Оксана Николи
Исследовательская деятельность как средство развития мышления старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мышление
Как показывает практика, дети старшего дошкольного возраста, задают очень много вопросов: откуда, зачем, как, почему?.
Мы с вами, коллеги, как никто другой, знаем, что для ребенка-дошкольника характерны любознательность, усиленная познавательная активность, повышенная потребность в умственной нагрузке. У ребенка-дошкольника развиты : интуиция, яркость, конкретность представляемых образцов и легкость манипулирования ими.
Публикация «Исследовательская деятельность как средство развития мышления старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Дети задают вопросы потому, что хотят получить информацию о том или ином предмете или явлении, у них расширяется кругозор об окружающем их мире, задают и потому, что в виду своих индивидуальных и возрастных особенностей у них развиваются психические процессы, т. е ребенок-дошкольник развивается. У ребенка развиваются память, воображение, внимание, речь, мышление.
Что же такое мышление?
Такие ученые, как Лев Семенович Выговский, Александр Владимирович Запорожец, Леонид Абрамович Венгре, Петр Яковлевич Гальперин и другие уделяли большое внимание данному вопросу и установили что: мышление – это высшая ступень познания человеком действительности. Через органы чувств – это единственные каналы связи организма с окружающим (внешним) миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом, а затем ребенок применяет ее для решения мыслительных задач. Решая мыслительные задачи, которые ставит перед ребенком жизнь, ребенок размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.
Сначала у ребенка формируются представления о предмете или явлении (это мяч, он красный, круглый, катится, затем знания об этом предмете или явлении (это мяч, он большой, красный с зелеными полосками, круглый, катится, сделан из резины, легко скачет, развивается умение использовать предмет, его свойства и качества в жизнедеятельности (игре, (это мяч, он большой, красный с зелеными полосками, круглый, катится, сделан из резины, в воде не тонет, в мяч можно играть в волейбол, футбол, регби и т д., т. е у ребенка развивается умение действовать с ним, манипулировать.
И, наконец, накопленная информация о предметах или явлениях (создан образ) помогает ребенку устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и формулировать выводы (помогает мыслить, строить высказывания и выражать их в устной форме)
Отсюда, выделяют последовательные ступени интеллектуального развития :
1. Наглядно-действенное мышление
2. Наглядно-образное мышление
3. Словесно-логическое мышление
Как развивать мышление ребенка, какими способами?
Существуют достаточно много способов развития мышления. Такими способами могут быть:
-дидактические игры и упражнение;
-отгадывание загадок;
-наблюдение;
-рассматривание объектов;
-решение логических задач, выполнение заданий;
-проведение опытов и экспериментов в ходе познавательно-исследовательской деятельности.
Ребенок с помощью взрослого (взрослый организовывает, создает определенные условия, развивающую среду определенным оборудованием и материалами, стимулирует) или же самостоятельно (посредством игры, действий с предметами) исследует объект (явления, его свойства и качества и получает необходимую информацию. Эта информация перерабатывается, накапливается, дополняется, уточняется и используется в нужный момент.
Понятие «познавательно – исследовательская деятельность»
Познавательно-исследовательская деятельность – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Задачи, решаемые в ходе проведения познавательно-исследовательской деятельности
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей)
3. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Методы и приемы, используемые в работе с детьми:
-наблюдения (длительные, краткосрочные, цикличные);
-труд в природе, практическая деятельность (сбор шишек, листьев);
-опыты и эксперименты;
-метод проектной деятельности;
-игра;
-рассматривание иллюстраций, фотоальбомов;
-чтение, беседы (М. Пришвин, В Бианки)
Направления работы с детьми
1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др. Например, «Жизненные циклы цветка», «Как появляются листья»).
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др. Например, «Что легче?», «Свойства воды»).
3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др. Например, «Есть ли воздух внутри нас?», «Тонет - не тонет», «Свойства бумаги»)
Ожидаемые результаты
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Он умеет договариваться, адекватно проявляет свои чувства, обладает развитым воображением, которое может применять в разных видах деятельности.
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выразить свои мысли, чувства и желания.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он контролирует свои движения и управляет ими, проявляет любознательность, пытается придумать самостоятельно ответ на поставленный вопрос.
Значение познавательно-исследовательской деятельности
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка.
Она позволяет спроектировать ситуации развития психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через пробуждение но, и изнутри – путем построения деятельности, педагога и ребенка.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей происходит формирование мышления, развитие собственного познавательного опыта, инициативности, сообразительности, самостоятельности, развитие речи. Расширяется кругозор, вырабатывается гуманно-ценностное отношение к окружающей действительности.