Алевтина Никитенко
Исследование диалогической речи дошкольников по методикам Ф. Г. Даскаловой и Р. Е. Левиной
▼ Скачать + Заказать документы
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СЕРИИ ЗАДАНИЙ по диагностической методике Ф. Г. Даскаловой
1-ое задание. Ассоциативное дополнение слова в предложении - подбор и активное употребление имен существительных
1 - Ребенок толкает.
2 - Девочка качает.
3 - Зайчик грызет. .
4 - Мама стирает. .
5 - Девочка поливает.
Оценка: 5 верных ответов -5 баллов.
2-ое задание. Подбор и активное употребление глаголов
1 - Что делает зайчик?
2 - Что делает ребенок?
Публикация «Исследование диалогической речи дошкольников по методикам Ф, Г, Даскаловой и Р, Е, Левиной» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лев, львенок. Все о львах для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3 - Что делает петух?
4 - Что делает мама?
5 - Что делает папа?
Оценка: 5 верных ответов – 5 баллов.
3-е задание. Подбор и активное употребление имен прилагательных
1 - Какое яблоко (по величине, цвету и пр. ?
2 - Какая собака?
3 - Какой слон?
4 - Какие цветы?
5 - Какая зима?
Оценка: 5 верных ответов – 5 баллов.
4-ое задание. Практическое применение грамматических (морфологических) правил изменения слова
1 - Как говорится о маленьком стуле? А если их много?
2 - Как говорится о маленькой собаке? А если их много?
3 - Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?
Оценка: 2 верных ответа – 5 баллов.
5-ое задание. Словесное объяснение определенного действия и его последовательности:
1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик?
2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?
Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач – 5 баллов.
Оценка речевого развития диалогической речи определяется по баллам:
от 10 до 15 - низкое речевое развитие;
от15 до 20 - среднее речевое развитие;
от 20 до 25 - высокое речевое развитие;
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧЬЮ ДЕТЕЙ (по методике
Р. Е. Левиной) осуществляется в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности (логопедические занятия и различные виды предметно-практических занятий, воспитательские занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим).
Основное внимание педагог обращала на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответы, задать вопрос педагогу) и на особенности речевого поведения. Беседа предполагала комплексное исследование ребенка.
Основное внимание уделялось оценке критериев, выделенных Р. Е. Левиной :
- Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.
- Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.
- Речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.
Критерии оценки средств общения, выделенные Р. Е. Левиной, имеет бальную систему. Высшая оценка выполнения задания равнялась 5 баллам. Были введены обозначения: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.
4 - 5 балла - полное, самостоятельное, логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных предложений, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза - высокий уровень.
2- 3 балла - отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения - средний уровень.
1 - 0 балла - нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимателен, речь интонационно невыразительна - низкий уровень.