Елена Дедяева
Исследовательская деятельность в подготовительной группе «Лаборатория добрых дел»
▼ Скачать
Исследовательская деятельность детей в подготовительной группе.
Тема: «Лаборатория добрых дел»
Цель: формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей.
Публикация «Исследовательская деятельность в подготовительной группе „Лаборатория добрых дел“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения, опыты с водой, песком, со льдом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле; дидактические игры; моделирование состояний веществ.
Цель: Совершенствование представлений о разнообразных свойствах воды.
Программные задачи: Способствовать закреплению у детей конкретных представлений о свойствах дерева, воды и песка; формировать у детей умение самостоятельно проводить знакомые опыты с веществами; строить гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдение.
Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Материал и оборудование:
Письма от сказочных героев, картинки с изображением Буратино, старичка-боровичка, мамонтёнка. Контейнеры с водой, камни, пластиковый материал на каждого ребенка, брусочки дерева на каждого ребенка. Одноразовые тарелки, ложки, контейнеры пластмассовые, песок сухой в контейнерах, льдинки, сито.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята посмотрите сегодня к нам пришли гости, давайте улыбнемся и поприветствуем наших гостей.
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И др. др. улыбнемся
Пусть в этот осенний холодный день улыбка друга согреет вас.
Воспитатель: Дарить друг другу улыбки это хорошо, а совершать добрые поступки, делать добро - это намного лучше!
Воспитатель: Ребята а давайте мы с вами обратим внимание на наш почтовый ящик не обратился ли к нам кто либо за помощью (Воспитатель достает 3 письма из почтового ящика)
Воспитатель: Ой ребята посмотрите столько писем пришло с просьбой о помощи. Давайте прочитаем первое письмо и узнаем, кто нам написал?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете этого героя? (Буратино). А из какой он сказки? Кто ее написал? Правильно.
Воспитатель: Помочь нас просит Буратино. Ребята, Буратино обрадовался тому, что у него появилась азбука. Побежал он в школу, а на пути у него широкая река, и моста нет. Думал-думал Буратино, как ему перебраться через реку на другой берег. Возникла проблема «Плыть надо – а не знает, умеет ли он плавать». Что же делать? Как помочь Буратино?
Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают
различные гипотезы.
Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он же деревянный.
Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить.
Воспитатель: Скажите ребята, а где мы с вами можем узнать об этом?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите пожалуйста ребята, кто знает что такое лаборатория?
Ответы детей.
молодцы ребята.
Воспитатель: Давайте пройдем в "лабораторию добрых дел"(раздвигаются ширмы дети попадают в лабораторию) присядем за столы.
Воспитатель:Ребята давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать в лаборатории при проведение опытов.
Правило №1. На столах не чего не трогать без разрешения руководителя.
Правило № 2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило № 4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал убери на место.
Правило № 5. Помни - некоторые опыты можно проводить только присутствии взрослого.
Ребята, прежде чем мы пройдем с вами в лабораторию.
Воспитатель:Ребята давайте проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не тонут? А как нам проверить тонет ли предмет из дерева? А что необходимо для опыта?
Дети: Провести опыт, эксперимент
Дети берут предметы (дерево, камень, железо, пластик наливают в тазики воду и проводят эксперимент
Воспитатель:- какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли они держаться на воде? Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с тем, который тонет?
Воспитатель:- Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный).
Воспитатель:- Что же мы посоветуем Буратино?
Дети: Прыгнуть в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.
Воспитатель:- Мои исследователи, о каком же свойстве дерева мы узнали? (Дерево не тонет в воде).
Воспитатель:- Молодцы, ребята. Помогли Буратино попасть в школу.
Открываем второе письмо с просьбой о помощи обращается Старичок-Боровичок. Он прислал нам письмо. Воспитатель читает письмо.
Воспитатель:- Здравствуйте ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, который живет и сторожит растения в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говори, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Старичок-Боровичок.
Воспитатель:Ну, что поможем и выясним, чем же удивителен песок. Что нам нужно сделать, что бы помочь Старичку-Боровичку? А еще Старичок-Боровичок знает, что мы исследователи, а что же будет у нас объектом нашего исследования? (песок).
Воспитатель:- ну что будем искать, а песке что-то удивительное?
Опыт.
Воспитатель:-возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.
Воспитатель:- легко ли сыпется песок?
Самостоятельно выполняют. Пересыпаем из ладошки в ладошку, из оной емкости в другую.
Работа с лупой.
Воспитатель:Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются? (наблюдают)
Воспитатель:- как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
Дети; Песок состоит из отдельных песчинок-кристаллов, которые не скреплены между собой поэтому и рассыпаются.
Воспитатель:- какого они цвета? (темные и светлые)
Воспитатель:- давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие) давайте проверим.
Работа с ситом.
Воспитатель. Через сито просеиваем песок, он сыпется из сито в ёмкость и наоборот. Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)
Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.
Моделируем свойство сыпучести.
Воспитатель:- давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.
Воспитатель:- возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим, что прошел дождик и в одну из баночек он попал - намочите водой песок. Каким стал песок?. Он имеет специфический запах. А куда исчезла вода (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками).
Опыт 2
Воспитатель:Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (сырой - среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных - более тяжелая вода). Иллюстрации о дюнах, барханах. Почему ветер наметает дюны - сухой песок легкий. Видимо здесь и живет друг Старичка-Боровичка. Правда, красиво?
Воспитатель:Аккуратно мерной ложкой возьмите сырой песок и выложите в тарелку.
Работа с лупой.
Воспитатель:Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, так как из мокрого песка выходит воздух. А теперь попробуйте мокрый песок обратно в ёмкость.
Вывод: мокрый песок не сыпется, он липнет.
Воспитатель:И так мы помогли Старичку – Боровичку выяснить об удивительных свойствах песка.
Воспитатель:- Молодцы, ребята. Мы еще раз с вами совершили добрый поступок. Кому мы помогли?
Ответы детей.
Воспитатель:Ну а сейчас ребята пора немного размяться и сделать физминутку
Физминутка
Потрудились- отдохнем
Встанем, глубоко вдохнем
Руки в стороны, вперед
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Воспитатель:- Осталось нам последнее письмо прочитать. С просьбой о помощи к нам обратился Мамонтёнок. Герой какой он сказки? Он отправился к маме на льдине, но он боится, что не доплывет до мамы, и может утонуть?
Воспитатель:Давайте выясним, что такое лед? (лед-это вода, только в твердом состоянии). Где на земле больше всего льда? Посмотрите на глобус. В Антарктике и в Артике. Самый большой ледник в мире – ледник Ламберта в Антарктике. (показ иллюстрации)
Воспитатель:Как вы думаете, как ведут себя льдины под лучами солнца? (они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Арктическое лето очень короткое и не жаркое). Слышали вы что то об айсбергах? (дети отвечают)
Воспитатель:Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут?. Давайте проверим. Проходите в нашу лабораторию.
Опыт.
Воспитатель:Берите лед и опускайте его в воду. Что происходит? Почему лед не тонет? Вес воды больше чем вес льда. Во льду есть пузырьки воздуха.
Вывод: выталкивающая сила воды больше веса льда. Значит мы можем сказать Мамонтёнку, что льдина его не растает.
Воспитатель:А теперь ребята встаньте из-за столов, снимите халаты повесьте их аккуратно на стулья, задвиньте стулья.
Воспитатель:Ребята надо помнить всегда, что в лаборатории все должно находиться на своих местах, чисто и аккуратно.
Воспитатель:Ребята а давайте мы вспомним кому мы помогли.
Воспитатель:А как вы думаете мы сегодня совершили добрые дела?
Воспитатель:Молодцы ребята я вами очень довольна, вот теперь я с гордостью могу сказать что вы являетесь настоящими юными исследователями.
Воспитатель:Но это еще не все. А теперь торжественный момент награждение.
Дети награждаются медалями "ЮННЫЙ ИСЛЕДОВАТЕЛЬ".