Мария Костина
Исследовательская деятельность с детьми «Чьи это листочки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность с детьми: «Чьи это листочки?»
Цель:
Расширять и закреплять представления детей о деревьях, их особенностях, о том какой лист у каждого дерева.
Образовательные задачи:
1. Закреплять и обобщать знания детей о мире растений и в частности о деревьях; их многообразии и особенностях;
2. Закреплять умение дифференцировать деревья по листьям;
3. Закрепить знания детей о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
Публикация «Исследовательская деятельность с детьми „Чьи это листочки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие задачи:
1. Исследовать с детьми строение листа, опытным путем, сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях;
2. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы;
3. Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение;
4. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;
5. Расширять и активизировать словарь детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к деревьям и природе в целом;
2. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
Словарь: природа, дерево, листья, хлорофилл, листопад, хвоя,
Материал: Картинки деревьев, сухие и зеленые листья, молоточки, бумажные белые салфетки, бумажные лупы с листиками внутри, бумажные лупы для детей
Предварительная работа: рассматривание деревьев и листьев во время прогулки, чтение произведений о деревьях.
Ход занятия:
Ритуал приветствия с детьми перед началом занятия:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы не только будем узнавать новый материал, но и проведем опыт и эксперимент для того, чтобы получить ответы на вопросы. Кроме этого, вас ждет много интересных заданий и игр.
Давайте посмотрим на картинки, что на них изображено?
- деревья (ответы детей)
- Вы знаете, как они называются?
Ответы детей.
- Деревья бывают двух видов: лиственные деревья и хвойные деревья.
Листья лиственных деревьев к ноябрю желтеют и опадают, так как осенью им уже не хватает солнечного света и питательных веществ. Но есть и другие деревья, которые не сбрасывают листья. Их листва похожа на иголочки и называется хвоей. Хвоя обновляется постепенно в течение всей жизни дерева. Такие деревья называют вечнозелеными, так как хвоя не меняет свой цвет вне зависимости от сезона. Правда есть ребята одно исключительное хвойное деревце, у которого и окрас хвои меняется, и хвоя по осени опадает… А называется это дерево лиственница. Само название у нее какое…ЛИСТвенница… В конце лета или ранней осенью лиственница предстаёт в праздничном, золотисто-оранжевом наряде. Ударят первые крепкие заморозки, и золотистая хвоя начинает тихо струиться с деревьев. Всего за несколько дней теряют лиственницы свой величественный убор, да так и остаются на всю зиму оголёнными.
Ребята сейчас мы с Вами будем отгадывать, какие листики какому дереву принадлежать.
Исследовательская деятельность «Ищем листики лупой»
- У Вас на столах лежать коробочки с листочками и наши волшебные лупы.
Я Вам буду показывать листочек в лупе, Вы мне называете с какого дерева этот листок, а потом своей «волшебной» лупой будете искать такой же листик у себя в коробочке.
Для угадывания детям предлагается 11 видов листиков: липа, береза, клен, дуб, ель, сосна, черемуха, вяз, рябина, тополь, яблоня.
- Замечательно! Вам понравилось искать листочки?
Ответы детей.
- А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу, которое называется хлорофилл. Это вещество помогает травам и деревьям "дышать". Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Опыт «Почему лист зеленый?»
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутой пополам белой салфетки. Теперь деревянным молоточком (кубиком) сильно постучите по листочку сквозь салфетку. Что вы обнаружили в ходе опыта? На салфетке появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет.
Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается и наконец пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью?
- Оранжевые, красные, коричневые. (ответы детей)
Физминутка "Мы – листики осенние"
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)
- Отдохнули? Давайте продолжать
Эксперимент «Как листья опадают»
- На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному? Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
- Молодцы ребята! Давайте соберем все листики снова в наши коробочки.
Дидактическое упражнение «Ветер и листочек»
Перед вами зеленые листы бумаги, изображающие землю с травой. Возьмите желтый листок и поднимите его над зеленым листом бумаги. Теперь внимательно слушайте и выполняйте:
Листок медленно опустите в самый центр зеленого листа бумаги.
Подул ветерок и листок перелетел влево.
Снова подул ветерок и перенес листочек в вправо.
Ветер закружил листочек по кругу.
Ветер перенес листочек в верхний правый угол.
А теперь листочек полетел в нижний левый угол.
Листочек снова перенесся в центр.
Сдуйте листочек сильным выдохом, не надувая щеки.
- Какие Вы у меня молодцы. Все у Вас получается. Как Вы думаете, нужно ли нам оберегать деревья? Заботиться о них?
Давайте с Вами вспомним правила, как заботиться о деревьях:
• Не вырезайте надписи на деревьях.
• Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев.
• Не вырывай кустарники с корнем.
- Молодцы! Запомните: «Растения и деревья без человека выживут, а человек без них нет!».
Деревья очень важны для нас и нужны нам, т. к. деревья – это наш кислород, они очищают воздух; спасают нас от жары – давая нам тень; дают нам бумагу и в холодное время служат нам топочным материалом; они украшают нашу планету, т. к. без них было бы пустынно и пусто на Земле; дают пищу людям и животным; являются домом для многих зверей.
- Нужно беречь деревья, ведь из одного дерева можно сделать 1000000 спичек, а одной – сжечь 1000000 деревьев.
Все в природе разумно. Берегите природу.
- Ребята, у меня есть интересный кубик. Посмотрите какой он красочный. Предлагаю Вам с ним поиграть и повторить и закрепить то, что мы уже знаем о деревьях, а может узнать что –то новое.
Кубик «Блума»
Дети, кот. изъявили желание, кидают кубик и отвечают на вопросы.
- Какие Вы молодцы! Ну что, продолжим дальше играть? Вставайте со своих мест. Сейчас я буду называть деревья, а ваша задача: если услышите название дерева – тянетесь вверх ручками и вставайте на носочки; но если вы слышите лишнее слово, «не название дерева», то вы приседаете. Будьте внимательны! Поехали:
Игра «что лишнее?»
ДУБ, БЕРЕЗА, ЛИПА, СВЁКЛА, СОСНА, ЕЛЬ, ШИШКА, ЛИСТВЕННИЦА, ЦВЕТОК, КОНФЕТА, ИВА, ЖЕЛУДЬ, ДУБ, КОШКА, РЯБИНА, ЯБЛОКО, КЛЕН, ЯБЛОНЯ, ТЮЛЬПАН, ПИХТА, КЛУБНИКА, КЕДР, ТОПОЛЬ, БЕРЕЗА и т. д.
- Прекрасно. Ну что, немного отдохнули? Садитесь на свои места. Поиграем еще?
- Да. (ответы детей)
Лексическая игра «Дерево – это… Продолжи ряд»
«Для птицы дерево – это…»
Варианты ответов: столовая; место для постройки гнезда; место, где она может спрятаться; и т. п.
«Для художника дерево – это….»
Варианты ответов: объект для картины; источник вдохновения; и т. п.
«Для усталого путника раскидистое дерево – это….»
Варианты ответов: место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца; отдохнуть; перекусить его плодами; и т. п.
«Для сельского жителя дерево – это….»
Варианты ответов: чистый воздух; прохлада в зной; «зонтик» от дождя; место для отдыха; перекусить его плодами; и т. п.
- Ребята наше занятие подходит к концу. Вы очень хорошо постарались. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали?
- Какие бывают деревья; какие у них листочки; что делает лист зеленым и почему он желтеет; для чего нужны деревья; правила ухода за ними; и т. п. (ответы детей).
Ритуал окончания занятия с детьми: «Прощанье»
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
- До свидания ребята! Спасибо Вам за хорошее занятие.
*ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Если дети не устали, можно в конце занятия предложить еще поиграть в одну игру:
Дидактическая игра «Расскажи про листок»
Игра учит составлению сложных предложений, у дошкольников расширяется представление о цветах и формах. Для занятия подготовьте высушенные листья разных видов деревьев, знакомых детям. Либо распечатайте реалистичные изображения. Каждый воспитанник по очереди выбирает листок, который ему приглянулся больше остальных, пытается развернуто его описать.
Список используемой литературы:
3. И. Л. Саво. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. Санкт-Петербург «Детство - Пресс» 2010г.