Приложение МААМ

Исследование на тему: Использование игровых упражнений по совершенствованию моторики рук как средство речевого развития

Мария Гаврикова
Исследование на тему: Использование игровых упражнений по совершенствованию моторики рук как средство речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы

Цель исследования - изучение и выявление эффективных и актуальных игровых приемов развития мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: мелкая моторика рук у дошкольников с общим недоразвитием речи

Предмет исследования: игровые приемы развития мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Публикация «Исследование на тему: Использование игровых упражнений по совершенствованию моторики рук как средство речевого развития» размещена в разделах

Задачи исследования: Изучение логопедической и психолого-педагогической литературы по теме исследования; Выявление специфических особенностей развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи; Подбор комплекса игр и упражнений по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи; Дать оценку эффективности и анализ используемым играм и упражнениям по развитию меткой моторки рук у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Поставленные цели и задачи определили методики исследования:

1. (Гризик Т. И.) Обследование мелкой моторики «Статистические упражнения». Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.

2. (Гризик Т. И.) «Динамические упражнения и тактильная проба».

Цель обследования – проверить, как ребенок может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление, умение определять предмет на ощупь, по форме и качеству.

3. (Гризик Т. И.) «Сила тонуса и координация движений». Цель обследования – проверить умение ребенком выполнять тонкие дифференцированные движения рук, контролировать силу рук.

4. (Гризик Т. И.) «Обследование щепоти руки». Цель обследования – проверить умение согласованности действий обеих рук.

5. Коррекционная методика Большаковой С. Е. Цель методики – формирование мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Приступая к исследованию, мы предположили, что развитие мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи возможно осуществить, используя пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры и упражнения.

Для проведения данного исследования нужно было создать методику, с учетом всех важных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи. Занятия по развитию мелкой моторики рук включались в физкультминутки и логопедические занятия детей, будь то индивидуальная или групповая форма взаимодействия. Методика была построена и осуществлена по определенным рекомендациям для организации специальных коррекционных занятий. Но основу составляли именно специально подобранные упражнения, которые, по мнению авторов, наиболее эффективны, продуктивны, развивают мелкую моторику рук, ритм рук, обучают каким-то навыкам, очень полезны при поступлении в школу и обучении письму.

В методику были включены не только считалочки, пальчиковые игры и гимнастика, но и различные рассказы и инсценировки, включающие двигательные задания. Таким образом, происходило не только моторное развитие, но и общее развитие ребенка, его речи.

Предложенные упражнения также развивали и стимулировали развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения.

Содержание разделов соответствует коррекционной программе (Большаковой С. Е., Бабиной Г. В.) и календарному плану указанного учреждения для дошкольников. Теоретическими основами коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи являются концептуальные положения И. П. Павлова, Л. А. Леонтьева, А. Р. Лурия. Содержание разделов базируется на играх и упражнениях предложенных С. Е. Большаковой, Г. В. Бабиной, Г. Г. Бардышевой, Т. А. Ткаченко, Л. В. Фоминой.

Исследование состояло из 3-х этапов:

1. Констатирующий. Включал в себя поиск и применение эффективных методик для диагностики нарушений мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, обработку полученных данных. Перед нами стояла цель – выявление нарушения мелкой моторики у дошкольников 5-6 лет.

2. Формирующий. Включал в себя подбор методики по коррекции нарушений моторной сферы у детей с ОНР. Целью этого этапа был отбор и апробирование методики для коррекции нарушения по теме выпускной квалификационной работы, разработка плана ежедневных занятий с группой испытуемых.

3. Заключительный. Включал в себя анализ проведенной работы. Было проведено финальное обследование состояния мелкой моторики, всех ее компонентов. Затем были подсчитаны результаты, проведено сравнение с результатами первичного обследования. После этого была проанализирована эффективность методики, подтверждение или опровержение нашей гипотезы.

Анализ результатов. Обследование кинестетического праксиса дошкольников по методике «Статистические упражнения» выявило, что количество детей с высоким уровнем развития кинестетического праксиса возросло в два раза.

Обследование тактильного навыка и динамической работы по методике «Динамические упражнения и тактильная проба» показали, что количество испытуемых с высоким уровнем развития тактильного праксиса и навыка динамической работы рук возросло почти в 4 раза, а количество испытуемых с низким уровнем – сократилось в 5 раз.

Обследование силы тонуса и координации движений по методике «Сила тонуса и координация движений» показало, что количество испытуемых с низким уровнем развития силы тонуса и координации рук сократилось почти в половину, и составило 40% от общего процента выборки, количество испытуемых с высоким уровнем возросло в 2 раза и составило 20%.

Исследование щепоти по методике «Обследование щепоти руки» показало, что количество испытуемых с высоким уровнем возросло почти в 3 раза, количество испытуемых со средним уровнем навыка щепоти сократилось в 3,5 раза.

Проведенный эксперимент позволил сделать следующие выводы:

В ходе экспериментального исследования была теоретически и на практике обоснована проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи, были выявлены уровни развития мелкой моторики рук.

В связи с этим, можно сделать вывод, что проводимая нами система коррекционных упражнений очень эффективна и никакого отрицательного влияния не имеет. Экспериментальным путем доказано, что данная методика положительно влияет на развитие мелкой моторики рук дошкольников с общим недоразвитием речи и общее речевое развитие.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась полностью. Это свидетельствует о важности и высокой эффективности применения данных коррекционных методик и принципов в обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в теории на практике.

Публикации по теме:

Игра «Твистер» как средство развития мелкой моторики рук и двигательного рефлекса у детейИгра «Твистер» как средство развития мелкой моторики рук и двигательного рефлекса у детей Представляю вашему вниманию "Пальчиковый твистер" как развитие мелкой моторики рук у детей. О пользе такой игры, думаю, говорить особо.

Изобразительная нить как средство развития мелкой моторики рук 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность. Обладание речью важнейшая психическая функция человека. Посредством.

Пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики рук дошкольников (средняя группа) Тема: «Пальчиковые игры, как средство развития речи и мелкой моторики рук дошкольников». Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей,.

Шерстяная живопись как средство развития мелкой моторики рук у детей подготовительной группыШерстяная живопись как средство развития мелкой моторики рук у детей подготовительной группы Воспитатель: Паркачева Екатерина Викторовна Удмуртская Республика, г. Сарапул МБДОУ детский сад № 5 Наиболее эффективный способ развития.

Игры с карандашами как средство развития мелкой моторики рукИгры с карандашами как средство развития мелкой моторики рук В течение долгих я работаю с детьми. Одной из приоритетных направлений в моей работе является проблема по развитию мелкой моторики. Мною.

Использование игровых приемов на логопедических занятиях как средство развития детей с нарушением речи. Занятия с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Занимательность условного мира игры.

Использование игровых упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках.

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаПальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с детьми средней группы детского сада №211 были проведены пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика. для развития мелкой моторики рук.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста АННОТАЦИЯ В статье указывается на взаимосвязь развития мелкой моторики и общей умелости руки и моторной стороны речи. Описывается значение.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у дошкольниковПластилинография как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников Ни для кого не секрет, что моторика напрямую связана с формированием и развитием языковой функции ребенка, но не только языковой. Ученые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование на тему: Использование игровых упражнений по совершенствованию моторики рук как средство речевого развития
Опубликовано: 7 сентября 2017 в 20:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование на тему: Использование игровых упражнений по совершенствованию моторики рук как средство речевого развития» (включая файлы) размещена пользователем Мария Гаврикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД