Приложение МААМ

Исследовательская деятельность как средство развития мышления старших дошкольников

Оксана Николи
Исследовательская деятельность как средство развития мышления старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Мышление

Как показывает практика, дети старшего дошкольного возраста, задают очень много вопросов: откуда, зачем, как, почему?.

Мы с вами, коллеги, как никто другой, знаем, что для ребенка-дошкольника характерны любознательность, усиленная познавательная активность, повышенная потребность в умственной нагрузке. У ребенка-дошкольника развиты : интуиция, яркость, конкретность представляемых образцов и легкость манипулирования ими.

Публикация «Исследовательская деятельность как средство развития мышления старших дошкольников» размещена в разделах

Дети задают вопросы потому, что хотят получить информацию о том или ином предмете или явлении, у них расширяется кругозор об окружающем их мире, задают и потому, что в виду своих индивидуальных и возрастных особенностей у них развиваются психические процессы, т. е ребенок-дошкольник развивается. У ребенка развиваются память, воображение, внимание, речь, мышление.

Что же такое мышление?

Такие ученые, как Лев Семенович Выговский, Александр Владимирович Запорожец, Леонид Абрамович Венгре, Петр Яковлевич Гальперин и другие уделяли большое внимание данному вопросу и установили что: мышление – это высшая ступень познания человеком действительности. Через органы чувств – это единственные каналы связи организма с окружающим (внешним) миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом, а затем ребенок применяет ее для решения мыслительных задач. Решая мыслительные задачи, которые ставит перед ребенком жизнь, ребенок размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Сначала у ребенка формируются представления о предмете или явлении (это мяч, он красный, круглый, катится, затем знания об этом предмете или явлении (это мяч, он большой, красный с зелеными полосками, круглый, катится, сделан из резины, легко скачет, развивается умение использовать предмет, его свойства и качества в жизнедеятельности (игре, (это мяч, он большой, красный с зелеными полосками, круглый, катится, сделан из резины, в воде не тонет, в мяч можно играть в волейбол, футбол, регби и т д., т. е у ребенка развивается умение действовать с ним, манипулировать.

И, наконец, накопленная информация о предметах или явлениях (создан образ) помогает ребенку устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и формулировать выводы (помогает мыслить, строить высказывания и выражать их в устной форме)

Отсюда, выделяют последовательные ступени интеллектуального развития :

1. Наглядно-действенное мышление

2. Наглядно-образное мышление

3. Словесно-логическое мышление

Как развивать мышление ребенка, какими способами?

Существуют достаточно много способов развития мышления. Такими способами могут быть:

-дидактические игры и упражнение;

-отгадывание загадок;

-наблюдение;

-рассматривание объектов;

-решение логических задач, выполнение заданий;

-проведение опытов и экспериментов в ходе познавательно-исследовательской деятельности.

Ребенок с помощью взрослого (взрослый организовывает, создает определенные условия, развивающую среду определенным оборудованием и материалами, стимулирует) или же самостоятельно (посредством игры, действий с предметами) исследует объект (явления, его свойства и качества и получает необходимую информацию. Эта информация перерабатывается, накапливается, дополняется, уточняется и используется в нужный момент.

Понятие «познавательно – исследовательская деятельность»

Познавательно-исследовательская деятельность – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Задачи, решаемые в ходе проведения познавательно-исследовательской деятельности

1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей)

3. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Методы и приемы, используемые в работе с детьми:

-наблюдения (длительные, краткосрочные, цикличные);

-труд в природе, практическая деятельность (сбор шишек, листьев);

-опыты и эксперименты;

-метод проектной деятельности;

-игра;

-рассматривание иллюстраций, фотоальбомов;

-чтение, беседы (М. Пришвин, В Бианки)

Направления работы с детьми

1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др. Например, «Жизненные циклы цветка», «Как появляются листья»).

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др. Например, «Что легче?», «Свойства воды»).

3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др. Например, «Есть ли воздух внутри нас?», «Тонет - не тонет», «Свойства бумаги»)

Ожидаемые результаты

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Он умеет договариваться, адекватно проявляет свои чувства, обладает развитым воображением, которое может применять в разных видах деятельности.

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выразить свои мысли, чувства и желания.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он контролирует свои движения и управляет ими, проявляет любознательность, пытается придумать самостоятельно ответ на поставленный вопрос.

Значение познавательно-исследовательской деятельности

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка.

Она позволяет спроектировать ситуации развития психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через пробуждение но, и изнутри – путем построения деятельности, педагога и ребенка.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей происходит формирование мышления, развитие собственного познавательного опыта, инициативности, сообразительности, самостоятельности, развитие речи. Расширяется кругозор, вырабатывается гуманно-ценностное отношение к окружающей действительности.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольниковЛогико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников Дошкoльное детство – это период интенсивного развития психических процессов. Oдним из наиболее важных процессов является мышление. Основными.

Фотоотчет «Изобразительная деятельность дошкольников в разных жанрах как средство эстетического развития»Фотоотчет «Изобразительная деятельность дошкольников в разных жанрах как средство эстетического развития» Отчёт музыкального руководителя о проделанной работе по теме «Изобразительная деятельность дошкольников в разных жанрах как средство эстетического.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность старших дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность как средство развития мышления старших дошкольников
Опубликовано: 2 июня 2024 в 16:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская деятельность как средство развития мышления старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Николи (УИ 441672) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД