Юлия Ламанова
Исследование детских рисунков на тему «Человек» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Ребенок живет в социальном мире, мире взрослых людей, который привлекает внимание ребенка. Познавая, кто такой человек, а именно взрослый, формируя представления о нём, создавая образ человека, ребёнок познает себя, видит перспективу развития, ищет свой «подсознательный идеал».
Поэтому, по мнению Козловой С. А, Куликовой Т. А. проблема формирования образа человека является важной.
Публикация «Исследование детских рисунков на тему „Человек“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
К данной проблеме обращались такие педагоги, как Н. Ф. Виноградова, Н. Витяева, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, Л. Н Павлова, Е. Рылеева, Г. Степанова, С. Щеглова, и психологи - А. А. Бодалев, В. В. Степанова, Б. П. Юсов и др. Вопросы, связанные с детским рисунком, с отражением в нем представлений о человеке рассматривали В. В. Бакушинский, О. М. Дъяченко, В. И. Игнатьева, В. С. Мухина, и др.
Проведение исследования детских рисунков, позволяет более глубоко изучать внутренний мир ребёнка, его отношение к окружающим его людям, представления о них, тот образ человека, который был сформирован.
О содержании образа человека говорили А. А. Бодалев, С. А. Козлова, Т. А Куликова, В. С. Кузин, Павлова Л. Н., Степанова Г. и другие.
В настоящее время проблема формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования является мало разработанной. Нет единого мнения на необходимость формирования образа человека. А также того, что необходимо знать ребёнку о человеке, с какими аспектами жизни человека нужно знакомить детей, как формировать эти представления, из которых в впоследствии будет складываться образ человека.
Для определения интеллектуального уровня, эмоционального и внутреннего состояния, личностных качеств и готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, было предложено рисование на тему «Человек». А также данная работа проводилась с целью выявления уровня способности детей передать образ человека в рисунке.
Всего в тестировании принимали участие 22 ребё нка: 8 детей из старшей группы, 14 детей из подготовительной группы.
Как интерпретировать рисунок человека
Содержание статьи
Голова (лицо, глаза, ресницы, брови, рот, зубы, губы, нос, уши, лоб, подбородок, волосы)
Шея
Туловище (плечи, пупок, внутренности, гениталии)
Конечности (руки, ладони, пальцы, ноги, ступни)
Прочее
Как известно, с помощью рисунка можно определить уровень развития ребенка и особенности его психики. Рисунок малыша дает представление об умственном развитии. Личностные же качества интерпретируются через рисунок, начиная со старшего дошкольного возраста. Часто с этой целью применяют рисунок человека – то, что детям наиболее интересно изображать, и с чем им легче всего себя ассоциировать.
Такой тест могут провести и родители. Хотя человек, не имеющий специальных знаний по этой теме, не сможет поставить диагноз и сделать глубокие выводы, основные черты определить не тяжело. Если знать, куда смотреть.
Для проведения теста дайте ребенку чистый лист бумаги, желательно формата A4, положите его вертикально. Рисовать нужно карандашами средней мягкости. Хорошо, если под рукой у ребенка будет также ластик. Но тогда внимательно следите за тем, что он стирает и что нарисует взамен. Задача ребенка – нарисовать человека. И сделать это он должен тщательно и красиво, насколько только у него хватит умения.
Когда рисунок готов, похвалите ребенка, уточните детали, которые вам не понятны, и приступайте к интерпретации. Здесь важна любая мелочь.
Голова
Это сфера интеллекта, воображения и контроля желаний и побуждений.
Если ребенок уделяет голове слабое внимание, это может говорить о проблемах социальной адаптации, трудностях в общении, слабых интеллектуальных способностях или даже наличии невроза.
Если голова изображается в последнюю очередь, возникает подозрение в наличии каких-то межличностных конфликтов.
• непропорционально большая голова – уверенность в том, что мышление много значит в жизни человека; у противоположного пола – признание превосходства противоположного пола; может свидетельствовать о головных болях;
• маленькая голова – ребенок считает себя интеллектуально отсталым от окружения;
• нечетко нарисованная голова – застенчивость, робость.
Лицо – самая социальная часть рисунка.
Части тела, находящиеся на лице, обеспечивают сенсорный контакт с действительностью.
Если оно рисуется в последнюю очередь, это говорит о чрезвычайной настороженности и часто враждебности к окружающим.
Излишняя сосредоточенность на лице говорит о попытке создать образ успешного, социально адаптированного человека, что делается с целью компенсировать свою низкую самооценку.
• тщательно выделенное, подчеркнутое лицо – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом, а также здоровое самоуважение;
• лицо неясное, тусклое, схематичное, пропуск некоторых черт – сложности в общении, робость, стремление уйти от конфликтов;
• закрашенное лицо – знак утраты чувства собственного «я»;
• роботоподобное или звериное лицо – те же симптомы;
• звериный оскал, злое выражение лица говорят об агрессивности.
Глаза – отражение внутреннего мира ребенка.
• большие глаза, со зрачками или с закрашенными склерами – тревожность, беспокойство, просьба о помощи;
• маленькие – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами и переживаниями;
• закрытые (спрятанные) – стремление отгородиться от внешнего мира, спрятаться от того, на что неприятно смотреть;
• широко открытые, но не преувеличенные – признак любознательности;
• глаза-точки, глаза-щелочки – замкнутость, внутренний запрет на плач, на открытый показ (отрицательных) эмоций;
• зрачки отсутствуют – крайний эгоцентризм или чувство враждебности окружения;
• красивые, хорошо прорисованные – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям;
• скошенный взгляд – подозрительность.
Ресницы
• длинные – кокетливость, склонность демонстрировать себя.
Брови
• аккуратные – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности;
• густые, мохнатые – грубость характера, строптивость, несдержанность, примитивность нравов;
• поднятые ассоциируются с надменностью и высокомерием.
Рот – символ агрессии.
Уделение рту большого внимания маленькими детьми говорит о том, что они еще сохранили память о грудном вскармливании. А вот у ребенка более старшего возраста это уже является признаком зависимости, несамостоятельности.
• большой, или заштрихованный, или открытый – явная агрессия (может быть вербальной);
• рот-черточка говорит о внутреннем напряжении;
• клоунский рот – вынужденная приветливость, неадекватность чувств;
• отсутствие рта, рот-точка – скрытие чувств или неумение их выразить.
Зубы
• четко прорисованы – агрессивность, которая может носить защитный характер.
Губы – символ чувственности.
• пухлые губы, нарисованные девочкой, – признак правильной половой идентификации;
• хорошо прорисованные подростком – самолюбование, любовь к себе.
Нос
Многими психологами рассматривается как сексуальный символ. Но в случае детского рисунка это трактовка более чем спорна.
• широкий, выдающийся – презрение;
• отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности, незрелости.
Уши – орган восприятия критики.
Их дети начинают изображать в довольно позднем возрасте. поэтому отсутствие ушей считается не значимым. С другой стороны, если их изображает маленький ребенок, это может быть знаком того, что он большое значение уделяет мнению других людей о себе. Если они есть, то это обозначает открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.
• подчеркнуты, выделены – чувствительность к замечаниям, осуждению; озабоченность проблемой послушания;
• маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее;
• большие уши рисуют послушные дети.
• отсутствуют (у большого ребенка) – человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.
Лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов.
• отсутствует – сознательное игнорирование умственной сферы.
Подбородок – символ силы воли, властности, мужественности.
• слишком крупный – расценивается как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности.
• слишком подчеркнутый, увлечение изображением подбородка – обозначает стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.
Волосы
• сильно заштрихованы – тревога;
• выделены – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры;
• акцент на волосах на рисунке девочки (пышные прически, длинные волосы в сочетании с явными элементами украшательства) – свидетельство раннего сексуального созревания.
Шея
Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами.
Поэтому области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.
• чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, стремление контролировать их;
• длинная тонкая шея – жесткий самоконтроль, зажатость, стремление к самоустранению от мира собственных сильных эмоций;
• короткая толстая шея – прямолинейность, естественность, уступки своим слабостям и желаниям.
• отсутствие шеи – признак незрелости (в случае с маленькими детьми это нормально).
Туловище
Символ представления ребенка о физическом облике человека, средоточие его жизненных сил.
• угловатое или квадратное – мужественность, энергичность, экспрессивность;
• округлая форма – уравновешенность, спокойный характер, некоторая женственность;
• слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых человеком потребностей; если оно нарисовано ребенком нормального телосложения, то это является выражением внутренней силы;
• слишком маленькое, слабое, хрупкое – чувство унижения, собственной слабости; нарисованное сильным ребенком может быть знаком переживаний из прошлого опыта.
• сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком — это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.
Плечи – признак физической силы или потребности во власти.
• слишком крупные, широкие – сила и превосходство или чрезмерная озабоченность силой и властью; у подростков это может быть знаком сексуальной неадекватности;
• узкие, маленькие – ощущение малоценности, ничтожности;
• слишком угловатые – признак осторожности, потребности в защите;
• покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненной силы.
Пупок
• на рисунке маленького ребенка – признак эгоцентризма;
• на рисунке ребенка старшего возраста – выражение инфантильности или стремления уйти в себя.
Внутренности
Крайне негативный признак, свидетельствующий о серьезных психических нарушениях.
Гениталии
Их изображение очень необычно для ребенка, поэтому если они присутствуют, этому следует придать особое значение.
• на рисунках малышей это свидетельствует о ранней осведомленности, высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы;
• на рисунках более старших детей это говорит о раннем сексуальном развитии;
• на рисунках подростков это является знаком возможных проблем в сексуальной сфере, переживаниями, связанными с вопросом пола.
Конечности
Руки. Их функция – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, то есть способность действовать. Это символ активности, коммуникативности и контактности.
• отсутствие рук – пассивность, бездеятельность, необщительность, робость, интеллектуальная незрелость; может обозначать чувство вины, испытываемое за свою агрессивность;
• длинные – общительность, амбициозность, стремление собирать и накапливать;
• короткие – внутренняя слабость, нерешительность, недостаток общения, замкнутость, стремление держать себя в рамках;
• мускулистые, длинные – потребность в физической силе;
• слабые, длинные – ощущение своего слабого физического состояния, зависимость, потребность в опеке;
• слишком крупные –потребность в лучших отношениях с окружающими;
• широкий размах рук, гибкие, подвижные руки – общительность, активное взаимодействие с внешним миром;
• жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки – поверхностные и не эмоциональные контакты с внешним миром;
• прижатые к телу, в карманах, за спиной, вяло висят вдоль тела – чувство вины, неуверенность в себе, внутреннее напряжение, замкнутость;
• поднятые вверх – враждебное отношение, агрессивность;
• закрашенные – агрессия;
• шире у ладони или у плеча – недостаточный самоконтроль, импульсивность;
• скрещенные на груди – мнительность, скрытность.
Ладони
• крупные, большие – признак деятельного, взрывного характера;
• слабо прорисованные – недостаток общения;
• заштрихованные – говорят о чувстве вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным поведением;
• отсутствуют – свидетельство неприспособленности, отсутствия веры в свои силы, чувства непригодности.
Пальцы
• больше пяти – ребенок чувствует себя сильным (если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой руке – то в мире за пределами семьи: школе, саду, дворе и др.);
• меньше пяти – чувствует себя более слабым, чем окружающие;
• тщательно прорисованные – способность контролировать ситуацию;
• <длинные пальцы, кулаки – признак агрессии, воинственности, бунтарства; если кулаки прижаты к телу – агрессия подавляется.
Ноги – символ крепкой опоры, устойчивости в жизни и свободы.
Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая – в семье.
• непропорционально длинные – сильное стремление к независимости;
• слишком короткие, тонкие, плохо прорисованные, заштрихованные – слабость и неуверенность, ощущение собственной никчемности, упадок духа;
• отсутствуют – робость, замкнутость;
• акцентированы – грубость.
Ступни
Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле, тем сильнее его ощущение надежности.
• слишком длинные – потребность в безопасности;
• слишком маленькие, неустойчивые – скованность, зависимость, чувство незащищенности;
• обращены пальцами к наблюдателю или отсутствуют – неуверенность;
• нарисованы в профиль – признак устойчивости, уверенности в себе.
Прочее
Нарушения пропорций по отношению к правой и левой стороне свидетельствуют об отсутствии личного равновесия. Искажения, идущие по правой стороне, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их воплощают. Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональной привязанности.
Разрозненность частей тела. Отказ создать целостный рисунок отмечается у детей с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.
Дополнительные детали
Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения.
Пуговицы в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности.
О том же самом может свидетельствовать выделение карманов.
Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст.
Другие сексуальные символы — это трубка, сигарета и реже трость.
Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.
Если фигура украшена дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр., это обозначает повышенное внимание к собственной персоне.
Заключение
По результатам анализа литературных источников по вопросу формирования образа человека у детей 6-7 лет мы сделали вывод, что нет однозначного понимания, что такое образ, так же достаточно сложен сам процесс формирования образа, он представляет собой сложный и многомерный процесс.
Анализ рисунков детей показал, что образ человека предстает через отображение своих близких. Т. е. у детей старшего дошкольного возраста происходит ассоциация с ближайшим окружением.
По результатам анализа детских работ нами были выявлены следующие уровни:
Высокий уровень имеют дети, хорошо владеющие навыками рисования (6 человек). Настя Ч. показала высший уровень в детализированном изображении человека.
Средний уровень имеют дети, также неплохо владеющие навыками рисования (10 человек).
Низкий уровень имеют дети, имеющие проблемы во владении техническими навыками рисования (4 человека). Владик Р. продемонстрировал низший уровень во время проведения тестирования.
Так же дети при изображении человека показали зависимость от способа изображения. Она представлена была тем, что дети повторяли, то чему их учили, сами не искали способа передачи, так же было искажение величины и пропорций, но старательно прорисовывались детали.
Для рисунков характерна однотипность, что подтверждает необходимость разработки серии занятий по формированию образа человека в рисунках детей 6-7 лет.
Проанализировав полученные данные можно сделать следующий вывод: 32% имеют высокий уровень подготовки, 45% - средний уровень, 23% низкий уровень готовности к школе. Низкий уровень школьной готовности имеют дети, у которых слабые показатели по развитию моторики и зрительно – пространственному восприятию. Родители осведомлены, рекомендации даны.