Татьяна Калинина
Технология исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Технология исследовательской деятельности.
Воспитатель: Калинина Т. М.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи– и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Технология
исследовательской
деятельности –
Публикация «Технология исследовательской деятельности» размещена в разделах
это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Актуальность ИД:
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться,
становиться тем, кто он есть в процессе исследовательской деятельности».
С. Л. Рубинштейн.
Основным методом технологии детской исследовательской деятельности является экспериментирование.
Это всё – эксперименты! Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился? Сколько времени он длился?
Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?
Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка?
Как направить детское любопытство в мирное русло? Как ответить на многие почему?
Опыты и эксперименты дают ребенку возможность самому найти ответы на многие вопросы.
Цель технологии ИД :
Сформировать у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления.
В этом нам помогает наш «Уголок Познавайкина».
Принципы технологии ИД :
доступности;
индивидуальности и вариативности ;
психологической комфортности - создание предметно – развивающей среды;
учета возрастных особенностей детей ;
систематичности и последовательности ;
сознательности и активности ;
непрерывности - обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и школой.
Задачи технологии ИД :
Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей;
Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать,
делать выводы.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Стимулировать желание детей экспериментировать.
Система работы по организации ИД:
взаимодействие с педагогами;
работа с детьми;
взаимодействие с родителями и социумом.
Работа с детьми:
опыты и эксперименты в НОД;
экологические прогулки, игры – путешествия, беседы, дидактические игры, мультимедийные презентации, создание коллекций;
опыты и наблюдения в свободной деятельности.
Формы организации ИД с детьми:
• индивидуальная работа;
• фронтальная работа;
• небольшими подгруппами с учётом познавательных интересов детей.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
В нашей группе имеется оборудование:
приборы – «помощники» : для определения: веса, протяжённости, объёма, количества, направления, времени.
Искусственные материалы: гипс, пенопласт, парафин, стекло, металл, пластмасса.
Бросовый материал: нитки, верёвки, сетка, крышки, пробки, шарики, губка, пуговицы, трубки, и т. д.
Природный материал: камни, перья, мох, песок, глина, крахмал, чешуя рыб, скорлупа, семена, косточки, желуди, ракушки.
Наш экспериментальный «Огород на окне».
"Встало Солнце, освещая все вокруг. Пред нами остров «Радуги» открылся,
Он назывался радужным не вдруг, в группе "Радуга" тот остров появился…
Здесь нет врагов и зависти, индейцы всем тут рады.
У них посажен огород, им урожай - награда!
Увидишь лягушонка, а может и ежонка. Внимательно смотри, ещё увидишь три.
Чудесный остров радуги создали мы и дети,
Один единственный такой - на целом белом свете".
«Травянчик», «Луковое дерево».
Выращивание растений из семян: сажаем овёс, ведём дневник наблюдения, ухаживаем, наблюдаем за различными частями растения и используем, как корм для пернатого друга.
Выращивание растений из Луковиц: посадка лука, ведём дневник наблюдения, ухаживаем, наблюдаем и с удовольствием съедаем выращенную зелень.
Для формирования обследовательских действий используются дидактические игры: «Волшебные мешочки», «Чудо – кастрюлька».
Предполагаемые результаты ИД:
Развить у детей познавательные способности (анализ, синтез,
классификация, сравнение, обобщение);
Развить мышление (речь – суждение в процессе ИД, в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результатов, и применении их в различной деятельности;
Научить обобщать результаты наблюдений в различной форме (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото,
рассказы и рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам своих исследований.
«Ужасно интересно, все то, что неизвестно!
Ужасно неизвестно, все то, что интересно!» Г. Остер