Татьяна Семина
Исследование уровня пространственно-временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи по методике Семаго
▼ Скачать + Заказать документы
Особенностями развития детей с тяжелыми нарушениями речи являются трудности в овладении в период школьного обучения чтением и письмом. Эти процессы основаны на фонематическом восприятии, анализе, зрительных и пространственных представлениях. Способность ребенка своевременно овладеть навыками чтения и письма зависит от умения восприятия, различения, запоминания и воспроизведения последовательностей звуков или букв. У детей с тяжелыми нарушениями речи пространственно-временные представления к началу обучения в школе зачастую сформированы недостаточны. Поэтому своевременное выявление и коррекция их недоразвития является важным звеном в системе коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
Публикация «Исследование уровня пространственно-временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи по методике Семаго» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Рассмотрим диагностико – коррекционную методику, направленную на выявление и коррекцию нарушений временных и пространственных представлений и последовательностей.
Методика М. Семаго и Н. Я. Семаго предполагает исследование пространственно-временных представлений на четырех уровнях. В основе выделения уровней в структуре пространственных представлений лежит последовательность овладения ребенком пространственными представлениями.
На первом уровне обследуются пространственные представления о собственном теле. В первую очередь необходимо выяснить и использовать в опросе слова, обозначающие части тела и лица, которые известны ребенку. Предложить оценить, что у него на лице, где и как располагаются отдельные части его тела, сначала по вертикале, а потом по горизонтали. На этом же уровне содержатся задания на анализ расположения рук и частей рук относительно собственного тела и относительно друг друга.
Во втором уровне исследуются пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Ребенку предлагается показать предметы, которые находятся слева, справа от него, где находится шкаф, окно и так далее.
На третьем уровне обследуются пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов, выявляется уровень вербализации пространственных представлений с использованием иллюстративного материала из диагностического альбома авторов. Ребенку показывается коробочка с лежащим на ней карандашом/ручкой. Предлагаются следующие вопросы, что находится ближе, что ниже, что выше, чем и так далее. Эти предметы называются с использованием предлогов.
Четвертый уровень предусматривает исследование лингвистических представлений (пространство языка). Оценивается понимание и возможность использования пространственно-временных и причинно-следственных речевых конструкций. Делается последовательный анализ возможности словообразования, а также сравнение прилагательных, подбор противоположностей, понимание и формирование пространственно–временных и причинно-следственных речевых конструкций.
Исходя из анализа методики, мы делаем вывод, что в ее основе лежит принцип последовательного формирования пространственных представлений. Цель каждого этапа диагностики – выявление зоны актуального развития пространственных представлений и определение зоны ближайшего развития для определения путей коррекции нарушенных функций.
Несмотря на то, что методика применяется с использованием наглядного материала авторов и вербальной инструкции, она может быть использована только в индивидуальной форме. Это предполагает использование большего времени, чем при групповом и подгрупповом обследовании. Кроме того, могут быть сложности в подаче инструкции, если у ребенка плохо развито понимание речи.
Для исследования уровня развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста используется методика Р. Ф. Галлямовой. Исследование позволяет определить у старших дошкольников пробелы в знаниях частей дня, дней недели, их порядка и умения определять, какой день был вчера, сегодня, завтра; о названиях и порядке месяцев, временах года и о том, какие месяцы составляют определенное время года; возможность определять время, в том числе при цикличности природных явлений. Обследование временных представлений проводится по вербальной инструкции с использованием наглядного материала, и состоит из четырех серий.
Первая серия обследования предполагает исследование знаний ребенком названий частей суток, определять их по циклическому характеру природных явлений и видов деятельности. Ребенку предоставляется картинный материал с изображением действий человека и явлений природы в различное время суток. Предлагается назвать по порядку время суток и соответствующие действия человека.
Вторая серия обследования помогает выявить знания ребенка о днях недели, их порядке и умение определять, какой день был вчера, сегодня, завтра. Предлагается стимульный материал в виде карточек с символами занятий или режимных моментов, относящихся к тому или иному дню недели. Дается словесная инструкция на соотнесение символа с днем недели.
Третья серия обследования определяет, насколько ребенок ориентируется в названиях месяцев и времен года, последовательности месяцев во времени года. В качестве наглядного материала предлагаются картинки с изображением времен года, явлений природы, связанных с ними, полоска с цифрами от 1 до 12.
Четвертая серия выявляет сформированность умений в определении времени с помощью календаря и механических часов. Обследование проводится так же по вербальной инструкции.
Применение методики может быть затруднено, если ребенок не знаком с устройством часов и календаря. Обследование проводится индивидуально, что требует большего времени. Кроме того, вербальная инструкция может быть малодоступна детям с трудностями понимания речи.