Марине Бабаджанян
Исследовательская деятельность в подготовительной группе детского сада
▼ Скачать
Исследовательская деятельность в подготовительной группе детского сада
«Свойства воды»
Цели:
Способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике, способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Публикация «Исследовательская деятельность в подготовительной группе детского сада» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами превратимся в исследователей и будем проводить опыты с водой, чтобы узнать её свойства.
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите в нашу лабораторию, где нас ждут различные предметы для исследования воды.
-Какой формы вода?
На столе лежат контейнеры разных форм.
Воспитатель: Какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем форму и наполним ее водой. Перельем эту воду в другую форму. Форма, которую принимает вода, все время меняется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
-Вода растворитель.
Воспитатель: Всем известно, что есть вещества, которые растворяются в воде.
Какие вещества растворяет вода (ответы детей). Предлагаю вам в нашей лаборатории определить растворимость в воде таких веществ, как поваренная соль, сахар, речной песок и глина.
Воспитатель: Мы с вами проведём опыт с поваренной солью.
В прозрачный стакан наливаю кипяченую воду. Всыпает в воду небольшое количество поваренной соли. Группа наблюдает, что происходит с кристалликами соли, и исследует воду на вкус.
-Изменился ли цвет воды? (Цвет не изменился)
-Изменился ли вкус воды? (Вода стала соленой)
-Можно ли сказать, что соль исчезла? (Да, она растворилась, исчезла, ее не видно)
- Сделайте вывод. (Соль растворилась)
Воспитатель: Проделаем такой же опыт еще раз, только вместо соли положим чайную ложку сахарного песка.
-Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность воды не изменилась)
-Изменился ли цвет воды? (Цвет воды не изменился)
-Изменился ли вкус воды? (Вода стала сладкой)
-Можно ли сказать, что сахар исчез? (Сахар стал невидимым в воде, вода его растворила)
- Сделайте вывод. (Сахар растворился)
Воспитатель: Предлагаю провести опыт с речным песком.
Ребенок размешивает в стакане с водой чайную ложку речного песка. Даем смеси отстояться. Наблюдаем, что происходит с песчинками и водой.
-Изменилась ли прозрачность воды? (Вода стала мутной, грязной)
-Изменился ли цвет воды? (Цвет воды изменился)
-Исчезли ли песчинки? (Более тяжелые песчинки опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной)
- Сделайте вывод. (Песок не растворился)
-Какого цвета вода?
Воспитатель: Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды.
Физкультминутка: «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
-Фильтрование воды.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.
-Различные состояния воды.
Воспитатель : Ребята, сейчас я вам что-то раздам (достаю кусочки льда из специальной формы и кладу по кусочку каждому ребёнку в ладонь.)
Воспитатель:
-Скажите, что это? (Лёд.)
- Какой он? (Твёрдый, тяжёлый, холодный.)
- Подержите его в тёплой ладошке. Что с ним происходит? (Он тает и превращается в воду.)
- Исходя из этого, что можно сказать про лёд? (Лёд – это замороженная вода.)
Открываю крышку термоса.
- Смотрите внимательно, я открываю крышку. Что вы видите? (Из термоса идет пар.)
Подношу к отверстию зеркало.
-Посмотрите, что появились на зеркале? (Капельки воды.)
- Откуда они взялись? (Пар остыл и осел на стекло каплями воды.)
- Ребята, пар это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар.
- А теперь я предлагаю решить вам вот какую задачу. Переместите воду из одного стакана в другой. Как это сделать? (Воду надо перелить.)
- Почему вода перелилась из одного стакана в другой? (Вода жидкая.)
Вывод. Вода может находиться в трё х состояниях:
Лёд – это твёрдая, замороженная вода.
Пар – это нагретая до состояния кипения, парообразная вода.
Жидкая – это обычная вода.
Подводим итоги: какие свойства у воды и в каких состояниях бывает она.