЛЬ:
Публикация «Исследовательский проект для детей 5–6 лет „Что такое магнит и сможем ли мы обойтись без него?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.
ЗАДАЧИ:
1. Вызвать интерес к исследованию магнита, его свойств и качеств, характер использования человеком.
2. Расширить представления о добыче магнитной руды на Урале.
3. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей, а так же развитию у детей диалектического мышления, то есть способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
4. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
5. Поощрять стремление детей договариваться о совместных действиях, слушать друг друга.
6. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.
7. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.
8. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые : солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогаю в этом взрослые. В своей работе я широко использую метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность.
На современном этапе работы ОУ, когда одной из главных задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстрому меняющемуся социуму, важно, чтобы ребенок, пройдя все этапы обучения, приобрел новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особый особый тип мышления – исследовательский и творческий. Ведь только тогда, когда ребенок почувствует себя первооткрывателем, исследователем, испытает чувство озарения и «пропустит» весь материал через себя, ему действительно станет интересно, он надолго запомнит пройденный материал, а самое главное у него постоянно будет крепнуть жажда познания. И именно поэтому так актуален сегодня метод проектов, который является очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в дальнейшем к школьной жизни. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогаю в этом взрослые. В своей работе я широко использую метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, а так же метод проектирования.
На мой взгляд, главное достоинство метода проектирования (это проявилось и в реализации детьми проекта : «Что такое магнит и сможем ли мы обойтись без него?») заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:
• принять и освоить цель, актуальную для них;
• выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;
• решать творческие споры, достигать договоренности;
• оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками;
• обсуждать результаты деятельности каждого члена творческой группы, не воспринимая чужие успехи как поражения.
ГИПОТЕЗА:
Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано–правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
• Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
• Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
• Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
• Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.
• Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.
СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
вводный этап
1. Беседа с детьми «Что мы знаем о магните?» Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности. Определение проблемы Воспитатель
2. Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта. Создание условий для реализации проекта. Проект Воспитатель
3. Формирование творческой проектной группы детей и родителей «Юные исследователи».
4. Подбор познавательной, научной и методической литературы. Анализ литературы для организации осуществления исследования
основной этап
1. Изучение с детьми познавательной и научной литературы. Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата. Выставка книг, статей о магните.
2. Экскурсия в детскую библиотеку. Поощрять желание детей самостоятельно (с помощью взрослых) находить необходимую информацию, пользуясь библиотекой и Интернетом Создание картотеки детской познавательной литературы Дети, воспитатель
3. Опытно-экспериментальная деятельность «Притягиваются – не притягиваются»
Формировать знания детей о магнетизме, магните и его особенностях;
Исследовать притяжение магнитом предметов из разных материалов. Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Магнит»
4. Опытно-экспериментальная деятельность
«Магнитные картины» Закрепление знаний детей о свойствах магнита, о способности магнитных сил проходить через бумагу.
Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Магнит»
5. Творческая мастерская. Изготовление магнитного театра Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении магнитного театра. Магнитный театр
6. Опытно-экспериментальная «Достань опасные предметы из манки» Цель:
Формировать знания детей о, магните и его особенностях;
Выявить свойства магнита : прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества.
Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Магниты и магнитизм»
7. Творческая мастерская. Изготовление декоративных магнитиков из легкого застывающего пластилина Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении декоративных магнитов.
8. Опытно-экспериментальная де
ятельность
«Мы -фокусники»
Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах магнитных сил, способность их проходить через различные материалы. Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Магниты и магнитизм»
9. Встреча с родителем творческой группы Презентация «Магниты в быту и производстве». Расширять кругозор детей, выводя его за пределы непосредственного практического опыта. Просмотр презентации Тихоньких Кирилл и его брат.
10. Творческая мастерская «Волшебные рыбки» Стимулировать интерес к созданию игры: «Волшебные рыбки», где одним из элементов будет магнит. Детские творческие работы Дети, воспитатель
11. Опытно-экспериментальная деятельность «Магнитные свойства можно передать»
Формировать знания детей о магнитизме, магните и его особенностях;
Исследовать способность металлических предметов намагничиваться.
Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Магниты и магнитизм»
12. Презентация сказки «Легенда о рыцаре» Помочь ребенку раскрыть творческие способности, умение представлять сказки. Книга «Легенда о рыцаре»
13. Опытно-экспериментальная деятельность «Магнитное поле Земли»
Закрепление знаний детей о свойствах магнита, выявить действие магнитных сил Земли.
Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Магниты и магнитизм»
14. Опытно-экспериментальная деятельность «Электромагнит» 1. Познакомить детей со свойствами электромагнита, показать способ изготовления электромагнита.
Изготовление электромагнита
15. Беседа на тему «Солнечная система»
Дать детям элементарные представления о Солнце как звезде и о планетах, строении Солнечной системы.
Проведение НОД
16 Изготовление макета творческой игры «Путешествие в космос» Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении макета «Путешествие в космос»
Поддержать желания детей придумывать и разворачивать сюжет игры на основе накопленных знаний о космосе и о магните. Макет игры «Путешествие в космос»
итоговый этап
1. Создание паспорта проекта «Магнит» Обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом. Паспорт проекта «Что такое магнит и можем ли мы обойтись без него?» Воспитатель
2. Презентация проекта «Что такое магнит и можем ли мы обойтись без него?» Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками. Фотоальбом «Фото сессия реализации проекта»