Ольга Иванова
Детская исследовательская работа «Мир сочных красок»
▼ Скачать
Исследовательская работа. Секция «Юные почемучки»
Мир сочных красок
Авторы работы : Агеенко Валерия,
Цепляева Олеся,
Козловцева Полина.
МКДОУ «Новониколаевский детский сад №3»
Руководители:
Юрина Александра Ивановна, воспитатель
Иванова Ольга Андреевна, воспитатель
МКДОУ «Новониколаевский детский сад №3»
Р. п. Новониколаевский 2018 г.
Оглавление
Введение…. 3
Основная часть…. 4
Публикация «Детская исследовательская работа „Мир сочных красок“» размещена в разделах
1. Теоретическая часть….4
2. Практическая часть…. 7
Заключение…. 9
Список источников информации…10
Список литературы…11
Приложения….12
Введение
В жизни человека краски встречаются на каждом шагу, будь то свой дом или дачный посёлок. Даже не задумываясь о том, мы видим результат «деятельности» краски везде : от живописных картин, написанных великими художниками, до крашеных фасадов домов и заборов. Все дети любят рисовать, и чаще всего рисуют гуашевыми и акварельными красками. Это очень увлекательно! Но бывают такие ситуации, что нужный нам цвет заканчивается, а пойти и купить в магазине не предоставляется возможности. Тогда мы задумались, а можно ли изготовить нужные нам цвета самостоятельно, и как это делали люди давным-давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали их?
Гипотеза: мы предположили, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях.
Проблема: Узнать, из чего можно изготовить нужный цвет.
Объект исследования : краски растительного происхождения
Предмет исследования : листья петрушки, луковая шелуха, свекла, морковь, ягоды вишни и смородины.
Цель исследования : Изучить краски, используемые в повседневной жизни (с древних времен и до наших дней, приготовить и применить некоторые из видов натуральных красителей.
Задачи:
1. Изучить литературу про историю возникновения красок и их использование
2. Приготовить самостоятельно некоторые из видов органических красок
3. Сделать пробные рисунки полученными красками
4. Применить полученные краски для окрашивания тканей и рисунка на бумаге.
5. Провести опыт с окрашиванием растений
Методы исследования :
- Изучение литературы и интернет – ресурсов по теме;
- Проведение экспериментов с натуральными красителями;
- Сравнение;
- Собственные наблюдения.
Основная часть
1. Теоретическая часть
Мы начинающие художники. Выбор материалов для наших живописных работ не очень богат, в основном это белая бумага, акварель и гуашь.
За обедом дома или в детском саду мы не раз замечали как окрашивались наши футболки. Это пятна от свеклы, чая, ягод и фруктов. И тут мы подумали, если окрашивается ткань, то может этими красками можно рисовать? А самое интересное, мы хотели узнать из чего, какой цвет получается.
Краски до нашей эры
Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Где же они их взяли? Самой первой краской была глина. Глина бывает разная - желтая, красная, зеленоватая, белая. Немного позже была «открыта» новая краска – охра, которая часто встречалась в природе в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Она была разного цвета: желтая, коричневая, красноватая. Для придания рисункам более ярких цветов, использовали наши далекие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик. Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета. Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Желтую краску научились вырабатывать из коры барбариса, ольхи, молочая и шелковицы. Коричневую - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды. Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и удивительная история.
Натуральные и синтетические краски
Разберемся, в чем разница между синтетическими искусственными и природными пищевыми красителями, откуда они берутся и каким образом используются, насколько они полезны или вредны. Природные красители считаются самыми безвредными и безопасными для человеческого организма. Но, к сожалению, такие добавки труднодоступны и не подлежат длительному хранению. Именно поэтому большинство производителей предпочитают добавлять в свою продукцию именно те вещества, которые имеют синтетическое происхождение. Итак, натуральные красители изготовляются из природных источников. Среди них можно отметить следующие: травы, фруктовая кожура, листья овощей, семена и корни растений, различные плоды, ягоды и прочее. Hо именно из-за своегоестественного природного происxожденияониобладают менее яркими цветами и менее устойчивы к внешним воздействиям, чем синтетические аналоги. Кстати, нередко и живые существа выступают в качестве таких источников. К примеру, красные красители (карминовая кислота, скажем) получается из тел щитовок. Упомянутые насекомые питаются листьями кактуса. Их в производственных целях собирают в Испании, Африке и даже Центральной Америке. Для того чтобы извлечь красящий пигмент, тела все насекомых сначала высушивают, а затем измельчают. Как видите, добыча натуральных пищевых добавок – довольно трудоемкий и длительный процесс, который стоит много времени и сил, а также существенных финансовых затрат.
Итак, синтетические красители представляют собой добавки, которые не встречаются в природе. Другими словами, они были изготовлены в лаборатории или на фабрике. Следует особо отметить, что в целях безопасности данные вещества в обязательном порядке проходят тщательную проверку и испытываются на возможность употребления в пищу. Считается, что чем ярче и привлекательнее детская пластмассовая игрушка, тем больше вредных для здоровья детей веществ и красителей в ней содержится.
Виды красок для рисование : детские и профессиональные
Картина – это отображение внутреннего мира художника. Рисуя очередной шедевр, автор передает на холсте настроение, мысли и идеи. При этом использует различные стили и техники живописи, широкую палитру красок. Для создания картины, безусловно, требуется талант, но также необходимо уметь рисовать, правильно сочетать цвета. Всему этому можно учиться с юного возраста. Художественные материалы бывают разных видов, составов и предназначений.
Детские.
В первую очередь к детским краскам следует отнести :
- акварель. Этот тип предназначен для рисования на бумаге. Акварельные краски - экологически чистые и обладают широким спектром цветовой гаммы.
- пальчиковые. Можно использовать с раннего возраста, когда малыш еще не умеет держать кисть, да и качество рисунка его пока не волнует. Главное – яркие впечатления.
- гуашь. Этот тип схож с акварелью. Гуашью можно исправить непредвиденные дефекты рисунка, создать объемные образы. Сложность использования может состоять в том, что будет трудно добиться ровного тона цвета.
Профессиональные
В качестве профессиональных художественных материалов ( используется еще несколько разновидностей:
- акриловые. Имеют яркие цвета, не тускнеют, отличаются водостойкостью, не выгорают на солнце, а после высыхания не меняют цвет и не образуют трещин.
- масляные. Имеет густую консистенцию, выпускается в тюбиках. Этот вид краски для художников с опытом, требует определенных навыков и времени.
- темперные. Эти краски долговечны и после высыхания не смываются водой, но со временем могут начать терять цвет.
- сангина и сепия. Использование этого типа краски напоминает рисование мелом, так как выпускается небольшими мелками.
- пастель. Придает картине некой сказочности. Выпускается в виде мелков. Удобна в использовании.
А знаете ли вы что….?
№1. Художник Леонардо да Винчи улучшили способ получения масляной краской, готовя его на пчелином воске.
№2. Вероятно, самая старая краска для малярных работ была сделано на основе молока, смешанного с известью.
№3. Разные цвета могут помочь в лечении. Например, красный цвет может помочь излечить депрессию и вновь обрести бодрость, а зеленый снять стресс.
№4. Фиолетовый цвет часто называют королевским, потому что в свое время только богатые люди могли позволить себе столь дорогой пигмент. Во времена Римской империи, требовалось 4 миллиона измельченных раковин моллюсков, чтобы создать 450 грамм фиолетового пигмента.
№5. До 40-х годов прошлого века мальчиков в Европе одевали в розовое, а девочек — в голубое. В 1918 году журнал для родителей писал, что розовый, как более решительный, лучше подходит мальчикам, а деликатный и нежный голубой – девочкам.
2. Практическая часть
1. Приготовление коричневой краски из луковой шелухи. (Фото см. Приложение 1)
Для работы нам понадобилось : Кастрюля емкостью 1-1,5 литра, луковая шелуха, вода 1 литр, 1 ст. ложка соли.
Начистить в кастрюльку луковой шелухи, залить 0.5 – 1 л. Воды, поставить на газ, довести до кипения и кипятить 5 минут. В этом же отваре можно покрасить яичко к Пасхе или процедив использовать для рисования и окрашивания тканей.
2. Приготовление бордовой краски из вареной свеклы (Фото см. Приложение 2)
Для работы нам понадобилось : Свекла вареная, терка, марля, кружка.
Свеклу сварить, затем остудить, почистить и натереть на терке. Полученную массу переложить в марлю, и небольшими усилиями отжать сок в бокал или тарелку. Сок может подойти для рисования, окрашивания тканей и даже добавления в продукты питания для придания красивого цвета (тесто, мороженое и т. д.)
3. Приготовление оранжевого цвета из моркови (Фото см. Приложение 3)
Для работы нам понадобилось : Морковь сырая, терка, марля, глубокая емкость.
Морковь почистить, натереть на терке. Полученную массу переложить в марлю, и отжать сок в емкость. Получается красивый оранжевый краситель, подходящий для пищевой промышленности и экспериментов с рисованием.
ЭКСПЕРИМЕНТ №1 «Рисование натуральными красками»
Цель: Узнать, пригодны ли соки, полученные из натуральных ингредиентов для рисования на бумаге.
Для данного эксперимента нам понадобились соки из различных овощей, фруктов и трав, белая бумага, кисти, ватные палочки. Так же мы изготовили штампики из свеклы.
Вывод: Полученными из натуральных продуктов красителями можно рисовать, но из-за того, что они очень жидкие, рисунок растекается и при высыхании рисунок бледнеет.
ЭКСПЕРИМЕНТ №2. «Окрашивание тканей»
Цель: Узнать, как полученные нами соки окрасят ткань.
Для этого мы взяли сок моркови, сок свеклы, и отвар луковой шелухи. Сшитые для кукол белые платья опустили в наши натуральные красители, выждали три часа, вынули и высушили. Ткань окрасилась в цвета соков.
Вывод: Соками и отварами из разных натуральных продуктов можно окрашивать ткань без вреда для себя и самой ткани.
ЭКСПЕРИМЕНТ №3 «Окрашивание растений (пекинская капуста)»
Цель: Выяснить, могут ли сами натуральные растения принимать другую окраску с помощью пищевого красителя и воды.
В данном эксперименте мы в прозрачном стакане с водой размешали пищевой краситель (синий, зеленый и красный, опустили в них листы капусты и наблюдали за изменением их цвета.
Вывод: Растениям необходима вода и втягивая в себя жидкость, принимают окраску воды.
Заключение
В ходе нашего исследования мы выяснили, краски везде вокруг нас! Нужно просто приглядеться повнимательнее. Среди многообразия растений есть красящие, из которых можно сделать краски, но это достаточно хлопотно и иногда можно получить не тот цвет, который хотелось бы. А, следовательно, синтетические краски просто необходимы. А особенно необходимы для того, чтобы жила природа, которая создает красоту вокруг нас, чтобы люди не губили растения, хотя и натуральные краски совершенно безопасны для здоровья, в отличие от синтетических. В ходе исследования мы изучили литературу и интернет - ресурсы про историю возникновения красок и их использование. Нам удалось приготовить самостоятельно некоторые из видов органических красок, сделать ими пробные рисунки и даже применить полученные краски для окрашивания тканей. А в процессе одного из экспериментов мы узнали, что и растения так же можно окрасить, применяя пищевые красители.
Мы довольны своими наблюдениями и проведенными экспериментами, потому что мы поняли, что в природе много тайн, которые могут познать только любознательные! А еще она нас многому учит, главное, чтобы было желание учиться!
Список источников информации
1. 1. https://www.maam.ru/detskijsad/
2. 2. https://globallab.org/ru/project/cover/930535f1-8e66-4d6c-89c3-bbcd210543a8.ru.html
3. 3. https://vkusologia.ru/dobavki/krasiteli/
4. 4. https://dobrieskazki.ru/kraski.htm
Список используемой литературы
1. 1. Кабанова Л. «Краски радуги», Издательство: Стрекоза, Год издания: 2016
2.
3. 2. «Книга сказок В. Сутеева», Издательство: АСТ, Год издания: 2017, Кол-во страниц: 282
4. 3. Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? – Минск: «БЭСТ», 2008. – 257 с.
5.
6. 4. Стихотворение А. Шлыгина «Разноцветный шар земной»
7.
8. 5. Тайны живой природы. Перевод с англ. – Москва: "Росмэн", 1997. – 117 с.
Приложения
Приложение №1
1. Чистим лук 2. Заливаем водой 3. Ставим варить
4. 4. Опускаем яичко 5. Яйцо окрасилось 6. Приятного аппетита!
в коричневый цвет
Приложение №2
Приготовим свеклу Натираем на терке
Перекладываем в марлю Отжимаем массу в емкость
Получили красивый бардовый сок
Приложение №3
1. Трем чищеную морковь на терке
2. Перекладываем полученную массу в марлю
3. Выжимаем и получаем красивый оранжевый сок.
Приложение №4
Приготовление к модному показу Рассматривание
профессиональных масляных
и акриловых красок
Делаем штампики из свеклы Свекла как косметика. Румяна.
Изготовление натуральных красителей из ягод, овощей и зелени
Рисование на снегу Чтение сказок о красках Цвета и оттенки
Приложение №5
ПОЛЬЗА ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ЦВЕТА
Красный цвет : сосуды (помидоры, арбузы, грейпфруты, гранаты, малина, клубника, паприка, свёкла, вишня, черешня)
Оранжевый и жё лтый цвета: зрение (морковь, абрикосы, персики, дыни, лимоны, бананы, апельсины, мандарины, ананасы)
Синий и фиолетовый цвета: клетки мозга (виноград, красная капуста, баклажаны, сливы, ежевика, смородина, базилик)
Белый и коричневый цвета: сердце (чеснок, репчатый лук, корни сельдерея и петрушки, а также цветная и белая капуста)
Зелё ный цвет: память (листья салата, огурцы, шпинат, некоторые сорта яблок, брокколи, укроп и петрушка, а также киви и цуккини)
! Так что не забывайте, что залог хорошего самочувствия кроется помимо прочего также и в сочетании плодов всех цветов на нашем столе!