Татьяна Перова
Исследовательская деятельность на занятии в средней группе «Знакомство с осенними листьями»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : Знакомство с осенними листьями
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель:
- Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов с опорой на разные органы чувств.
- Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете свойства, но и менее заметные, скрытые; выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.
- Обогащать представления о мире природы.
Развитие сенсорной культуры
Публикация «Исследовательская деятельность на занятии в средней группе „Знакомство с осенними листьями“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
- Различение и называние цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый; 2-3 оттенка цвета (светло-зеленый, темно-зелёный).
- Различение и называние геометрических фигур (круг, овал, треугольник).
- Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (лист красный, зелёный, лёгкий, мягкий, сухой, мокрый).
- Сравнение предметов, выделение отличия и сходства по 2-3 признакам, освоение группировки (по цвету, форме, размеру). Описание предмета по 2-3 основным свойствам.
Ребенок открывает мир природы
- Знакомство с новыми представителями растений.
- Выделение разнообразия растений.
- Распознавание свойств и качеств природных материалов (шелест осенней листвы, липкость мокрого листа и т. д.).
- Сравнение хорошо знакомых объектов природы, выделение признаков отличия.
Обогащение словаря, развитие правильного словопроизношения
- Обогащение словаря посредством ознакомления детей со свойствами предметов в ходе выполнения исследовательских действий.
- Развитие умения чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения.
Формы деятельности детей
- Прогулка на участке, исследовательская, игровая, литературная.
Содержание занятия
Организационный момент
Прогулка проходит по расписанию, в тёплый осенний день, деревья оделись в осенний наряд.
Беседа
Проходит недалеко от деревьев (рябина, береза, тополь, дуб,
вишня, каштан, растущих на участке детского сада. Воспитатель обращает внимание детей на особенности осеннего дня, красоту осенних деревьев, листьев. Дети слушают, отвечают (участие в беседе всех детей группы).
- Сегодня у нас занятие на прогулке. Посмотрите, как украшены деревья в нашем саду разноцветными листьями. Такие пёстрые листья – один из признаков осени. Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Назовите, пожалуйста, другие признаки осени (осенью становится холоднее, опадают листья с деревьев).
Отгадывание загадок
- Послушайте и отгадайте загадки:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят.
И летят, летят, летят.
(Осень)
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? -.
(Осень)
Растут — зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат — почернеют.
(Листья)
Познавательно-исследовательская деятельность «Строение листа дерева»
- Собираем листья разных пород деревьев.
- Рассматриваем деревья разных пород.
- Запоминаем, как выглядят листочки разных деревьев.
- Давайте рассмотрим подробно строение листа. Лист состоит из двух частей – листовой пластинки и черешка. С помощью черешка лист прикрепляется к стеблю. На листовой пластинке очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Из листовой пластинки жилки переходят в черешок.
Разнообразие листьев. Например, у дерева осины листья имеют всего лишь одну листовую пластинку. Такие листья, как правило, называют простыми. А вот у таких деревьев как рябина либо ясень листья имеют несколько листовых пластинок, которые прикреплены к одному главному черешку. Такие листья называются сложными.
Если взять для сравнения два листочка различных деревьев либо растений, то можно увидеть, листовые пластинки у них разнообразны. Так, например, у осины они округлые, у вишни – овальные, у берёзы в форме треугольника. Листья отличаются по форме, по размеру, по цвету.
Упражнения на узнавание деревьев по форме, размеру, цвету листьев
Дети слушают, отвечают (участие в беседе всех детей группы). Воспитатель контролирует произношение слов.
- С каких деревьев листья?
- Какой формы листья?
- Размер листьев. У какого дерева самый большой лист?
- У какого дерева самый маленький лист?
- Какого цвета листья. Назовите цвета?
Воспитатель читает стихи
Осенние листья И. Токмакова
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят.
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Развитие сенсорной культуры
- Назовите деревья, растущие у нас на участке?
- Из чего состоит лист?
- Какая форма у листьев?
- Какие листья простые?
- Какие листья сложные?
- Какого цвета осенние листья?
Дети проговаривают по цепочке. Все по очереди произносят слова (развивают умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения). Прикасаются к листьям, берут опавшие листья в ладошки.
Организация рефлексии
Воспитатель начинает предложение, а дети по цепочке его заканчивают.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- я понял, что…
- я почувствовал, что…
- меня удивило…
- мне понравилось…
- сегодня мне прогулка понравилась потому, что … (высказывания детей).
Организация самооценки
Воспитатель начинает предложение, а дети по цепочке его заканчивают:
- прогулка для меня показалась – короткой / длинной;
- мое настроение - стало лучше / стало хуже;
- на прогулке мне было – интересно / не интересно;
- я всё понял / не понял.
Окончание занятия
- Сегодня мы с вами познакомились с особенностями осенних листьев, я думаю, что для себя вы узнали много нового и интересного. Прогулка закончилась, мы идём в помещение детского сада.