Лифенко Ирина
Исследование гендерных особенностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Исследование гендерных особенностей у детей дошкольного возраста
В условиях изменений в социокультурной жизни общества наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. У детей уже в дошкольном возрасте складываются определенные представления о половых и социальных ролях человека. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания. Можно утверждать, что, гендерная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях.
Публикация «Исследование гендерных особенностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Изучением гендерной идентичности занимались отечественные исследователи, такие как В. В. Абраменкова, А. И. Захаров, М. Н. Зыков, Д. В. Ильченко, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Д. В. Колесов, В. С. Мухин, О. Г. Нугаева, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина, И. В. Романова и многие другие. Как влияет гендерная идентичность на развитие ребенка дошкольного возраста, каковы отличия в поведении мальчиков и девочек, – разрешение этих и других вопросов способствует успешному развития личности дошкольника, гармонизации взаимоотношений между обществом и личностью ребёнка.
Объект исследования : гендерная идентичность.
Предмет исследования : особенности гендерной идентичности у детей дошкольного возраста.
Цель исследования : изучить особенности гендерной идентичности у детей дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что:
1. Существуют различия в особенностях гендерной идентичности детей периода детства (3-6 лет) и детей периода школьного возраста (6-12 лет);
2. Мальчикам с периода детства присущи черты маскулинности, девочкам черты феминности;
Методологической основой исследования является концепция Бендас Т. В., которая понимала гендерную идентичность как отождествление себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик (2006г.).
В качестве эмпирических методов исследования были использованы следующие методики:
1. Полустандартизированное интервью «Изучение гендерных установок» (Каган В. Е.);
2. «Половозрастная идентификация» (Белопольская Н. Л.);
3. Гендерная характеристика деятельности мальчиков и девочек в детском саду (Гусева Ю. Е., Сабунаева М. Л.).
Выборку исследования, согласно возрастной периодизации Э. Эриксона, составили:
1. Период детства (от 3 до 6 лет) – 30 человек;
2. Период школьного возраста (от 6 до 12 лет) – 30 человек.
Уже в полтора года у ребёнка формируется первичное представление о собственной половой принадлежности. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение её объёма и усложнение структуры. Так, ребёнок двух лет, как правило, знает свой пол, но не может назвать причины его определения. Осознанно определить пол окружающих людей дети способны уже после трёх лет, однако часто связывают его с внешними признаками и допускают изменчивость. К 6 – 7 годам дети уже осознают необратимость половой принадлежности.
У детей уже в дошкольном детстве складываются определенные представления о смене физического облика человека, его половых и социальных ролей в связи с возрастом. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания. Можно утверждать, что как и любой познавательный процесс, половозрастная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях. Следовательно, можно заключить, что исследование половозрастной идентификации может дать важный материал об уровне психического развития конкретного ребенка.
Основная трудность при изучении процессов идентификации пола и возраста у детей дошкольного и младшего школьного возраста состоит в отсутствии соответствующих формализованных методик, которые позволяли бы дифференцированно оценивать достигнутый уровень идентичности. Методы наблюдения, естественного эксперимента и анализа речевой продукции, используемые для оценки зачатков самосознания у младших детей, мало пригодны для этих целей. Вместе с тем, не очень подходят для этих целей такие инструменты, как опросники, анкеты и автопортреты, широко применяемые для детей подросткового и более старшего возраста.
Планируется обследовать две представленные группы детей по трём выбранным методикам. Предполагается качественная и количественная (U критерий Манна-Уитни) обработка результатов исследования. При помощи сравнения полученных результатов по двум группам выборки мы сможем подтвердить или опровергнуть выдвинутую в начале исследования гипотезу.
Библиографический список:
1. Бендас, Т. В. Гендерная психология : Учебное пособие. СПб. : Питер, 2005. - 431 е. : ил. - (Серия «Учебное пособие»);
2. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет //Вопросы психологии, 2000, №2. С. 65-69;
3. Кон, И. С. Психология половых различий //Вопросы психологии, 1981, №2. С. 47-57;
4. Панфилова М. А. Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье. – Москва, 2009;
5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М., 2006. – 342 с.