Надежда Сорокина
Исследовательски-творческий проект «Театры Екатеринбурга»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: Современность диктует свои условия в развитии детей, в век информатизации и компьютеризации забываются классические методы в воспитании детей. Недостаточное внимание к театру как средству воспитания детей, поверхностные знания детей о театре, его видах свидетельствуют о том, что мир театра несправедливо забыт.
Обоснование проблемы:
1. Низкое внимание педагогов к театрализованной деятельности детей.
Публикация «Исследовательски-творческий проект „Театры Екатеринбурга“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Свердловская область, родной край
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
2. Не сформированы умения детей в выступлении перед публикой, дети с трудом могут выразить и передать эмоции героев в театрализованных постановках («актерское мастерство»).
3. Незнание родителей о разных видах театра в детском саду и их применении в работе с детьми.
Актуальность:
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста. Так, ФГОС ДО предусматривает реализацию в ДОО образовательной программы дошкольного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, а также в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
Однако в массовой практике организация театрализованной деятельности с воспитанниками часто зависит от желания, интересов и возможностей педагогов. В первую очередь это связано с общей загруженностью специалистов и недопониманием значения театра для развития дошкольников.
Между тем роль театральных постановок в детском саду освещалась в работах таких отечественных ученых и методистов, как Н. С. Карпинская, Л. С. Фурмина, Н. А Реуцкая, Л. В. Ворошнина, А. П. Николаичева, Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович.
Как показывает педагогический опыт, значение театрализованной деятельности для разностороннего развития ребенка достаточно велико, поэтому она должна занимать достойное место в системе воспитательно-образовательной работы с детьми. С помощью театрализованной деятельности в детском саду есть возможность познакомить ребенка с многообразием окружающего мира через сценические образы. От выступления к выступлению, в процессе театрализованных игр, слушанья, просмотра спектаклей жизнь детей в дошкольном учреждении наполняется новым содержанием, яркими впечатлениями, положительными эмоциями от творческой деятельности.
Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие. Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.
Эстетическое восприятие детей, в том числе восприятие театра, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребенку-дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. С. Славина, Л. Г. Стремкова и др.). Младшие дошкольники также обладают способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер (Л. П. Бочкарева, А. И. Берлычева, Л. Г. Стрелкова). Это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей. Играя какую-либо роль, ребенок представляет себя тем или иным персонажем, проживает его поступки. Это развивает у дошкольника определенные чувства, позволяет приобрести новые ощущения и знания через образ, в создании которого ему помогают костюмы, декорации и партнеры по сценке. Через этот образ ребенок приобретает навыки взаимодействия с предметами окружающего мира. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношения к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих (А. А. Бодалев, Я. З. Неверович, что квалифицируется как эмпатия, или сочувствие и содействие сверстникам и взрослым (Л. И. Божович, Т. Рибо, Л. Г. Стрелкова).
При подготовке спектакля дети создают проект : учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия. Разыгрывая роли, они приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития.
Знакомить детей с театром, с профессиями людей, работающих в театре, с правилами поведения в нём, необходимо с малых лет. Вот мы и решили познакомиться и подружиться с кукольным театром «Мир на ладошке». Ведь кукольный театр – это волшебный мир. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы. Репертуар такого вида театра преимущественно построен на сказочном материале и сочетает две функции – воспитательную и развлекающую. Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Малыши нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении актеров на сцене театров, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их маленького размера Привыкшие к небольшим размерам игрушек, не пугаются волка или Бабы Яги, даже грозят пальчиками и прогоняют. Поэтому кукольный театр для маленьких имеет даже некоторые преимущества перед театром, в котором выступают артисты-люди.
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.
Участники проекта :
1. Педагоги
2. Дети старшего дошкольного возраста
3. Родители
Место проведения: МБДОУ детский сад №288
Тип проекта :
• по составу участников – групповой проект : дети, родители, педагоги;
• по характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата;
• по целевой установке – информационно-практико-ориентированный, творческо-поисковый (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде презентаций, цикла спектаклей, макетов).
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Основное направление проекта :
Воспитание любви и гордости к родному городу через знакомство с различными видами театров.
Новизна:
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход проекта характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
Разумная организация мероприятий в рамках проекта дает возможность для самовыражения ребёнка, который может попробовать найти применение, своим творческим возможностям участвуя в проектной деятельности.
Цель:
Формирование интереса к театру как одному из видов искусства через знакомство детей и родителей с театрами родного города.
Задачи проекта :
1. Создать благоприятные условия для формирования гармоничной личности дошкольников средствами театрализованной деятельности.
2. Познакомить детей с кукольным театром «Мир на ладошке».
3. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству.
4. Воспитывать художественный вкус и зрительскую культуру.
5. Развивать у детей художественно-речевые способности, интерес к деятельности кукольного театра через самостоятельную творческую деятельность.
6. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
План реализации проекта :
Этапы Мероприятия
Организационный 1. Беседа «Что такое театр?»
«Виды театрального искусства»
«Рождение спектакля» (просмотр презентации)
Знакомство с понятием театр : (показ слайдов, картин, фотографий). Виды театров (музыкальный, кукольный, драматический, театр зверей и др.).
Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.
2. Знакомство с театрами города Екатеринбурга;
(виртуальная экскурсия) Просмотр презентаций, показ иллюстраций, фотографий театров.
Цель: познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад с разными видами театров.
3. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).
Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.
Главные волшебники театра : актеры и режиссер (театральная игра «Актер и режиссер»)
Волшебники театра : гример, портной
(игры «В мастерской гримера», «В мастерской актера») Волшебники театра : художник, музыканты (оркестр). Игры «В мастерской художника», «Оркестр».
4. Экскурсии – знакомства с театрами г. Екатеринбурга (Оперный театр, ТЮЗ, Кукольный театр).
Практический 1. Совместное создание игрового, театрализованного пространства в группе (пальчиковый; настольный; кукольный; плоскостной театры).
2. Создание картотеки театрализованной деятельности в группе:
-сценарии кукольных спектаклей; игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников; словесные игры.
3. Посещение детьми театров совместно с родителями, привлечение к сотрудничеству: изготовлению атрибутов к спектаклям, пополнению театрального уголка.
4. Мастер – класс по изготовлению театральных пособий, игр, видов театра : «Ярмарка идей».
5. Выставка – презентация театральных уголков «Театральный теремок».
8. Введение в кукловедение. Показ воспитателем кукольного спектакля. Театр кукол БИ – БА - БО
Театр кукол из ладошки. Изготовление игрушек-варежек.
Театр-балаганчик на пальчиках.
9. Просмотры спектакля кукольного театра «Мир на ладошке».
Беседа с детьми на тему: «В гостях у сказки».
Задачи: расширять знания детей о том, что сказки можно не только читать, но еще и смотреть; кто работает над показом сказки в театре; активизировать интерес к театральному искусству.
10. Изучение истории кукольного театра «Мир на ладошке»
11. Совместное изготовление декораций; костюмов, атрибутов: масок, билетов – приглашений, программок, ширмы; афиши для постановки сказки.
12. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей (театральное занятие, театрализованная игра, участие в утренниках, мини- спектакли).
Обобщающий 1. Театрализованное представление сказки. Показ спектакля настоящим зрителям – детям младшей группы.
2. Творческая выставка «Театр, театр, театр.»
3. Видеофильм «Мир на ладошке».
4. Создание макета «Кукольный театр «Мир на ладошке».
Формы работы:
- образовательная деятельность;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- выставки;
- экскурсии.
Формы взаимодействия с родителями:
- устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта);
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; папка «Театры нашего города»; памятки-консультации «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».
- посещение театра всей семьей;
- фотовыставки «Театральные новости»;
- выставка – презентация разных видов театра «Театр, театр, театр…»;
- совместная деятельность;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Методы проекта :
Наглядные: демонстрация наглядного материала (иллюстрации, плакаты, презентации, просмотры театральных произведений для детей с использованием ИКТ);
словесные: беседы о театре, объяснение театральных понятий, словесные инструкции, чтение художественной литературы;
практические: психогимнастические упражнения, упражнения на развитие интонации, силы голоса, посещение театра.
игровые: театрализованные, дидактические, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры.
Принципы:
1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка индивидуальности ребёнка, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
3. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и с учетом возраста детей.
5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Ожидаемые результаты:
- развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей;
- значительное расширение представлений детей о театральной культуре города Екатеринбурга;
- развитие интереса к миру театра, к самостоятельным занятиям театрализованной деятельностью;
- создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры и художественного вкуса;
- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
Вывод
В процессе работы над проектом нам удалось убедиться в том, что театрализованная деятельность создаёт наиболее благоприятные условия для формирования эстетического и этического иммунитета, как показателя духовно- нравственной культуры личности. А так же выявлены следующие аспекты:
• использование приемов театральной деятельности удачно вписывается в ФГОС ДО, способствуя развитию и формированию личности дошкольников;
• участие в театре дает очень важный социальный опыт общения;
• в игре ребенок активно соприкасается с явлениями реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием и надолго оставляет след в его памяти;
• театральная деятельность дает возможность развитию воображения, памяти, учит свободно выражать свои мысли и чувства через слово, жест, интонацию, мимику;
• участие детей в спектаклях доставляет им радость, удовлетворение.
Педагоги активно включились в реализацию проекта :
• Самостоятельно и с помощью родителей пополнили театральные уголки атрибутами и играми.
• Поделились своими идеями и мастерством по изготовлению театральных игрушек и пособий.
• Посещали театры в нашем городе и театрализованные постановки в детском саду.
• Приняли активное участие в проекте и подготовили интересные и разнообразные театрализованные постановки.
Данный проект заинтересовал как педагогов, так и родителей, что, конечно же, отразилось на взаимном сотрудничестве.
Обеспечение проектной деятельности :
1. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.
2. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.
3. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М. : АРКТИ, 2001.
4. Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986.
5. Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2001
6. Побединская Л. А. Праздник для детей. — М., 2000.
7. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. — М., 2001
8. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013
9. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М. : РОСМЭН, 2000.
10. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
11. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
12. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.
13. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.
14. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М. : Мнемозина, 1995.
15. Толченов О. А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М. :ВЛАДОС, 2001.
16. Шорыгина Т. А. Праздники в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
17. Лебедев Ю. А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М. : ВЛАДОС, 2001.
18. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М. : Школьная пресса, 2000.