Сайгина Юлия
Исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы «Песок. Свойства сухого и мокрого песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Песок. Свойства сухого и мокрого песка»
Цели:
• Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.
• Доказать, что мокрый песок не пересыпается и может принимать любую форму.
• Узнать, в какой песок (сухой или мокрый) предметы погружаются глубже.
Оборудование:
• Сухой и мокрый песок;
• Два подноса;
• Формочки и совки для песка;
• Сито;
• Два тазика;
• Тяжелый стальной брусок;
• Маркер.
Публикация «Исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы „Песок, Свойства сухого и мокрого песка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Ход занятия:
Опыт № 1 «Конус из песка»
Берём горсть сухого песка и медленно высыпаем его струйкой в одну точку, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно на этом месте образуется конус, который растёт в высоту и занимает всё большую площадь у основания.
- Что произойдёт, если долго сыпать песок в одну точку?
- (Ответы детей).
- На песчаном конусе будут возникать «сплывы» - движение песка, похожее на течение.
- Почему же так происходит?
- (Ответы детей).
- Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит?
- Из отдельных песчинок.
- Скреплены ли они друг с другом?
- Нет!
- Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.
Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.
Опыт № 2 «Свойства мокрого песка»
Теперь попробуем насыпать такими же струйками мокрый песок. Сделать это уже не получается.
- Почему?
- (Ответы детей).
- Как мы выяснили в первом опыте, в сухом песке отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. А что же произошло с мокрым?
- (Ответы детей).
- А дело вот в чём. В сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке.
Далее предлагаем детям слепить куличики сначала из мокрого, а затем из сухого песка.
- Почему это получилось только из мокрого песка.
- (Ответы детей).
- Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. А что произойдёт, когда мы оставим наши куличики до завтрашнего дня?
- (Ответы детей).
- На следующий день мы увидим, что наши куличики рассыпаются. А произойдёт это потому что в теплом помещении вода испарится, и больше нечему будет склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.
Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.
Опыт № 3 «Погружение предметов в мокрый и сухой песок»
Подготовим две ёмкости. В одной сухой песок, в другой мокрый. Аккуратно, без надавливания, положим на мокрый песок стальной брусок. Отметим маркером уровень его погружения в песок. Затем повторим опыт с сухим песком. Сравним маркерные отметки на бруске. Видно, что в мокрый песок он погрузится в него намного меньше, чем в сухой. Почему же так происходит? У сухого песка между песчинками был воздух, брусок своей тяжестью сжал песчинки, вытеснив воздух. У мокрого песка песчинки склеены водой, поэтому сжать их намного сложнее, именно поэтому в мокрый песок брусок погружается на меньшую глубину, чем в сухой.
Вывод: В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.