Чулпан Бикчентаева
Исследовательская технология в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская технология в ДОУ
(выступление на педагогическом совете)
Подготовила:
Бикчентаева Ч. Х.
воспитатель МАДОУ
«Детский сад №69»
2019
Исследовательская технология в детском саду
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
Публикация «Исследовательская технология в ДОУ» размещена в разделах
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!
Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Основой исследовательской деятельности являются:
Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного
прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его
эффективности.
Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.
Исследовательская активность – естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.
Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)
Значение исследовательской деятельности для детей:
Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
Развивается речь ребенка.
Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
Опыт.
И так мы свами выберим экспериментальную экспериментальную деятельность, так какон является одним из методов развивающего обучения, направленная на выработку самостоятельных исследовательских умений.
Отгадайте загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
1. Упражнение «Вдох-Выдох».
Сейчас медленно и глубоко вдохните и выдохните 2-3 раза. Чувствуете что-нибудь?
Вывод: Воздух проходит по дыхательному пути и попадает в легкие.
2. Можно ли почувствовать воздух?
Поднесите руку ближе к лицу и подышите на нее. Что ощущаете?
Вывод: Воздух можно чувствовать.
3. Можно ли поймать воздух? (Каким образом)
На столе платок, ведро, перчатки, мешок, ленточка, палочка – можно с этими предметами поймать воздух? (пробуют).
Вывод: предметы из резины и полиэтилена могут удерживать воздух
4. Фокус. «Мыльные пузыри».
У меня в стаканчики с волшебной трубочкой. Возьмите стаканчики в левую руку, а трубочки придерживайте правой рукой. Аккуратно, подуйте в волшебную трубочку. Что это? (Мыльные пузыри). А в мыльных пузырях есть воздух.
Вывод: Оказывается и таким способом можно поймать воздух.
Таким образом: воздух невидимый, не имеет запаха, но можно его ощутить.
Успешность эксперимента
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым
Ребенок- исследователь с рождения, но осознанно что –то делает с 5 лет, а готовность ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста.