Светлана Морозова
Исследовательская работа учащихся 3 класса «Что мы знаем о зубах?»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы :
1) Определить тему, цель, задачи исследования.
2) Выбрать методы исследования.
3)Составить план исследования.
4) Оформить работу : подготовить текст сообщения, рисунки, памятку.
5) Подготовиться к защите исследовательской работы.
Цель работы :
получить знания о зубах и уходе за ними.
Задачи:
1. Выяснить роль зубов в жизни человека.
Публикация «Исследовательская работа учащихся 3 класса „Что мы знаем о зубах?“» размещена в разделах
- Зубы. Все о зубах для детей
- Исследовательская деятельность
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
2. Познакомиться с видами зубов и их назначением.
3. Изучить строение зуба.
4. Выяснить, как и почему разрушаются зубы.
5. Научиться правильно ухаживать за зубами.
Объект исследования :зубы.
Гипотеза исследования строится на следующем предположении: если я буду знать ВСЁ о зубах, то буду правильно ухаживать за ними, беречь с ранних лет, а, следовательно, иметь здоровые и красивые зубы.
Введение.
Для того чтобы жить, учиться, работать, человек должен каждый день есть, пить. Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать гигиену или правила питания. Большую роль в правильном питании играют зубы. Они также сохраняют красоту лица человека, правильность речи. К сожалению, у большинства взрослых и детей есть больные зубы. Поэтому за зубами надо тщательно ухаживать.
Здоровые зубы сохраняют здоровье человека. Недаром в народной пословице говорится: «О здоровье суди не по годам, а по зубам».
Цель моей работы : получить знания о зубах и уходе за ними.
Зубы в жизни человека.
Что такое зубы? Это единственные видимые кости скелета.
Зубы нужны, чтобы:
1) откусывать и пережевывать пищу;
2) произносить многие звуки;
3) смеяться;
4) для красоты.
Виды зубов и их назначение.
У новорожденных детей зубов нет, они начинают прорезаться примерно с 6 месяцев. Эти первые зубы называют молочными.
У трехлетнего малыша 20 молочных зубов.
После 6 лет их сменяют зубы постоянные.
Опыт.
Сосчитаем свои зубы на верхней и нижней челюсти.
Сверху – 14, снизу – 14. Всего: 28.
У взрослого человека 32 зуба. 28 вырастают до 14 лет, остальные 4 зуба, которые называют зубами мудрости, вырастают после 17 лет.
Зубы отличаются друг от друга по форме. Форма зубов зависит от функции, которую они выполняют. В зависимости от того, какую работу выполняют наши зубы, все они разделяются на 3 вида.
Опыт.
Возьмем в руки зеркало и будем наблюдать за зубами.
• Чтобы откусить кусочек от яблока, участвует передний ряд зубов: по 4 верхних и нижних. Всего 8 зубов.
По внешнему виду они гладкие, плоские, острые.
Эти зубы называются резцами. Резцы имеют острый режущий край. Ими откусывают пищу.
• Чтобы измельчить пищу (яблоко) нужны зубы, находящиеся в глубине рта. Их по 8 слева и справа. Всего 16 зубов. Эти зубы прочные, толстые, их поверхность неровная, с выступами. Эти зубы называются коренными. Они нужны чтобы пережевывать пищу.
• Чтобы отгрызть кусочек твердого сухаря или сушки нужны зубы, которые расположены между резцами и коренными зубами. Их по 2 сверху и снизу. Всего 4 зуба. У них острые края, по форме они массивные. Эти зубы называются клыками. Они нужны, чтобы разрывать пищу.
У зверей тоже есть зубы. Подумаем, какие зубы нужнее зверям:
зайчонку и бобренку – резцы, чтобы грызть морковку и веточки, волчонку, собаке и кошке – клыки, ведь они хищники, корове и лошади – коренные, чтобы пережевывать корм.
Наблюдение.
Наблюдая за домашними питомцами, я выяснила, что у собаки и кошки острые и длинные клыки, есть клыки и у свиньи, потому что ее предок – дикий кабан, а у коровы клыков совсем нет.
Вывод:
Зубы человека делят на 3 группы.
№ Название Назначение
1 Резцы Откусывают кусочки пищи.
2 Клыки Разгрызают плотную пищу.
3 Коренные Дробят, перетирают пищу.
Как устроен зуб.
Каждый зуб – это маленькая кость в нашем организме, только намного тверже и прочнее, чем другие кости.
Хотя зубы имеют разную форму и предназначены для разных целей, все они устроены одинаково.
Вот так выглядит зуб изнутри. Рисунок:
Почему происходит разрушение зубов?
Во рту у каждого человека есть бактерии. Они выделяют кислоту, которая разъедает зуб, и образуется дупло.
Остатки пищи застревают между зубов, и это вызывает образование налета, в котором размножаются бактерии, способные разрушить зубную эмаль. Этот процесс называется кариес.
Болеть зуб начинает тогда, когда кариес, разрушающий зуб доходит до пульпы и нерв на это реагирует.
Если такое случилось, надо срочно идти к зубному врачу (стоматологу) и лечить зуб.
Если вовремя не обратиться к врачу, то это может привести к потере зуба. Маленькую дырочку лечить не больно и не страшно.
Почему нужно обязательно лечить зубы?
1) Человек с больными зубами не может пережевывать пищу, и это может привести к болезни желудка.
2) Болезни могут вызвать и поселившиеся в зубах микробы, которые мы проглатываем вместе с пищей.
3) Больные зубы некрасивые, черные.
4) Зубная боль приносит страдания и бессонницу.
5) Зубы сменяются 1 раз, поэтому потеря зуба ведет к протезам.
Как сохранить зубы крепкими, красивыми, здоровыми?
Надо уметь за ними ухаживать. Я составила правила ухода за зубами.
1. Не ковыряйте в зубах металлическими предметами – можно поцарапать зуб, и он начнет разрушаться.
2. Не откусывайте нитку и проволоку зубами. От этого зубы быстро разрушаются.
3. Сразу после холодной пищи не берите в рот горячую пищу и наоборот. В эмали зубов от этого будут образовываться трещины.
4. Больные зубы обязательно лечите. Два раза в год обязательно посещайте зубного врача.
5. Не курите! От табачного дыма зубы становятся неприятного желтого и даже коричневого цвета. На них раньше, чем у некурящего человека, образуются трещины, и зубы разрушаются.
6. После каждого приема пищи поласкайте рот теплой водой. Два раза в день (утром и вечером) нужно чистить зубы.
А еще для сохранения зубов полезны следующие продукты: овощи, фрукты, рыба, яйца, молоко, творог, сыр, масло, черный хлеб. Вредна для зубов следующая пища: конфеты, пряники, сухари, баранки, мороженное, шоколад.
Выбор зубной щетки
У каждого человека должна быть своя зубная щетка. Она всегда должна быть чистой. Менять щетку нужно 1 раз в месяц.
Верхние зубы нужно чистить движениями сверху вниз, нижние – снизу вверх. Чистить зубы нужно не только с наружной стороны, но и с внутренней. Жевательную поверхность лучше чистить круговыми движениями. Чтобы хорошо почистить зубы, требуется не меньше трех минут.
Зубная щетка легко загрязняется, поэтому ее нужно содержать в абсолютной чистоте. После чистки зубов щетку тщательно промыть в теплой проточной воде с мылом и поставить щетиной вверх. Щетку необходимо менять раз в месяц, так как сама щетка изнашивается, что уменьшает чистящий эффект и ведет к накоплению микроорганизмов – рассаднику инфекций.
Систематическая гигиена полости рта, регулярное удаление мягких зубных отложений оказывают благоприятное влияние на слизистую десны, улучшает кровообращение в тканях и активизирует обменные процессы, что в полной мере обеспечивает здоровье зубам и тканям, окружающим их.
О пользе и вреде жевательной резинки.
Реклама делает свое дело, и сегодня каждый ребенок жует жевательную резинку. А действительно ли жевательная резинка столь полезна и помогает предотвратить кариес?
В определенных случаях жевательная резинка может быть полезной.
Жевание резинки увеличивает слюноотделение, а в слюне, как мы помним, содержатся клетки и вещества, обладающие антимикробным действием. Это уменьшает риск развития кариеса, но лишь в незначительной степени. Опять с другой стороны, жевание стимулирует выработку желудочного сока. Если сразу после еды это может быть полезным, или по крайней мере безвредным, то на голодный желудок или после кислой пищи это может привести к ожогу слизистой оболочки желудка, а в дальнейшем - к гастриту или язвенной болезни.
Вкусовые добавки и ароматические отдушки, добавляемые в жевательную резинку, помогают на какое-то время избавиться от неприятного запаха изо рта.
Человек, постоянно жующий что-то, выглядит эстетически непривлекательно.
Жевательной резинкой надо пользоваться сразу после еды, не более 2-3 минут, если нет возможности прополоскать рот или почистить зубы.
Никогда не жуйте на голодный желудок.
Детям лучше ограничить потребление жевательных резинок: связочный аппарат зубов еще не устойчив, жевание быстро входит в привычку, от которой трудно избавиться, нарушается кислотный баланс в желудке. Кроме того, маленькие дети часто глотают жевательную резинку.
Всегда обращайте внимание на ее состав, срок годности, производителя. Дешевые некачественные жевательные резинки могут быть причиной отравлений и аллергических реакций в ротовой полости, особенно если содержат много красителей.
ИССЛЕДОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ С 1-4 КЛ.
На данном этапе работы я поставила перед собой следующие цели:
-провести исследование учащихся 1-4 классов на наличие кариеса
- выявление причины поражения кариесом.
Для изучения этого я использовал следующие приемы:
1) Беседа с фельдшером
(по результатам ежегодной диспансеризации).
2) Устный опрос о причине заболевания.
Были опрошены 4 учащихся, взрослые (учителя, члены семьи).
Класс Количество уч-ся Кол-во детей со здоровыми зубами Кол-во детей,
больных кариесом % детей, больных
кариесом
1 кл 1 - 1 100
2 кл. 1 - 1 100
3кл. 1 - 1 100
4 кл. 1 - 1 100
Итого: 4 - 4 уч-ся 100
ИТОГО:
Болеющих кариесом на данный момент- 4 учащихся.
% детей болеющих кариесом составляет- 100%
Из опрошенных детей я узнала, что некоторые из них нерегулярно чистят зубы, много едят сладкого, некоторые дети говорили о плохих зубах своих родителей, что нет своего стоматолога, который может оказать своевременную медицинскую помощь, страх посещения врача, страх сверлящего шума буровой машинки.
Учащиеся не против посетить стоматолога в год 2 раза, во многом это зависит от родителей.
Большой процент заболеваемости кариесом и среди взрослых (учителей школы, моих родственников и знакомых) : я не встретила ни одного человека со здоровыми зубами. Это настораживает и пугает.
По итогам исследования можно сделать следующий вывод:
- В нашем селе Ровно необходим стоматологический кабинет или хотя бы выезд стоматолога в школу 2 раза в год.
- Дети должны больше читать литературы о здоровых зубах.
- Регулярно чистить зубы, правильно выбирать зубную щетку и пасту.
- Вести пропаганду здорового образа жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Болезни зубов - самые распространенные заболевания человека, самые беспокоящие. Им практически не уделяется внимания до тех пор, пока они не заставляют «лезть на стенку».
Главной проблемой человека в лечении патологии зубов является страх. Этот страх перед болью - тот камень преткновения, который заставляет человека обращаться к врачу, когда уже поздно лечить зуб и возможно хирургическое вмешательство или удаление.
Большую роль в сохранении здоровых зубов имеет гигиена полости рта, профилактика, правильный выбор зубной щетки, пасты.
Соблюдение гигиены - это краеугольный камень нашего здоровья и высокая гарантия того, что вас обойдут стороной многочисленные болезни полости рта.
Главный закон:
Профилактика + Гигиена = Здоровье