нат гейм
Иры на расширение словарного запаса для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Иры на расширение словарного запаса для детей 3–4 лет
Что бывает осенью (зимой, весной, летом?
Цель: закрепить понятие о временах года, активизация словаря по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и называет их.
3агадки Зайца.
Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
Публикация «Иры на расширение словарного запаса для детей 3–4 лет» размещена в разделах
Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.
Ход: Взрослый объясняет ребенку что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: длинная, красная, хрустящая (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный, сочный (помидор) и т. п.
Чудесные овощи (фрукты)
Цель: закрепить названия овощей, их цвета.
Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.
Ход. Ребенок по одному достает из мешочка овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей.
Какой овощ пропустили?
Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.
Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.
Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет, ребенок должен отгадать какой. Он называет и описывает его.
Что в корзинке?
Цель: познакомить с фруктами (овощами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.
Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.
Ход. Ребенок по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть».
Соберем фрукты в саду
Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке.
Оборудование: натуральные фрукты или муляжи.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сначала возьми одну грушу, потом много яблок, возьми красное яблоко.» и т. д.
Магазин «Фрукты»
Цель: научить выражать просьбу словами : «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы.
Оборудование: натуральные фрукты или муляжи, корзинка или сумка.
Ход. Взрослый играет роль продавца. Он помогает оформить просьбу или комментирует действия безречевого ребенка, называя предмет, его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? Вот какое красивое яблоко ты купила! На, Настя, яблоко, положи его в корзинку!»
Узнай игрушку
Цель: уточнение и активизация словаря по теме.
Оборудование: мелкие игрушки в мешке.
Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например: Эта игрушка красного цвета с синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть ней руками, и ногами. Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка. Затем ведущим становится ребенок.
Угадай, кто улетел? (насекомые, птицы)
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением насекомых.
Ход. Взрослый раскладывает в ряд на столе картинки. Ребенок их называет. Затем взрослый предлагает малышу закрыть глаза, а сам в это время убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза и называет, какое насекомое улетело.
Уложим куклу спать
Цель: познакомить с предметами одежды, ее деталями, рисунком, цветом.
Оборудование: кукла с комплектом кукольной одежды, кукольная кроватка.
Ход. Взрослый предлагает ребенку уложить куклу спать. Ребенок раздевает куклу и комментирует действия:
«Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т. д. По ходу игры взрослый должен активизировать речь ребенка, задавая наводящие вопросы: «Что надо расстегнуть на платье?» Если малыш затрудняется ответить, взрослый отвечает сам.
Кукла проснулась.
Цель: уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, рисунка, цвета.
Оборудование: кукла на кроватке, комплект кукольной одежды.
Ход. Взрослый демонстрирует ребенку куклу, которая спит на кроватке. Затем он объясняет, что кукла проснулась, и ее нужно одеть. Ребенок одевает куклу и сопровождает действия речью: «Оденем кукле маечку, чистую белую маечку». Для активизации речи детей взрослый задает ребенку вопросы: «Что ты надеваешь кукле? Какого цвета маечка?»
Нарядим куклу
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.
Ход. Взрослый предлагает ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься на лыжах, на праздник, па пляж и т. д.). Ребенок одевает ее, например, на прогулку и описывает одежду куклы: «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь ребенка, взрослый спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?»
К кукле пришли гости
Цель: познакомить с названием посуды, ее цветом, формой, назначением.
Оборудование: кукольная или настоящая посуда, стол, кукла, мишка и зайка.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что к кукле пришли гости, поэтому нужно накрыть стол к чаю. Малыш выполняет поручения взрослого: «Поставь хлебницу на середину стола. Рядом поставь мелкие тарелки и чашки с блюдцами, справа положи чайные ложки». Во время выполнения задания взрослый активизирует речь ребенка, задавая ему вопросы: Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?» и т. д.
Угостим медведей чаем
Цель: закрепить названия предметов посуды. Учить образовывать уменьшительно- ласкательную форму слов, ввести в словарь прилагательные большая, средняя, маленькая.
Оборудование: три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя».
Ход. Ребенок выбирает из набора посуды чашку, тарелку и ложку для медведя, медведицы и Мишутки, комментирует действия, употребляя прилагательные большая, средняя и самая маленькая. Мишуткину посуду необходимо называть ласково «чашка – чашечка, ложка – ложечка…»
Помоем посуду
Цель: расширять словарь по теме, активизировать речь.
Оборудование: таз с водой, кукольная посуда.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что после завтрака нужно помыть посуду. Он начинает мыть посуду, рассказывая, что посуда была грязная, а теперь она чистая. Ребенка необходимо побуждать называть предметы посуды и действия (мыть, сушить).
Мой дом
Цель: познакомить с частями дома.
Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями: окно, стена, крыша, дверь, труба (если есть, определяют высокий дом или низкий. Затем взрослый просит ребенка отгадать, о чем он говорит: «Через эту часть дома люди заходят в дом и выходят. Что это? (дверь) Это нужно дому для того, чтобы защищать своих жильцов от дождя и снега (крыша)» и т. д.
Разноцветная улица
Цель: закрепить и расширить словарь но теме, научить располагать дома ровно в ряд.
Оборудование: картонные дома разных цветов и размеров.
Ход. Взрослый предлагает ребенку построить улицу, располагая дома на столе в один ряд (слева направо). После того, как ребенок положил дом, ему задают вопросы: «Что ты положил? Какого цвета этот дом? Что есть у дома?»
В гостях у куклы Оли
Цель: уточнить название предметов мебели, ее назначение.
Оборудование: кукольная мебель, кукла.
Ход. Взрослый приглашает ребенка пойти в гости к кукле Оле. У куклы дома есть разная мебель. Взрослый вместе с ребенком рассматривают мебель, определяют из чего она сделана, уточняют ее назначение.
Мастерим мебель
Цель: уточнить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: Строительный материал (кубики).
Ход. По образцу взрослого ребенок строит мебель для любимой куклы или другой игрушки. Все действия взрослый комментирует, активизируя речь ребенка вопросами: «Сейчас мы сделаем стул для куклы Оли (строит стул из кирпичика и кубика). Какого цвета кубики я взяла? Зачем кукле нужен стул? Построй еще один стул для гостей куклы Оли».
Доктор
Цель: активизировать словарь по теме «Человек, части тела»
Оборудование: игрушечные атрибуты медика.
Ход. Взрослый предлагает ребенку поиграть в больного и доктора. Сначала доктором будет ребенок, взрослый жалуется, что у него болит голова (рука, нога, ухо и т. д.). «Доктор» должен осмотреть больного и «полечить» его. Затем взрослый и ребенок меняются ролями.
Кто во что одет
Цель: сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки.
Ход. Взрослый сравнивает одежду детей : «У Насти — платье, а у Саши рубашка и брюки. У Настиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки — длинные» и т. д. Ребенка взрослый активизирует вопросами: Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» Если ребенок затрудняется, взрослый сам отвечает на вопросы.
Вспомни, что делает
Цель: уточнение, расширение и активизация глагольного словаря по теме «Семья»
Оборудование: картинки с изображением мальчика, девочки, мамы, папы.
Ход. Взрослый показывает малышу картинку изображением мальчика и предлагает подумать сказать, что может делать мальчик (ходить, бегать, прыгать, есть, играть, рисовать и т. д.) Аналогично происходит подбор действий по другим картинкам
Кто это? (животные)
Цель: уточнить и расширить словарь ребенка но теме.
Оборудование: игрушка (кошка, собака, корова, лошадь).
Ход. Взрослый показывает ребенку мешочек и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, например собаку, и беседует с малышом о ней. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Кто это? Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Как называется детеныш собаки? Как она кричит? Что умеет делать? Где живет?» Если ребенок затрудняется отвечать на вопросы, взрослый ему помогает.
Помоги маме найти
детенышей.
Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку, например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.
Кто как кричит?
Цель: научить ребенка узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-либо домашнего животного или птицы и бросает мяч ребенку. Тот называет это животное в возвращает мяч: «Мяу – мяу» (кошка). «Гав – гав» (собака). «Му — му» (корова). «Иго — го» (лошадь). Старшие дети называют действие: «Кудахчет, кукарекает, пищит, гогочет, крякает».
Машины
Цель: уточнить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: несколько грузовых и легковых машин, различающихся по внешнему виду в мешке.
Ход. Взрослый по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовик, гоночная и т. д., цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма. Взрослый знакомит малыша с обобщением: грузовые машины перевозят грузы, а легковые — людей.
Что лишнее? (времена года)
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д. ,
Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. По ходу игры ребенку задают вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?»
«Украсим елку к празднику»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: настоящая или искусственная елка, пять-семь елочных игрушек.
Ход. Сначала рассматривается елка без игрушек. Ребенка просят рассказать все, что он знает о ней. Затем уточняют, какой скоро будет праздник и как надо подготовить елку к нему. После этого рассматриваются игрушки. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами о цвете игрушек, объясняет, какие бывают игрушки — стеклянные, бумажные, пластмассовые. Предлагает ребенку повесить игрушку, уточняя на какие ветки (нижние, верхние, длинные, короткие).
Елочка.
Цель: уточнить и расширить словарь по теме.
Оборудование: настоящая или искусственная елка.
Ход. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть елку. Он объясняет, что елка — это дерево, у него есть ствол, ветки, иголки. Речь ребенка активизирует вопросами: «Какого цвета ствол? Какого цвета иголки? Потрогай иголки. Какие они? (острые) Покажи нижние ветки, верхние. Где растет елка?» Затем
«Сделай снеговика»
Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.
Оборудование: три белых кружка разной величины.
Ход. Ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (Маленький)
Птичий двор
Цель: уточнить и расширить словарь ребенка но теме.
Оборудование: игрушки: петух, курица, цыплята.
Ход. Взрослый показывает ребенку мешочек и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, например петуха, и беседует с малышом о нем. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Кто это? Какие части тела у него есть? Покажи хвост, спинку, голову. Какого цвета перышки? Чем питается? Как он кричит? Что умеет делать? Где живет?» Если ребенок затрудняется отвечать на вопросы, взрослый ему помогает.
Угадай, кто это?
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением диких животных.
Ход. Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки. Если ответ правильный, демонстрируется картинка-отгадка:
Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Волк.)
Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Лиса.)
Маленький, длинноухий, пугливый. (Заяц.)
Один – много
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч
Большой – маленький
Назови ласково
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно—ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки с изображением предметов большого и маленького размера.
Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого предмета и спрашивает, как он называется. Затем просит назвать маленький предмет (ласково).
Осенние листья (лото)
Цель: расширять словарь по теме
«Осенние деревья», научить употреблять существительные в родительном падеже.
Оборудование. Осенние листья березы, дуба, клена, липы, наклеенные на одну больную карточку и на отдельные карточки.
Ход. Перед детьми лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Ребенок берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую.
Чего не стало?
Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание.
Оборудование: игрушки или предметные картинки
Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять З - 4 раза.
Поваренок
Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные
овощи.
Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение
(щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).
Чего не хватает?
Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.
Оборудование: картинки с изображением предмета без какой – либо части (флажка без палочки, шарика без ниточки, машинки без колес).
Ход. Ребенок рассматривает картинку и находит ту часть, которой нет и говорит, чего не хватает.
Ложка и стакан.
Цель: сформировать понимание некоторых предлогов.
Оборудование: две ложки и два пластиковых стакана.
Ход. Перед взрослым и перед ребенком стоит стакан с ложкой. Взрослый демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан» и т. д. Затем ребенок выполняет инструкции взрослого.
После этого, если ребенок говорящий, он может самостоятельно демонстрировать какое-либо действие и комментировать его. Взрослый же в это время следит за правильностью речи малыша.
Кошкин дом
Цель: активизировать словарь по теме, развить понимание предлогов в, на, из, под.
Оборудование: игрушечный дом, игрушка «Кошка» или картонные дом и кошка.
Ход. Взрослый рассказывает ребенку, что в этом доме живет кошка. Он показывает, как кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окном. Потом просит ребенка проделать те же действия и прокомментировать их.
Где сейчас машина?
Цель: учить понимать предложные конструкции.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.
Ход. Взрослый раскладывает картинки перед ребенком. Затем просит его показать машину, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту и т. д.
Ме6ель для Мишутки
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Предварительно перечитывают ребенку сказку «Три медведя». Затем взрослый предлагает ребенку поиграть. Он будет называть мебель для Михаила Ивановича, а малыш для Мишутки:
кровать — кроватка, стул – стульчик, стол – столик, шкаф – шкафчик, диван – диванчик, кресло - креслице
Гномик и великан
Цель: учить образовывать существительные с суффиксом -ищ-
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет какую-нибудь часть тела гномика и бросает мяч ребенку. Тот называет часть тела великана, возвращает мяч взрослому : «носик - носище, глазки - глазище, головка – головища, ручка - ручища» и т. д.
Что на елке, а что (кто) под елкой?
Цель: закрепить понимание предлогов, активизировать словарь по теме.
Оборудование: наряженная елка, Дед Мороз, Снегурочка, нарядная коробочка.
Ход. Взрослый просит показать и назвать, что он сидит на елке, что под елкой. Предлоги выделять голосом.
Помоги маме найти своих детенышей.
Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку, например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.
Кто где спрятался?
Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.
Оборудование: игрушечная кошка или собачка.
Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол). «Правильно. Собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее.
Лисьи прятки.
Цель: упражнять в употреблении предлога за.
Оборудование: игрушечные деревья, избушка, пенек, игрушечный лисенок.
Ход. Взрослый и предлагает ребенку спрятать лисенка за дерево, за домик, за пень. Затем задает вопрос: «Куда ты спрятал лисенка?»
Кто чем питается?
Цель: закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.
Оборудование: картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса.
Ход. Картинки с изображением пищи раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. Ребенок отвечает и помещает рядом с животным нужные картинки.
Покатаем в машине игрушки.
Цель: активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.
Оборудование: большая грузовая машина, игрушечные пассажиры — кукла, мишка и др.
Ход. Взрослый предлагает ребенку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей грузовой машины, их цвет и форма. Ребенок усаживает «пассажиров» и катает их. Взрослый задает вопросы: «Кто едет в машине? Что делает кукла? Что делает машина?» Затем он просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т. д.
Где бабочка?
Цель: формировать понимание предлогов.
Оборудование: бумажная бабочка, искусственный или настоящий цветок.
Ход. Взрослый выполняет различные действия с бабочкой (сажает ее на цветок, под цветок, на листик, держит над цветком и т. д.) В это время спрашивает у ребенка, где бабочка и контролирует правильность его ответов. Затем предлагает ребенку поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.
Два – две
Цель: познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи.
Оборудование: зеркало.
Ход. Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Затем взрослый предлагает назвать, чего у человека две. Взрослый исправляет все допущенные малышом при подборе слов ошибки.